Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности «Где живёт вода? Какая она?»

Юлия Лашкова
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности «Где живёт вода? Какая она?»

Конспект занятия по познавательному развитию

с элементами экспериментально-исследовательской деятельности

«Где живёт вода? Какая она?"

Задачи:

развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями;

ознакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды; выявить вещества, которые растворяются в воде, которые не растворяются в воде;

познакомить со способом очистки воды – фильтрованием.

Предварительная работа:

беседы о воде, её роли в жизни человека;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности „Где живёт вода? Какая она?“» размещена в разделах

проведение занятий - экспериментирований с водой;

рассматривание иллюстраций на тему "Вода";

использование игр о воде: "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др. ;

чтение художественной литературы.

Оборудование: стаканы, чайные ложки на каждого ребенка, глобус, сахар, соль, мука, шампунь, растительное масло, гуашь, воронка, вата, вода, мыльные пузыри.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает детям загадку о воде:

Мы говорим: «Она течёт»,

Мы говорим: «Она играет».

Она бежит всегда вперёд, но никуда не убегает (вода).

Демонстрация глобуса.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что я принесла. Кто знает, что это такое?

Дети: - Это глобус.

Воспитатель: Правильно. Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на глобус?

Дети: Можем увидеть моря, океаны, горы, реки, страны.

Воспитатель: Молодцы. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети: Синего, голубого, бледно-голубого.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, что изображено этими цветами на глобусе?

Дети: (ответы детей).

(Раздаётся стук в дверь, в группу входит девочка в костюме капельки.)

Воспитатель: Ребята, кто к нам пришёл? Кто ты?

Девочка: Я Капелька воды.

Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?

Капелька: На огромной планете Земля

Жила скромная чистая капля

Ей вопросы мешали, друзья:

Где живу? Какими свойствами я обладаю?

Воспитатель: На вопросы ответить, ребята,

Сама капля не сможет.

Ждёт она, не дождётся,

Когда мы ей поможем.

Ребята, поможем нашей гостье ответить на интересующие её вопросы?

Ответы детей.

Воспитатель: Для чего нужна вода человеку?

Ответы детей: (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).

Воспитатель: Правильно, а сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет? Почему? Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет.

Трудно найти на земле место, где бы не было воды. Вода есть повсюду.

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее Вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды вам не прожить!

Капелька: Мне сказали, что у вас в группе живут мои сестрички-капельки. Это правда?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Капельке воды найти её сестричек. Подскажите, где можно их повстречать у нас в группе.

Путешествие-поиск капелек воды по группе.

Вместе с детьми Капелька воды ходит по группе, и дети показывают ей, где можно повстречать воду. На каждом объекте, где находим воду, приклеиваем знак капельки. После чего дети объясняют, для чего нужна вода в каждом из найденных объектов.

В уголке природы: лейка с водой. (Приклеить капельку).

Дети: Растениям нужна вода, они живые и без воды могут погибнуть.

В туалетной комнате. (Приклеить капельку).

Дети: Вода нужна, чтобы мыть руки, лицо.

Около мойки в подсобном помещении. (Приклеить капельку).

Дети: Помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы мыть посуду, полы, игрушки.

На столе, где стоит бутылка с водой для питья. (Приклеить капельку).

Дети: Вода нужна, чтобы мы могли её пить.

Воспитатель: Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь, но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут, где ты можешь ещё их повстречать.

Дети: Капельки воды живут в реке, озере, море, луже, океане.

Воспитатель: Вот видишь, капелька, как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек.

Знакомство со свойствами воды.

Воспитатель: Ребята, нашу гостью интересовал ещё один вопрос, какими свойствами она обладает. Давайте вспомним, с какими свойства мы уже знакомы?

Дети: Вода-это жидкость, она прозрачная, не имеет цвета, запаха, может растворяться)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете все вещества могут растворяться в воде?

Давайте попробуем найти ответ на этот вопрос и сейчас мы все вместе отправимся в мини-лабораторию, и как настоящие учёные будем проводить опыты, чтобы узнать ответ на этот вопрос. Но для начала немного отдохнём.

Физкультминутка «К речке быстрой».

К речке быстрой мы спустились, (шагаем на месте)

Наклонились и умылись. (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились. (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс. (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль. (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой (шагаем на месте)

И отправились домой.

2. Эксперименты.

Воспитатель подводит детей к столам для опытов.

Воспитатель: Итак, мои ученые, мы с вами оказались в научной лаборатории. Посмотрите на наши лабораторные столы, они тоже готовы к работе.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что вода таит в себе много неизвестного. Я сейчас предлагаю поближе познакомиться с водой; узнать, какая она может быть. И ты, Капелька, к нам присоединяйся. Но сначала вспомним правила поведения во время опытов.

Беседа по технике безопасности.

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Слушать воспитателя и внимательно следить за результатами опыта.

4. Аккуратно работать со стеклянной посудой.

5. Нельзя пробовать вещества на вкус – есть опасность отравиться.

Вода – растворитель. (Первую часть опыта проводят дети под руководством воспитателя. Вторую часть проводить воспитатель, дети наблюдают).

1. Предложить положить и размешать в воде сахар, соль. После растворения веществ, предложить попробовать воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (Они растворились и изменили вкус воды).

2. Какого цвета вода? (Прозрачная).

Как вы думаете, можно нарисовать капли дождя прозрачной водой? (Нет).

Почему? (Не будет видно капельки).

Так, что нам надо сделать с водой, чтобы она была видна? (Закрасить воду краской).

Молодцы, догадались. А из воды, окрашенной краской, можно сделать цветные льдинки.

Вывод: соль, сахар и краска растворяются в воде.

Оборудование: сахар, соль, краска, ёмкости для воды, ложки.

Воспитатель: Ребята, а теперь попробуйте растворить в воде муку, шампунь и подсолнечное масло.

Что мы видим в стакане, где растворяли шампунь? (Растворяется, но становиться мутной и скользкой).

Обращаем внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана).

Что мы видим в стакане, где растворяли подсолнечное масло? (Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности).

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Оборудование: шампунь, растительное масло, мука, ёмкости для воды, ложки.

Фильтрование воды. (Опыт проводит воспитатель).

Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Иванушка превратился в козлёночка). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. Самым простым способом, который вам в жизни может пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, вату и емкости для воды. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтров, которые можно сделать самим. Но лучше пить вод, очищенную специальными фильтрами.

1. Вода растворяет многие вещества, и не все из них удается отфильтровать в бытовых условиях.

2. Даже после фильтрования загрязненную воду нельзя употреблять в пищу не кипяченой.

3. Загрязненной водой после ее фильтрования можно мыть руки, стирать белье и использовать для различных хозяйственных нужд.

Оборудование: воронка, вата, ёмкость для воды.

Итог.

Воспитатель: Ну, вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, каким новым свойством обладает вода. Ребята, а вы запомнили эти свойство?

Дети: Да. Является растворителем для некоторых веществ.

Воспитатель: Перечислите теперь свойства воды какие мы знаем

Дети: - вода не имеет формы;

- вода не имеет запаха и вкуса;

- вода растворяет некоторые вещества;

- воду можно очистить.

Воспитатель: Правильно.

Вода -это очень ценный и важный продукт, который нужно беречь. Скажите, можно прожить без воды? (Нет).

Воспитатель: Правильно, без воды прожить невозможно. Вода нужна всему живому на Земле. Поэтому воду нужно беречь и не тратить зря.

Капелька: Как у вас интересно не хочется и уходить

Воспитатель: Не грусти, Капелька, мы ещё увидимся… Ребята, давайте подарим Капельке её портреты, которые мы начали уже делать! (да). Ребята, постарайтесь отобразить в своих рисунках настроение Капельки. (Детям раздаются листы бумаги с нарисованными контурами капельки)

Звучит спокойная музыка, дети садятся рисовать.

Игра. «Мыльные пузыри»

Воспитатель: А теперь давайте еще поиграем. Я приготовила для вас интересную игру, но сначала отгадайте загадку:

Шарики надули мыльные с тобой,

И поднялись шарики у нас над головой,

Только эти шарики ты рукой не тронь!

Воспитатель: Мы сегодня проводили опыт: растворяли шампунь, получился мыльный раствор, и вот теперь с мыльным раствором можно поиграть.

Детям раздаются мыльные пузыри, воспитатель негромко включает веселую мелодию.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Ах, какая елочка»Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Ах, какая елочка» «Ах,какая елочка!» Цель: проявлять у детей любознательность и креативное мышление, прививать стремление к самостоятельной деятельности.

«Какая же вода?» НОД по познавательному развитию во второй младшей группе по изучению свойств воды«Какая же вода?» НОД по познавательному развитию во второй младшей группе по изучению свойств воды Цель: изучить свойства воды Задачи: - познакомить детей со свойствами воды - развивать любознательность - воспитывать бережной отношение.

«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста«Вот она какая, Зимушка-зима» Конспект занятия по познавательному развитию для детей младшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие» интегрируется с ОО «Развитием речи», «Социально-коммуникативным развитием», «Физическим.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Вода, какая она?» Конспект игровой непосредственной образовательной ситуации опытно-экспериментальной деятельности 2 младшей группы на тему «Вода, какая она?».

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода» в подготовительной группе Цель: развитие творческой познавательно – исследовательской активности детей в процессе экспериментирования. 1. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Вода-волшебница» Цель: учить устанавливать причинно-следственные зависимости, развивать наблюдательность детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая чудесная вода» с элементами ТРИЗ в средней группеКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Такая чудесная вода» с элементами ТРИЗ в средней группе Цель: В ходе экспериментальной деятельности познакомить детей со свойствами и состояниями воды. Активизировать диалогическую речь, пополнять.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?»Конспект занятия по познавательно–исследовательской деятельности для старшей группы «Вода. Какая она?» Цель:расширение представлений о воде, ее свойствах. Задачи:Образовательные:- познакомить детей со свойствами воды: (не имеет вкуса, цвета,.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Поднимающаяся вода» во второй группе раннего возрастаКонспект занятия по экспериментальной деятельности «Поднимающаяся вода» во второй группе раннего возраста Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воды. Опыт №1 «Играем с красками» Цель: Познакомить с процессом растворения краски.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности «Где живёт вода? Какая она?» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Юлия Лашкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментальной деятельности «Где живёт вода? Какая она?»
Опубликовано: 5 января 2023 в 11:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД