Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию «Керамика» в подготовительной группе

Ирина Царева
Конспект занятия по познавательному развитию «Керамика» в подготовительной группе

Конспект занятия по познавательному развитию.

Тема: «Керамика».

В подготовительной группе.

Цель: Познакомить детей с трудом гончара, гончарным ремеслом.

Задачи.

- Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики.

- Отличать их друг от друга.

- Развивать умение выражать свои мысли, слушать других.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Керамика“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Материал: Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая чашка, два цветных керамических шарика. Натуральные цветы – роза и гвоздика. Глина, дощечки. Чашечки с мыльным раствором, трубочки.

Ход занятия.

Воспитатель: Добрый день ребята! Сегодня поговорим о керамике и стекле.

У меня на столе лежат цветы – роза и гвоздика.

Я Вам предлагаю поставить цветы в вазы с водой: один цветок – в стеклянную вазу, другой – в керамическую.

Обращает внимание на то, что в одной вазе видны вода и стебель цветка, в другой, ничего не видно. Дети определяют, что одна ваза сделана из стекла, она стеклянная. Другая ваза сделана из керамики, она керамическая.

Потом определяют прозрачность стекла и керамики : рассматривают керамическую чашку и стеклянный стакан, кладут в них цветные керамические шарики (стакан прозрачный, чашка непрозрачная).

Воспитатель: Ребятам а какие предметы, делают из стекла?

Дети: Окна, очки, стекла для автомобилей, аквариумы.

Воспитатель: А какие предметы, делают из керамики?

Дети: Вазы, чашки, тарелки, блюдца, горшки для цветов.

Воспитатель: Как вы думаете, почему люди делают керамические горшки для цветов?

Дети: Корням не нужен свет.

Воспитатель: Почему человек делает из стекла и керамики посуду?

Дети: Керамика и стекло не пропускают воду.

Воспитатель предлагает детям обследовать керамические и стеклянные предметы и охарактеризовать их. Выясняется, что эти предметы хрупкие, их нельзя ронять, бросать они могут разбиться. Воспитатель показывает осколки керамики и стекла, предупреждает детей об опасности.

Воспитатель рассказывает, как делают стекло: соду и песок смешивают, добавляют в них немного других веществ, затем расплавляют в больших печах при очень высокой температуре и в результате получают прозрачную, тягучую смесь. Стеклодув берет палочку с отверстием, обмакивает ее конец в расплавленной смеси и выдувает стеклянный пузырь. Далее из стеклянного шарика с помощью специальных инструментов стеклодув делает различные изделия.

Воспитатель:А теперь разомнемся и поиграем.

Игра: «Надуй мыльный пузырь».

Воспитатель раздает детям трубочки и чашечки с мыльным раствором, предлагает попробовать выдуть мыльные пузыри.

Воспитатель: Какие замечательные пузыри у вас получились. Молодцы! Вот и стеклодув также выдувает из стекла разные предметы.

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, кто и из чего изготавливает керамические изделия.

Дети: Керамические изделия делает из глины гончар.

Воспитатель: Долго люди лепили посуду в ручную. Посуда при ручной лепке выходила кривой и некрасивой. Шло время, и люди изобрели гончарный круг, который помог делать им посуду быстро и качественно. Благодаря мастерству и фантазии гончара глина оживает и получается замечательная посуда.

В чем же состоит работа гончара?

Сначала гончар берет необходимое количество глины, разминает ее и замешивает в тесто. Выкладывает глиняное тесто в центр гончарного круга.

Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы. Древний гончарный круг представлял собой горизонтально расположенное колесо, на нем можно было расположить глиняную заготовку. Вращая колесо рукой или ногой, ремесленник придавал заготовкам более правильные и сложные формы. Перед началом работы нужно смочить руки водой.

Воспитатель: Как вы думаете для чего?

Дети: Чтобы глина не прилипала к рукам. Чтобы легче было работать с глиной.

Воспитатель: Затем посуде нужно было придать форму. Форма зависела от положения рук гончара. Для изготовления посуды гончары использовали специальные инструменты: стеки, скалка, ножи для обработки поверхности, проволочная срезка для отделения готового изделия от гончарного круга и инструменты для росписи.

Готовый сосуд срезался с круга ниткой, тонкой медной проволокой или деревянной лопаткой, а иногда просто снимали посуду с круга руками.

Затем посуду украшали различными резными узорами и рельефом.

После того как сосуды снимали с круга, их обжигали в печи. Это делали для того, чтобы глина затвердела и стала прочной. Но в печах прокаливалась не вся поверхность, и середина могла остаться сырой. Тогда люди решили для обжига использовать обычные русские печи в избах.

Позднее изобрели гончарную печь, которая стала называться «горна». Только обжиг в этой печи «горне», давал полную прокаленность всего глиняного теста, потому, что она нагревалась до очень высокой температуры. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем обожженные в домашней печи, звенят при постукивании, а в изломе можно увидеть сплошной цвет хорошо прокаленной глины. После готовое изделие красиво расписывали. Готовой посудой гончары торговали на ярмарках.

А в наше время изделия из глины изготовляются на современном автоматическом, гончарном круге. Работает он от электричества и крутится сам. Теперь гончару не приходится крутить круг руками или ногами, он занят только формированием изделия и поэтому оно получается красившее и прочнее чем на старинном круге.

Затем мастера в ручную обрабатывают изделия, Некоторые детали (ручки, носики, крылышки) лепятся от руки. Вылепленная форма подсушивается, затем их соединяют при помощи отдельно разведенной глины. После чего поверхность изделия обильно украшается геометрическим орнаментом.

Перед обжигом все изделия покрываются порошком свинцовой цветной глазури, который, растекаясь по изделию, образует блестящий слой желтого, зеленого или коричневого цвета.

После чего изделие отправляют в современную печь.

Воспитатель: Вот так волшебная глина пришла к нам сквозь года и продолжает радовать нас своей красотой и сегодня.

Итог.

Воспитатель: Понравился вам мой сегодняшний рассказ? (Ответы детей).

О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей).

Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы все молодцы, занятие окончено.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию «Белый медведь» в подготовительной группе Конспект занятия по образовательной области. Тема: «Белый медведь». В подготовительной группе. Программное содержание: - Обогащать знания.

Конспект занятия по познавательному развитию «День чаепития» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «День чаепития». В подготовительной группе. Цель: Развивать образное и пространственное.

Конспект занятия по познавательному развитию «Интересные вопросы» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Интересные вопросы». В подготовительной группе. Цель: Обобщить, систематизировать,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Поможем Снеговику» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Поможем Снеговику». В подготовительной группе. Цель: Формирование у детей интереса.

Конспект занятия по познавательному развитию «Рождество» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию. Тема: «Рождество». В подготовительной группе. Задачи. - Закрепить с детьми знания о зимних.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что такое доброта»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что такое доброта» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Что такое доброта". Цель: - формирование у детей подготовительной.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Керамика» в подготовительной группе
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 09:19
+215Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Керамика» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Царева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 60.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД