МААМ-картинки

Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте «Солнечные зайчики» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ)

Евдокимова Виктория Вячеславовна
Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте «Солнечные зайчики» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ)

Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте и развитию речи «Солнечные зайчики» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ)

Автор

Евдокимова Виктория

Вячеславовна, учитель -

дефектолог МБДОУ ДСКВ №8

г. Ейска МО Ейский район

г. Ейск, 2017г.

Цель:

Публикация «Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте „Солнечные зайчики“ (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ)» размещена в разделах

• продолжение формирования потребности и мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья с использованием современных здоровьесберегающих технологий, становление осознанного отношения ребёнка к здоровью, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его; дать возможность применить на практике полученные знания по разделу программы, «Первоначальное обучение грамоте и развитие речи».

П. З.

Коррекционно - образовательные:

• актуализировать умения детей определять «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый согласный звук»; «мягкий согласный звук»; продолжать отрабатывать произнесение звуков изолированно, в словах, предложениях и в связной речи, давать четкую характеристику звука и выкладывать звуковую схему слова;

• актуализировать навыки и умения детей звукового анализа и синтеза;

• актуализировать навыки и умения детей чтения слогов и слов.

Коррекционно – развивающие:

• продолжать развивать речевой слух, фонематическое восприятие, голос и интонацию, артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, эмоции, воображение, мышление, память;

• продолжать развивать глубокий вдох, диалогическую речь, общих речевых навыков, координацию речи с движением.

Коррекционно – воспитательные:

• продолжать воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности; воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Методы и приёмы

Практические методы: упражнения, игры.

Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картины.

Словесные методы с опорой на наглядность: рассказ, беседа.

Приёмы: пояснение, объяснение, повторение, указание, педагогическая оценка.

Словарная работа: закрепление понятий «звук», «слог», «слово».

Здоровьесберегающие технологии:

• артикуляционные гимнастики;

• дыхательная гимнастика

• пальчиковая гимнастика;

• развитие общей моторики;

• психогимнастика;

• биоэнергопластика

Оборудование: мультимедийная презентация, на каждом столе карточки со слогами, конструктор и доски для выкладывания букв, коврики.

Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, технологии личностного – ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Предварительная работа. Знакомство с гласными и согласными звуками, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, разучивание пальчиковая гимнастика «Коврик», стихотворения «Лето» и физминутка «Солнечные зайчики и тучка».

Ход занятия

1. Организационный момент (Создание эмоционального положительного фона).

1.1 Музыкальное приветствие.

Учитель – дефектолог. Подходите, подходите, дети

Хорошо, что вы пришли

- Ну, здравствуйте, ребята!

Дети. - Здрав-ствуй-те!

Учитель – дефектолог. - Как ваше настроение?

Дети. - Очень хорошо!

- Пора нам заниматься.

- Да-да-да!

- Мы будем все стараться

- Так же, как всегда.

- Будем на вопросы ваши отвечать.

- В игры играть.

- Пожелаем всем удачи,

- За работу, в добрый час!

1.2 Психогимнастика «Дружба»

Учитель - дефектолог: Как сегодня в нашем зале тепло и светло! Я улыбнусь Вам, а Вы улыбнитесь мне и друг другу!

Слайд № 1 (Изображение весны)

Учитель - дефектолог: Посмотрите, пожалуйста, на интерактивную доску. Какое время года изображено?

Дети: Лето.

Учитель - дефектолог: Какое вы знаете стихотворение про лето?

Дети:

В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться: очень жарко.

Так люблю я время года это

Угадали? Ну конечно лето.

Слайд №2 (На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки - приметы лета и несколько картинок других времён года)

Учитель - дефектолог: Летнее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только летние приметы.

Дети:

• Летом на полянке много полевых цветов.

• Летом много насекомых.

• На деревьях щебечут птицы.

• Все деревья покрыты зелёными листьями.

• Дети купаются и загорают.

Учитель - дефектолог: Посмотрите ещё раз на летние приметы, и давайте назовем - какое лето и на каждое слово даем руку своему соседу!

1.3 Игра «Сплетенье рук»

Дети: жаркое, солнечное, весёлое, цветущее, звонкое, дружное, красивое.

Учитель - дефектолог: Посмотрите, ребята, мы сплели руки, а если представить, что руки это ветви, то получилось большое, могучее дерево. Назовем наше дерево «Дружба»

Учитель – дефектолог: Какой девиз в нашем детском саду «Мы хотим, чтобы все жили дружно».

Учитель – дефектолог: Красивое время года – лето, светит солнце, земля покрыта травой, много цветов, на деревьях листочки, щебечут птицы, появляются насекомые.

- Давайте закроем глаза и перенесемся на летнюю полянку. Для того, чтобы попасть на полянку, нужно нам хорошо подготовится.

2. Введение в тему.

2.1 Самомассаж лица и шеи. «Не циркач и не артист, сам себе я массажист»

Ручки растираем (растирание ладоней) и разогреваем (хлопки)

И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)

Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)

Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)

А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)

Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)

А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)

Губки пожуём мы, шарики надуем (покусывание нижней губы верхними зубами и наоборот; надувание щёк с похлопыванием по ним так, чтобы губы удерживали воздух)

И губами вправо-влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)

Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)

А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)

Учитель – дефектолог:

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое

Мы оправимся сейчас.

- Отправляемся в путешествие, на летнюю полянку, закройте глаза.

«Раз, два, три, повернись,

На летней полянке очутись».

(Звучит запись инструментальной музыки «Лето»)

Пока дети стоят с закрытыми глазами, учитель – дефектолог раскладывает солнечных зайчиков.

3. Основная часть. Учитель - дефектолог: На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков.

(Если день солнечный на жёлтые пятнышки на ковре направить зеркальцем)

Учитель - дефектолог: Ребята, эти «Солнечные зайчики», они хотят с нами поиграть, порезвится на полянке, и вернуться к солнышку. Мы им поможем.

Дети: Да.

Первый «Солнечный зайчик» (на нём изображение язычка)

(Один из детей берёт «Солнечного зайчика» и прикрепляет на солнышко, затем дети выполняют упражнения, вместе с учителем - дефектологом)

3.1 Комплекс коррекционно – развивающих упражнений. (Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки).

3.1.1 Дыхательное упражнение «Ракета».

И. п. — стоя.

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, потянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком [а], руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны. Выполняется 1 раз.

3.1.2 Упражнение «Улыбка».

И. п. — стоя, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук [и]. Выполняется 5 раз.

3.1.3 Упражнение «Трубочка».

И. п. — стоя, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях и выставлены перед грудью ладонями вперед.

Длительно и протяжно произнести звук [у], вытягивая губы вперед «трубочкой», при этом ладони соединяются перед грудью, локти разводятся в стороны. Выполняется Зраз.

3.1.4 Упражнение «Крокодил маленький».

И. п. — стоя, запястья и кисти рук плотно соединены, руки согнуты в локтях, кисти расположены одна над другой, запястья плотно соединены.

Широко раскрывать и закрывать рот, сопровождая движением рук, имитирующих движения пасти крокодила: рот широко открыт; кисти разведены, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом напряжены и разведены с силой. Закрывая рот, кисти соединить, плотно сжав ладони и сведя вместе пальцы. Движения сопровождаются движениями глаз: пасть крокодила открыта — широко открыть глаза, пасть закрылась — глаза закрыть, голова при этом неподвижна. Выполняется 5 раз.

3.1.5 Упражнения «Толстый хомяк» — «Худой хомяк».

И. п. — стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела.

Руки в стороны, пальцы при этом разведены с силой, щеки надуть (3—5 с). Обнять себя за плечи, втянув щеки (3—5 с). Выполняется 5 раз.

Учитель – дефектолог: Отлично. Молодцы!

Второй «Солнечный зайчик» (на нём ручеёк)

Что нарисовано на этом «Солнечном зайчике»?

- Какой 1-й звук в слове «Ручеёк»?

- Какой это трудный звук! Что вы знаете о звуке (Р? (Если дети затрудняются, предлагать вопросы: он гласный или согласный… твёрдый или мягкий…звонкий или глухой)

- А теперь попробуем «Порычать» (Дети «рычат» по взмаху руки учителя - дефектолога):

РРР!- ракета рвётся ввысь!

РРР!- рычит сердито рысь!

РРР! – раскатистый и громкий

РРР! - рокочущий и звонкий!

Слайд №3

Игра №1 «Собери ромашку»

На интерактивной доске появляется серединка цветка и лепестки ромашки, на них изображения картинок на звук (Р) и звук (Л).

Учитель - дефектолог. Посмотрите внимательно на доску и выдерете лепестка на звук (Р).

Учитель - дефектолог. Во всех словах звук (Р) стоит в начале, середине или в конце слова).

Дети: В начале слова.

Игра №2 «Найди предметы» (Ящик с фасолью)

Учитель – дефектолог: Этот солнечный зайчик спрятал в этом ящике в фасоли предметы. Вы должны найти предметы, которые зарыты в этом ящике. На ощупь определите и скажите, что это? или кто это? Слова: шарик, жираф, карандаш, матрёшка, корова, крокодил, кружка, кролик, крышка, краска, картинка.

Учитель – дефектолог: Во всех этих предметах звук (Р) стоит в начале, середине или в конце слова?

Дети: В середине слова.

Слайд №4 (Планета Земля)

Игра №3 «Составь схему слова»

Учитель – дефектолог: На доске появляется планета ЗЕМЛЯ. На нашей планете живут разные народы. Все мы должны жить дружно и мирно.

Учитель – дефектолог: Дети посмотрите, появилось слово на доске. Прочитайте, пожалуйста. Чтение слова МИР.

Выложите звуковую схему слова МИР и дайте четкую характеристику звуков.

Звук (МЬ) – согласный, звонкий, мягкий.

Звук (И) – гласный, ударный.

Звук (Р) – согласный, звонкий, твёрдый.

Учитель – дефектолог: В слове МИР звук (Р) стоит в начале, середине или в конце слова?

Дети: В конце слова.

Третий «Солнечный зайчик» (на нём изображен ёжик)

(Следующий ребёнок приносит следующего «Солнечного зайчика» и прикрепляет на солнышко)

Учитель – дефектолог. Прежде чем сядем за столы поиграем в игру на внимание.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

За столы сядем и руки положим!

Игра «Полянка» (Дети садятся за столы, берут коврик «Травка» кладут обе руки на коврик, делают на нём движения соответственно тексту).

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

(Прыгаем всеми пальцами по коврику)

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали

(«Допрыгать» и «лечь» ладонями на коврик»)

Мимо змеи проплывали

«С добрым утром! – им сказали

(Ладони по очереди ползут как змеи)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха – мать.

(Ладони по очереди гладят коврик)

Шла медведица спросонок,

А за нею – медвежонок

(«Переступаем» ребром ладони – как косолапый мишка)

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки.

(2 – е и 3 – е пальцы «идут»)

Стали книжки открывать

И в тетрадочках писать:

(Кисти раскрываются, как книжки, ладонями вверх)

Буква А и букву О

Знаем мы с тобой давно.

Вместе с У и буквой Э.

Мы запомним букву И.

А последней букву Р.

Написали дружно мы.

(Пишем пальцем на коврике соответствующие буквы, другая рука лежит ладонью на коврике, придерживая его)

Всё! Тетрадочки убрали

И обедать побежали

(«Бежим 2 – мя и 3 – мя пальцами)

Четвёртый «Солнечный зайчик» (на нём буквы)

Учитель – дефектолог: Мы с вами на коврике написали буквы. Какие?

Дети: Гласные буквы: А,О,У,Э,И. Согласную букву ЭР, теперь будем выкладывать на волшебных дощечках слоги с буквой ЭР?

Игра «Волшебная доска» (Дети берут доски и выкладывают слоги).

Дети получают картинки со слогами и выкладывают слоги: ра, ро, ру, ри. Яша может проявить творчество и выложит слово мир.

Пятый «Солнечный зайчик» (на нём лето)

(Следующий ребёнок приносит следующего «Солнечного зайчика» и прикрепляет на солнышко)

Слайд №5 (появляются контуры изображений признаков лета)

Игра «Весёлый репейник» (дети берут конструктор и коврики)

Ребята подумайте сами, проявите творчество, фантазию и выложите с помощью конструктора на ковриках признаки весны. Учитель – дефектолог спрашивает, что дети будут выкладывать.

Дети: стрекоза, тучка и дождик, солнышко, ёжик, радуга.

Шестой «Солнечный зайчик» (на нём тучка)

(Следующий ребёнок приносит следующего «Солнечного зайчика» и прикрепляет на солнышко)

Физминутка «Солнечные зайчики и тучка» (ритмодекламация)

(В стороне стоит ребёнок – «тучка». Дети – «солнечные зайчики» двигаются поскоками по залу под песню.)

Солнечные зайчики

Скачут по дорожке.

Солнечные зайчики,

Берегите ножки.

Тучка по небу гуляет, «Солнечные зайчики» прыгают на месте. Тучка

Наших зайцев догоняет. «Ходит вокруг них и говорит на фоне музыки».

Тучка

Если только догоню,

Всех зайчат защекочу!

(«Солнечные зайчики» убегают на места. «Тучка» их ловит. Пойманных «зайчиков» «тучка» тихонько щекочет.

Седьмой «Солнечный зайчик» (на нём цветы)

(Следующий ребёнок приносит следующего «Солнечного зайчика» и прикрепляет на солнышко)

Дыхательная гимнастика. (Развитие речевого дыхания. Ароматерапия).

Летом пахнет многое. А что особенно пахнет летом? (Нежные цветы, даже летняя трава пахнет свежей зеленью, летом дышится легко.)

Упражнение на дыхание:

1. Давайте мы сейчас вдохнем глубоко этот аромат. Вдохните воздух через нос, а выдохните через рот.

2. А сейчас вдохните через нос, а выдохните через рот со звуком «а», «у».

3. Наберите воздух в рот надув щечки, задержите, а насчет 5 выдохните.

4. Давайте вспомним песенку шмеля «Ш.», майского жука «Ж.», комара «З.»

Упражнение на развитие мимических мышц: (выразить эмоциональное состояние – настроение)

У вас хорошее веселое настроение, оттого что все очень нарядное, зеленое. Покажите мне на своих лицах такое настроение. Молодцы!

Вдруг вы увидели жука и удивились! Покажите.

А потом настроение испортилось. По какой причине может испортиться настроение? Покажите это. Как здорово это у вас получается, молодцы!

Восьмой «Солнечный зайчик» (на нём глаза)

(Следующий ребёнок приносит следующего «Солнечного зайчика» и прикрепляет на солнышко)

Слайд №6 (Упражнение для глаз)

Учитель – дефектолог. У нас немного грустное настроение, мы много с вами играли наши глазки устали. Сядем на стульчики и посмотрим мультфильм и внимательно следим глазками за предметами.

Девятый «Солнечный зайчик» (на нём «Берегите природу»)

Игра-упражнение «Солнышко»

(На развитие общей моторики, проводится под музыку)

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках, (дети показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Вижу из окошка. (показывают руками большое солнце)

Маленькое солнышко я беру руками, (показывают руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Высоко над облаками. (поднимают руки над головой и смотрят вверх)

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит, (показывает руками маленькое солнышко)

А большое солнце

Светит всей планете! (поднимают руки над головой и разводят в стороны)

Учитель - дефектолог И сейчас, и когда вы вырастите, не забывайте заботиться о чистоте воздуха, воды и окружающем нас мире природы.

(Следующий ребёнок приносит следующего «Солнечного зайчика» и прикрепляет на солнышко)

Слайд№7

Игра «Волшебный цветок».

Описание: На доске большой цветок с зелёной серединкой, состоящий из лепестков, на которых изображены экологические знаки и картинки с изображением природы. С одной стороны от цветка зелёный круг, вокруг которого надо разместить лепестки с экологически чистыми местами изображения природы и положительными знаками. А с другой стороны красный круг, вокруг него надо расположить лепестки с запрещающими знаками и картинками загрязнённой окружающей среды.

Молодцы!

Подошло к концу наше путешествие,

Возвращаться нам пора.

Только помните, ребята,

Птицы, люди и зверята:

Солнце, воздух и вода -

Ваши лучшие друзья!

Слайд №8 Рефлексия.

Учитель – дефектолог. А теперь, сядем на пенёчки, посмотрите вокруг себя, какой красивый летний лес вокруг нас? Давайте тихонько посидим и послушаем звуки летнего леса. Дети садятся на пенёчки и слушают звуки леса (шум дождя, шелест листьев, вой ветра, пение птиц). (Учитель – дефектолог включает видео летнего леса).

Учитель - дефектолог. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и перенесемся в детский садик.

Раз, два, три, повернись,

В детском саду очутись».

4. Подводится итог занятия. (Цель: подвести итог занятия, определить его результативность).

Учитель – дефектолог. Молодцы, ребята! Я рада, что всё у вас получилось.

– В какие игры играли?

Дети. Игра «Волшебная дощечка», «Весёлый репейник», «Составь схему

слова», «Собери ромашку», «Волшебный цветок».

Публикации по теме:

Как мы делали цветы для наших мам! (разновозрастная средне-старшая группа).Как мы делали цветы для наших мам! (разновозрастная средне-старшая группа). Цветы, для наших мам, мы решили сделать из лотков для яиц. На изготовление цветов, дошкольники потратили целую неделю, так как много.

Конспект игрового занятия «Солнечные зайчики» Игровая деятельность для первой младшей группы «Солнечные зайчики».Воспитатель МБДОУ детский сад № 36, г. Артем. Реутова Татьяна Как обогатить.

Конспект мероприятия ко Дню защиты детей в первой младшей группе на тему «Солнечные зайчики» Программное содержание: Создать положительный эмоциональный настрой детей. Поддерживать игровую мотивацию Стимулировать интерес к слушанию.

Конспект НОД по поисково-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Солнечные зайчики» Цели: помочь понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете; научить пускать солнечных «зайчиков».

Конспект занятия-игры в старшей группе «Знакомство со стихотворением А. Бродского «Солнечные зайчики» Конспект НОД занятие-игра в старшей группе на тему: «Знакомство со стихотворением А. Бродского «Солнечные зайчики»». Автор: Павленко Татьяна.

Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ОВЗ (ТНР) «Знакомство со звуком [ы]» Цель: знакомство со звуком [ы]. Задачи. Образовательные: Познакомить с гласным звуком [ы]. Формировать умение выделять данный звук в слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Задачи: 1. Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя.

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Буква М» (подготовительная группа) Тема: Буква МПрограммное содержание: • познакомить детей с буквой м М и тем, что она обозначает звонкие звуки [м] и [м’]; • закреплять умение.

Сценарий весеннего развлечения в младшей группе «Солнечные зайчики»Сценарий весеннего развлечения в младшей группе «Солнечные зайчики» Дети входят в зал. Ведущий. Ребята посмотрите дом здесь. В этом доме кто-то есть! Вы не знаете, кто? Это домик Солнышка. Но он спит, давайте.

Стенгазета «Подснежники для наших мам!» (разновозрастная средне-старшая группа)Стенгазета «Подснежники для наших мам!» (разновозрастная средне-старшая группа) Долго думали, гадали с ребятами старшей группы, как лучше сделать стенгазету для наших самых замечательных мам! Стенгазета должна показать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте «Солнечные зайчики» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Евдокимова Виктория Вячеславовна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по первоначальному обучению грамоте «Солнечные зайчики» (старшая разновозрастная группа для детей с ОВЗ)
Опубликовано: 17 октября 2017 в 19:43
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД