Получи документы

Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе «Город сказок» (по сказкам Пушкина)

Елена Бахарева
Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе «Город сказок» (по сказкам Пушкина)

Конспект занятия по окружающему миру

с элементами экспериментирования в старшей группе

«Город сказок» (по сказкам А. С. Пушкина)

Бахарева Е. Л. - воспитатель

МБ ДОУ №30 г. Наб. Челны[/b]

Цель: Сформировать у дошкольников интерес к сказкам А. С. Пушкина.

Публикация «Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе „Город сказок“ (по сказкам Пушкина)» размещена в разделах

(создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование).

Задачи:

1. Закрепить знания детей о сказках А. С. Пушкина.

2. Формировать умение чётко и ясно отвечать на поставленные вопросы, делать выводы.

3. Развивать образное мышление, познавательно исследовательскую деятельность, речь, память, воображение.

4. Прививать и воспитывать интерес к сказкам А. С. Пушкина.

Методы и приемы:

Словесные: вопросы, художественное слово.

Наглядные: иллюстрации к сказкам.

Практические: физкультминутка, исследование предметов – экспериментирование, пантомимика.

Словарная работа: поэт, русские народные сказки, отражение, магнитная сила.

Предварительная работа: Чтение и заучивание наизусть отрывков из сказок А. С. Пушкина: «Сказка о царе Салтане…» («Ветер по морю гуляет…», «Ель растёт перед дворцом…», «За морем царевна есть…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» («Свет, наш солнышко…», «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер. ты могуч…», «Сказка о рыбаке и рыбке» (

рассматривании иллюстраций к сказкам А. С. Пушкина, художественно – творческая деятельность по произведениям поэта.

Оборудование:

ИКТ, презентация по теме, книга «Сказки А. С. Пушкина», запись «Полёт шмеля» ком. Н. А. Римский – Корсаков, посылка, оборудование для экспериментирования

Ход организованной образовательной деятельности:

I. Вводная часть

(Звучит музыка Н. А. Римский – Корсакова «Полёт шмеля», на столе стоит сундучок).

- Что же здесь стоит? (сундучок) Что же лежит в этом сундучке?

Давайте подойдем поближе и ласково обратимся к нему:

«Сундучок, сундучок, приоткрой нам свой бочок» (воспитатель открывает и достает книгу «Сказки А. С. Пушкина»)

-Здесь живут сказки!

-Сегодня я приглашаю вас в Город сказок, где есть волшебство и где все интересно.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Ребята, вы знаете, кто написал эти стихи?

Правильно, имя этого поэта Александр Сергеевич Пушкин. Он написал много разных стихов и сказок, которые любят все дети.

- Посмотрите на экран (слайд№2) – это портрет А. С. Пушкина.

- А что вы знаете об А. С. Пушкине? (Ответы детей)

-Ребята, А. С. Пушкин – это великий русский поэт. Сказки Пушкина – это первые наши книги с них начинается наша любовь к русской поэзии.

Вы готовы побывать в «Городе сказок»? Тогда ждите, чудеса начинаются…

II. Основная часть:

Кто сказки Пушкина читает, загадку быстро отгадает:

Рыбка непростая

Чешуей сверкает.

Плавает, ныряет.

Желанья исполняет.

В. : В какую сказку вы попали, догадались! (дети отвечают)

Слайд №3- «Сказка о рыбаке и рыбке»

В третий раз закинул он невод, —

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.

Опыт№1 «Золотая рыбка»

Цель: Выяснить, что воздух легче воды и имеет силу.

Оборудование: Стакан с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Описание: Взрослый наливает в стакан минеральную воду, бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовое зернышко.

Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин? (он тяжелее воды, поэтому тонет). Что происходит на дне, почему пластилин всплывает и снова падает, что тяжелее и почему? (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимают наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно).

У рыб есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыбка идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Слайд №4

- Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперёк слово молвить.

Вот идёт он к синему морю,

Видит на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

Опыт 2. «Буря в стакане"

*Дыхательная гимнастика (обратить внимание детей на правильный вдох-выдох)

Цель: определить, что все живые существа выдыхают воздух. Закрепить правильное дыхание, умение регулировать силу выдоха.

Оборудование: два стакана, трубочки для коктейля.

Описание: В один стакан налить немного воды и делать сильный глубокий выдох. В другой стакан налить много воды и выдыхать спокойно. Пузырьки на поверхности воды – это воздух, который мы выдыхаем.

- Так и на море, когда сильный ветер, бывает шторм с высокими волнами, а когда ветер стихает – на море наступает штиль.

Слайд №5 «Письмо от Золотой рыбки»

«Я Золотая рыбка

Прошу вас об одном!

Очистите от мусора

Мой лучший в мире дом!»

Опыт №3. «Волшебный магнит»

Оборудование: банка с водой с металлическими предметами (скрепки, гвозди, пружинки, магнит.

Давайте подойдём к следующему столу. Посмотрите, как загрязнили море, в котором живет рыбка! Если мы не поможем, она может погибнуть!

Берем волшебные магниты! Мы будем вылавливать мусор! Дети кому - то помешала вода вылавливать мусор при помощи магнита? Дети: Нет. А почему нет, как вы думаете? Магнит притягивает железные предметы, лежащие в воде. Значит, магнитные силы действуют и через воду! Вы такие у меня все молодцы!

Слайд №6 «Сказка о царе Салтане»

В. : А сейчас скорей ребятки, отгадайте-ка загадку:

Князь Гвидон по океану

Трижды плыл к царю Салтану -

Незамеченным добрался.

В. : Ребята, догадались - в какую сказку вы попали?

И царицу в тот же час

В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян

Воспитатель предлагает детям выяснить, почему бочка не утонула.

Опыт 4. «Воздух-невидимка» (Сухим из воды)

Цель: выявить, что воздух занимает место.

Описание:

На дно стакана положить салфетку, затем перевернуть стакан вверх дном, осторожно погружая в воду, не наклоняя стакан. Затем поднять стакан, дать воде стечь, не переворачивая его.

- Как вы думаете, намокла салфетка или нет?

- Почему? (ответы детей)

- Воде помешал намочить салфетку воздух в стакане. Но если мы наклоним стакан, то воздух выйдет, и его место займёт вода и салфетка намокнет.

Так произошло и с героями сказки, которые плыли в бочке, они не намокли потому что в бочке был воздух и вода не смогла в неё затечь.

«Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет.

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах…»

Опыт 5. «Сила ветра» (Почему плывёт парусник)

Цель: объяснить детям, что сила ветра зависит от той площади, на которую он дует.

Описание: Взять два кораблика с парусом и без него. Дуть на них с одинаковой силой.

- Какой корабль поплывёт быстрее с парусом или без него? (Объяснения детей).

А в кого Князь Гвидон превращался? (в комара, в муху и в шмеля)

А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка.

Под музыку Н. А. Римского-Корсакова «Полет шмеля» проводится речевая игра «Шмель»

Тут князь уменьшился, (приседают)

Шмелем он оборотился (жужжат, машут «крыльями»)

Полетел и зажужжал, (бегают)

Судно не море догнал.

Потихоньку опустился (приседают)

На корму – и в щель забился.

Слайд №7. «Сказка о мертвой царевне и семи богатыря»

(атрибуты: зеркальце, яблоко)

Следующая загадка:

У царицы злой-презлой

Со6еседник непростой.

Неживой, но говорящий,

Скажет правду настоящую (зеркало)

Вед. В какую сказку вы попали, догадались! (дети отвечают)

Какими словами злая царица обращалась к зеркальцу?

“Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?”

Эксперимент: «Что отражается в зеркале?»

Цель: познакомить детей с понятием «отражение» Рассказать о необходимости зеркала человеку.

Материалы: зеркало

Описание: Посмотрите в зеркало и скажите: Кого вы видите? Что находиться сзади вас?

Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отражает предметы такими - какие они есть на самом деле. Как узнать, что у вас грязные щечка, глазки? Правильно, нужно посмотреть в зеркало!

Пантомимика:

«И царица – хохотать

И плечами пожимать

И подмигивать глазами

И прищёлкивать перстами

И вертеться, подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Вед. В этой сказке есть ещё важный предмет! Отгадайте загадку:

В саду на дереве растёт

Красивый, вкусный, сочный плод.

Я подскажу: на букву Я

Он начинается друзья.

В. : А как в сказке о яблоке рассказывает А. С. Пушкин?

-Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь.

Опыт №7 «Волшебные зеркала или 1,3,5»

Материалы: два зеркала; яблоко.

Можно ли из одного яблока сделать 3,5,7 не используя режущий предмет?

Описание: Поставьте два зеркала под углом больше чем 90*. В угол положите одно яблоко. Вот тут и начинается, но только начинается чудо. Яблок стало три, а если постепенно уменьшить угол между зеркалами то количество яблок начинает увеличиваться. Другими словами, чем меньше угол сближения, тем больше отразиться предметов.

Опыт №8 «Как уберечь яблоко?»

Материалы: яблоко, нож, кусочек лимона

Описание. 1. Раздели яблоко на 4 части. 2. Выдави сок лимона на два кусочка. 3. Посмотри на разрезанное яблоко через некоторое время. Кусочки, не обработанные соком лимона, станут коричневыми. Два других останутся такими же свежими.

Вывод: Под воздействием воздуха поврежденные клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне замедляет этот процесс.

III Заключительная часть.

- Вот и закончилось наше удивительное путешествие в волшебный Город сказок А. С. Пушкина. Вам понравилось? Что вы интересного узнали? Вы сегодня все старались и были просто молодцы. Нам пора возвращаться в детский сад и в этом нам помогут волшебные слова

Сказка, сказка, помоги

В детский садик нас верни!

Использованная литература:

1. В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в подготовительной группе».

2. «Развитие речи и творчества у детей» под редакцией О. С. Ушаковой

3. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет» под редакцией О. С. Ушаковой.

4. «Приобщение детей к художественной литературе» Мозаика-Синтез, Москва 2010 год.

5. Кондрыкинская Л. А., Вострухина Т. Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей детей

Публикации по теме:

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Пересадка рассады перца» Конспект по окружающему миру в старшей группе на тему «Пересадка рассады перца» Программное содержание: Закрепить представление о том,.

Конспект занятия по окружающему миру «Мой любимый город — Махачкала» в старшей группеКонспект занятия по окружающему миру «Мой любимый город — Махачкала» в старшей группе Гаджиахмедова Шамсият Фахрудиновна воспитатель МБДОУ №63 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:" МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГОРОД.

Конспект занятия по окружающему миру «В лес за грибами и ягодами» в старшей группе Занятие для старшей группы с использованием ИКТ «В лес за грибами и ягодами» Цель: - расширять представления детей о лесных грибах и.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Уж небо осенью дышало» на 15.10.2018 Тема: Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на 15.10.2018 Тема: «Уж небо осенью дышало…» Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект НОД Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром) Тема: «Зимующие птицы» Цель: создание социальной ситуации развития.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Воздух и его свойства» Цель: Познакомить детей с понятиями «воздух», со свойствами воздуха, его влиянием на здоровье человека; развивать наблюдательность, любознательность.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие на Северный полюс»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Путешествие на Северный полюс» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ласточка» Бавлинского муниципального района РТ Конспект.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Район, в котором ты живешь» Конспект занятия по позновательному развитию в старшей группе Тема: «Район, в котором ты живешь» Подготовила: воспитатель Чуксина Эльвира.

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «У кормушки»Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «У кормушки» Цели: • Формировать экологическую культуру у детей; • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. Задачи: Образовательные:.

Конспект занятия в старшей группе «Осенины» по окружающему миру МДОУ детский сад "Золотые зёрнышки". с. Детчино. Воспитатель: Фомина Т. В. Программные задачи: дать детям элементарные представления о.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе «Город сказок» (по сказкам Пушкина) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Бахарева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования в старшей группе «Город сказок» (по сказкам Пушкина)
Опубликовано: 26 января 2019 в 12:39
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД