МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Рр и звуки [р], [р’]»

Венера Урмантаева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Рр и звуки [р], [р’]»

Тема: буква Рр и звуки [р], [р’].

Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности детей: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая.

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Буква Рр и звуки [р], [р’]“» размещена в разделах

Программное содержание. Ознакомление с буквой Рр и звуками [р], [р’]. Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений. Совершенствование навыков конструирования и печатания. Развитие фонематического представлений (определение начальных и конечных звуков в словах, подбор слов на заданные звуки). Развитие общей моторики, координации движений, ловкости и подвижности. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Материалы и оборудование. Магнитная доска, буквари и тетради по числу детей, контейнеры с карандашами, материалы для определения места звука в слове, материалы для звукового анализа, конверты со словами. Предварительная работа. Повторение подвижной игры «Птичьи пятнашки».

Вводная часть

Упражнение «Слушай внимательно». Сообщение темы занятия.

Педагог встречает детей, организует приветствие с ними, предлагает им встать возле стульчиков. Перед каждым ребенком лежит картинка (лебедь, галка, голубь, клёст).

Педагог. Рассмотрите картинки, вспомните названия изображенных на них птиц, внимательно слушайте меня. Сначала сядут те дети, в названиях птиц у которых есть звук [л].

Дети выполняют задание.

Педагог. Теперь сядут те дети, в названиях цветов у которых есть звук [л’]. Дети выполняют задание.

Педагог. Молодцы! Сегодня мы познакомимся с новой буквой и звуками, которые она обозначает, будем играть и читать. Педагог убирает картинки

Основная часть

Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Рр. Педагог раздает детям «Мой букварь».

Педагог. Откройте буквари там, где лежит закладка. В верхней части страницы слева вы видите букву Рр. Это новая согласная буква, с которой вы сегодня познакомитесь. Как вы думаете, почему под буквой нарисованы синий и зеленый кружки?

Дети. Значит буква Рр обозначает твердый звук [р] и мягкий звук [р’]. Педагог. Правильно. Теперь положите руку на горлышко, произнесите по очереди эти звуки. Определите, это глухие или звонкие согласные.

Дети кладут руку на горлышко и произносят звуки [р] и [р’]. Дети. Звуки [р] и [р’] — звонкие.

Педагог. Верно. Звуки [р] и [р’] — звонкие согласные. Посмотрите на картинку рядом с буквой. Послушайте стихотворение к ней. Рыжий Ромка очень рад: У него родился брат. Педагог ставит на стол контейнер с карандашами.

Педагог. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все буквы Рр.

Дети выполняют задание. Педагог. Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Какие цветы в букете у Раи! Назовите их и определите место звука [р] в их названиях.

1-й ребенок. Роза. Звук [р] в начале слова.

2-й ребенок. Астра. Звук [р] в середине слова.

3-й ребенок. Нарциссы. Звук [р] в середине слова.

4-й ребенок. Ромашка. Звук [р] в начале слова. 1-й ребенок. Настурция. Звук [р] в середине слова.

Педагог. А сейчас прочитайте слова с новой буквой на следующей странице. 1-й ребенок. Рак.

2-й ребенок. Рад.

3-й ребенок. Дар.

4-й ребенок. Рама.

1-й ребенок. Рука.

2-й ребенок. Раки.

3-й ребенок. Мир.

4-й ребенок. Рыба.

1-й ребенок. Двор.

2-й ребенок. Топор.

3-й ребенок. Забор.

4-й ребенок. Ковер.

1-й ребенок. Трава.

2-й ребенок. Брат.

3-й ребенок. Грабли.

4-й ребенок. Врач.

1-й ребенок. Рис.

2-й ребенок. Ирина.

3-й ребенок. Бритва.

4-й ребенок. Руби.

1-й ребенок. Говори.

2-й ребенок. Кричи.

3-й ребенок. Рубил.

4-й ребенок. Говорил.

1-й ребенок. Кричал.

2-й ребенок. Рубит.

3-й ребенок. Говорит.

4-й ребенок. Кричит.

Педагог. И наконец, прочитайте предложения.

3-й ребенок. Борис ловит рыбу.

4-й ребенок. Роман купил груши.

1-й ребенок. Марат рубит дрова.

2-й ребенок. Ира собирала грибы. Педагог. Вы отлично читали сегодня. Я горжусь вами. Педагог предлагает детям закрыть буквари и убирает их.

Подвижная игра «Птичьи пятнашки».

Педагог предлагает детям пройти на ковер и встать в круг. Один ребенок-водящий садится на стульчик в дальнем конце помещения. Дети играют в пятнашки.

«Печатание» буквы Рр в воздухе и в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Педагог раздает детям тетради, ставит на столы контейнеры с карандашами и ручками.

Педагог. Откройте тетради на с. 21. Что вы видите в верхней части страницы?

Дети. Розу, ромашку и букву Рр.

Педагог. Подумайте, каким карандашом вы раскрасите букву Рр, какие карандаши вам нужны для того, чтобы раскрасить картинки, и начинайте работу.

Дети выполняют задание.

Педагог оценивает их работу.

Педагог. Теперь возьмите ручки. Давайте напишем четыре больших буквы Р. Посмотрите, как я пишу букву Р на доске. Сначала я пишу палочку сверху вниз. Потом справа от нее вверху я пишу полукруг. «Напишите» так же букву Р в воздухе. Дети «пишут» букву Р в воздухе.

Педагог. Теперь можете написать буквы в тетради. Дети выполняют задание. Аналогично педагог проводит работу по подготовке к печатанию маленькой буквы р.

Дети пишут 4 маленьких буквы.

Педагог. Теперь прочитайте и по образцу напишите слова на второй строчке. Обратите внимание, что одно из слов написано с заглавной буквы.

Дети читают и под контролем педагога пишут слова.

Педагог. Вы очень старались и хорошо выполнили задание. Предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях.

Упражнение «Закрась квадрат». Развитие фонематических представлений (определение места звука [л] в словах).

Педагог предлагает детям перевернуть страницу.

Педагог. Что нарисовано в верхней части страницы?

Дети. Груша, рама, топор. Педагог. Возьмите синий карандаш и закрасьте в каждой полоске под картинкой квадрат, соответствующий месту звука [р] в названии картинки.

Дети выполняют задание. Педагог оценивает их работу и убирает тетради и карандаши.

Упражнение «Составь схему». Совершенствование навыка звукового анализа слов. Педагог помещает на мольберт картинку с изображением крокуса, ставит на столы контейнеры с фишками для звукового анализа. Педагог. Как называется этот цветок?

Дети. Это крокус. Педагог. Произнесите слово еще раз и выполните его звуковой анализ, выложите звуковую схему слова.

Дети выполняют задание самостоятельно.

Педагог при необходимости задает контрольные вопросы. Затем он предлагает детям сложить фишки в контейнеры и убирает его и картинку. Упражнение «Пары слов». Развитие фонематических представлений (определение начальных и конечных звуков в словах) и ловкости.

Педагог предлагает детям пройти на ковер и берет в руки мяч. Педагог. Последняя игра называется «Пары слов». Будем бросать мяч друг другу. Вы будете вспоминать название цветка, которое начинается с последнего звука произнесенного мною названия. Подснежник.

1-й ребенок. Крокус. Педагог. Прострел.

2-й ребенок. Ландыш.

Педагог. Нарцисс.

3-й ребенок. Сальвия.

Педагог. Тюльпан.

4-й ребенок. Ноготки.

Педагог. Вот так молодцы. Поаплодируйте себе.

Дети аплодируют. Логопед убирает мяч.

Составление и чтение предложений из данных слов. Совершенствование навыка чтения.

Педагог раздает детям конверты со словами. Педагог. Достаньте из конвертов слова, прочитайте их и попробуйте составить из них предложения. Не забудьте, что первое слово в предложении пишется с большой буквы, а в конце предложения ставится точка.

Дети выполняют задание.

Педагог. Прочитайте получившиеся предложения.

1-й ребенок. У Ромы попугай Гера.

2-й ребенок. Гера забавный и веселый.

3-й ребенок. Рома кормит Геру орешками.

4-й ребенок. Гера любит Рому.

Педагог. Великолепно. Обратите внимание на то, что имя мальчика и кличка попугая пишутся с заглавной буквы.

Составление рассказа из данных предложений. Совершенствование навыка чтения.

Педагог предлагает детям еще раз прочитать получившиеся предложения. Педагог. А теперь попробуйте все вместе составить из этих предложений рассказ.

Дети выполняют задание.

Педагог. Прочитайте получившийся рассказ.

Дети. У Ромы попугай Гера. Гера забавный и веселый. Рома кормит Геру орешками. Гера любит Рому.

Педагог. Очень хорошо. А как вы назовете этот рассказ?

Дети. Попугай Гера.

Педагог. Хорошо. Сегодня я очень довольна вами.

Заключительная часть.

Оценка работы детей. Педагог предлагает детям перечислить задания, которые они выполняли, высказать свои впечатления от занятия и работы на занятии своих товарищей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группеКонспект занятия «Буква «Я» по обучению грамоте в подготовительной группе Цель: закрепить понятие о букве Я Задачи: познакомить детей с буквой Я, совершенствовать навыки звукового анализа слова закрепить зрительный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуки [Х ]-[Х’]. Буква «Х». Чтение слогов, слов и предложений» Тема: «Звуки Х - ХЬ. Буква Х. Чтение слогов, слов и предложений» для старшей группы Задачи: способствовать развитию звуко – буквенного анализа,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л»Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Звуки [Л], [Л’]. Буква «Л» Цель:Закрепит звуки л,ль. Упражнять в звуко-буквенном анализе, формировать навык чтения, развивать зрительное восприятие. Оборудование: интеракивная.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Рр и звуки [р], [р’]» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Венера Урмантаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Рр и звуки [р], [р’]»
Опубликовано: 20 марта 2021 в 20:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД