Папки-передвижки

Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»

Чугунова Наталья
Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»

Тема: «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»

Цель: Вызвать у детей интерес к произведениям мордовского декоративно- прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

- Учить детей вырезать новые элементы узора «крестик» из квадрата по готовой разметке.

Публикация «Конспект занятия по аппликации „Украшение мордовского головного убора „cорка“ или „сорока“» размещена в разделах

- Пробуждать интерес к национальной вышивке, учить узнавать её характерные особенности, создавать несложные композиции по мотивам мордовской вышивки.

- Обращать внимание детей на выразительные средства элементов мордовского орнамента (цвет, форму).

Прививать интерес к мордовскому языку, музыкальному искусству.

Развивающие:

- Развивать у детей умение быть организованными, поддерживать дружеские взаимоотношения;

- Развивать социальные навыки: умение работать коллективно, договариваться, учитывать мнение партнера.

Воспитательные:

Воспитывать чувство гордости и любви к родному краю.

Воспитывать доброжелательное отношение в общении с детьми и воспитателем.

Оборудование: образец аппликации, цветная бумага, клей, кисточки, подставки для кисточки, салфетки, ножницы, кукла в мордовской одежде, альбом «Мордовский народный костюм».

Предварительная работа:

- Дидактические игры «Кто, где живет?», «Одень куклу Алдуня».

- Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов, книг.

- Рисование элементов мордовского орнамента : «крест», «галочка», «елочка», «ромб».

Словарная работа: Закрепить слова

Здравствуйте - шумбратадо

До свидания - вастомазонок

Садитесь - озада

Бусы - крганят

Платье - панар

Методы и приемы:

- Рассказ;

- Беседа;

- Последовательность выполнения приемов аппликации;

- Анализ готовых работ

Ход занятия.

1. Организационный момент.

На доске картины кукол в национальной одежде мордовского народа.

Воспитатель: Сегодня утром в гости к нам пришла кукла Алдуня. Посмотрите на нее и скажите кто она по национальности?

- А как вы догадались?

- Давайте с ней поздороваемся на мордовском языке «Шумбратада»

- Раньше про мордовских девушек говорили так:

«Мордовку сначала услышишь, а потом увидишь».

- Как вы думаете, почему так говорили?

- А давайте сейчас рассмотрим мордовскую одежду и правильно ответим на этот вопрос.

(Демонстрация мордовской рубашки).

-Это мордовская рубашка. (панар)

- А эти колокольчики (секонят) надеваются на рубашку сзади и когда девушка идет они звенят. Поэтому так и говорят «Мордовку, сначала услышишь, а потом увидишь».

У мордовского народа, как и у других народов нашей страны, свои обычаи, традиции и свой неповторимый орнамент, который включает в себя национальный окрас и сочетание декоративных элементов.

- Какой цвет, более других, присутствует в мордовском орнаменте? (Красный и черный)

- Какие элементы узора мордовского орнамента вы знаете? (Квадраты, треугольники, крестики, уголки.)

- Молодцы!

- Где мы встречали мордовский орнамент? (На национальной одежде и предметах украшения : полотенцах, фартуках, наволочках, платках)

- Ребята, посмотрите на одежду Алдуня. На ней панар (рубашка, а на голове «Сорока».

«Сорока» - это женский головной убор с широким хвостом, который отпускался по затылку. Сороки сделаны были по разному - некоторые более с низкой посадкой, сплющенные, некоторые с середины, более выдернутые к верху. Как надголовная, так и хвостовая (задняя) части вышивались красными шерстяными нитками, сверху были забиты монетами, блесками, украшенными медными цепочками, серебром, бусами. Изготовление сорок было очень сложно, их делали хорошие портнихи.

Эрзянки, живущие на Волге, сначала надевали сороку при замужестве, потом сорока надевалась на голову каждый день.

Физкультминутка на мордовском языке (дети встают в кружок)

Нят стирнят и церанят. Синь тиихть зарядка.

Нят стирнят и церанят. Синь курькснихть соксса.

Нят стирнят и церанят. Синь комотнихть.

Нят стирнят и церанят. Синь ласькондихть

- Ребята, Алдуня просит нас украсить головной убор «сорока»

- Как вы думаете, какие элементы мы используем для украшения «сорока» (желтую и синюю полоску, черный квадрат, и два красных крестика)

- Что нужно нам для работы?

- Как нужно работать с ножницами? (Дети повторяют правила работы с ножницами)

- Ребята, посмотрите внимательно, на столе у каждого из вас красные квадраты.

- Что можно из них сделать? (крестики)

Сложим квадраты пополам, а потом еще пополам.

На них отмечена часть, которую нужно вырезать. Будьте внимательны и осторожны при использовании ножниц.

Дети вырезают элемент «крестик».

- Какой элемент у вас получился? (крестик)

- Составьте узор из полученных элементов.

Дети раскладывают узор на заготовке.

Пальчиковая гимнастика.

Тя – атяня

Тя – бабаня

Тя – цёраня

Тя – стирня

Тя – шеерня

Кштр, кштр, кштр – кяшсь шеенясь

Затем, после проверки воспитателем и индивидуальной помощи отдельным детям, дети приступают к наклеиванию элементов.

Самостоятельная деятельность.

Воспитатель:

- Посмотрите, как радостно смотрит Алдуня. Ей очень понравились ваши работы.

- Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)

Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)

- Картину какого мордовского художника мы рассматривали? (Ф. Сычкова)

Дети высказывают итоговое суждение и оценивают работы.

- Алдуне пора уходить. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Васедемозонк!

Публикации по теме:

«Большой мак из гофрированной бумаги». Мастер-класс по изготовлению головного убора для костюма ребёнка.«Большой мак из гофрированной бумаги». Мастер-класс по изготовлению головного убора для костюма ребёнка. Дорогие коллеги, хочу поделиться тем, как мастерила украшение на голову девочкам к танцу "Маки".Посмотрев идеи по изготовлению маленьких.

Детский мастер-класс по аппликации «Модница-сорока» с элементами оригами и пластилинографииДетский мастер-класс по аппликации «Модница-сорока» с элементами оригами и пластилинографии Всем добрый день (утро, вечер! Сегодня рада предложить коллегам детский мастер-класс аппликации "Модница-Сорока" с элементами оригами.

Конспект занятия «Чтение потешки «Сорока-белобока» в ясельной группе Цель: вызвать у детей радость от слушания потешки, способствовать упрочению дружеской связи с ребенком и развить доверие. Воспитатель одевает.

Конспект занятия по аппликации младшей группе «Украшение шарфика»Конспект занятия по аппликации младшей группе «Украшение шарфика» Тема: «Украшение шарфика» Программное содержание: расширить знания детей об одежде, обогатить словарь детей по теме, воспитывать интерес.

Конспект занятия по аппликации «Украшение панара» (подготовительная группа)Конспект занятия по аппликации «Украшение панара» (подготовительная группа) Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения мордовского костюма. Воспитывать интерес к мордовской народной культуре,.

Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края»Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края» Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей Задачи: учить.

Мастер-класс по аппликации «Сорока»Мастер-класс по аппликации «Сорока» Мастер-класс для родителей «Сорока» (ручной труд) Уважаемые родители! Предлагаю Вам совместное творчество с детьми. В нашей группе «Звездочка».

Мастер-класс «Изготовление головного убора для Крёстной-феи»Мастер-класс «Изготовление головного убора для Крёстной-феи» Дорогие, коллеги!Хочу поделится с вами изготовлением головного убора для Крёстной-феи из сказки «Золушка».Может быть моё творчество кому-нибудь.

Мастер-класс по изготовлению русского народного головного убора «Кокошник»Мастер-класс по изготовлению русского народного головного убора «Кокошник» Мастер класс по изготовлению русского народного головного убора Кокошник для использования с детьми в сюжетно –ролевых играх и театральной.

Методические рекомендации при разучивании прибаутки «Сорока-сорока» Методические рекомендации при разучивании русской народной прибаутки "Сорока - сорока" Диапазон песни: соль - ля Программное содержание.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Чугунова Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по аппликации «Украшение мордовского головного убора «cорка» или «сорока»
Опубликовано: 22 февраля 2022 в 08:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД