МААМ-картинки

Конспект занятия по формированию представлений дошкольников о культуре и быте мордвы «Мордовская изба»

Ирина Заколичнева
Конспект занятия по формированию представлений дошкольников о культуре и быте мордвы «Мордовская изба»

Цели: Формировать у детей представления об истории, культуре и быте мордвы; расширить представления дошкольников о предметах быта мордвы; систематизировать и закреплять имеющие знания у детей об истории и традициях мордовского народа; воспитывать доброжелательность, гостеприимство.

Публикация «Конспект занятия по формированию представлений дошкольников о культуре и быте мордвы „Мордовская изба“» размещена в разделах

Оборудование: аудиозапись мордовской мелодии, платок для игры, палочка; экспонаты мордовского музея (печь, кочерга, ухват, чугунок, стол, лавки, зыбка, деревянные ложки, миски, полотенца с вышивкой, кузовок из лыка, лапти, прялка, веретено).

Ход занятия.

Приветствие. (дети стоят в кругу, взявшись за руки)

Край мордовский – родина моя!

Край мордовский – дружная семья!

Здесь живут как друг и брат,

А при встрече говорят «Шумбрат»!

Воспитатель: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!

Дети: -Шумбрат, Светлана Михайловна!

(дети садятся на стульчики)

Ребята сегодня мы с вами посетим музей мордовской избы, который находится в нашем детском саду. Но перед тем, как идти туда, давайте вспомним правила поведения в музее:

1. Предметы, находящиеся в музее, старинные и называются экспонатами. Их нельзя трогать, можно только рассматривать.

2. В музее нужно смотреть, слушать и отвечать на вопросы, но ни в коем случае не озоровать, не толкаться и не кричать.

Дети с воспитателем заходят в избу.

Как я уже говорила на прошлом занятии, давным-давно мордва строили себе дома из бревен. Такие дома назывались избами. Посмотрите вокруг, как здесь все необычно, не так как в современных домах.

Что первое вы увидели, когда зашли сюда? (ответы детей)

Конечно печку, потому что она занимает очень много места. Скажите, для чего нужна была печь в избе? (фото 1,2) (Ответы детей)

Печь была основой жизни, семейным очагом. Печь давала тепло, в ней варили еду и пекли хлеб, в печи мыли детей, печь избавляла от хворей. А сколько сказок рассказано детям на печи. Недаром говорится: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница».

Посмотрите, как вы думаете, что стоит рядом с печкой в углу? (В углу стоят кочерга, ухват, чугунок (фото 3) Послушайте и отгадайте загадки.

Воспитатель задает загадки:

1. Железный конь

Скачет в огонь. (кочерга)

2. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (чугунок)

3. Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт,

Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт. (ухват)

Воспитатель показывает, как вынимали чугунок из печки с помощью ухвата.

(фото 4) Что еще необычного вы видите в избе? (Ответы детей) Правильно. Большой стол. В старину мордовские семьи были большие. В каждой избе жили мама, папа и много детей. За обедом большая мордовская семья размещалась за большим столом на лавках.

Обратите внимание, в избе нет кроватей. Так как места всем в избе не хватало, ночью все члены семьи спали на лавках, на печке. Маленьких детей укладывали спать вот в такой зыбке. (фото 5) Она прибита к потолку, чтобы мама могла качать ее, когда маленький ребенок плачет.

Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами все- от мала до велика- резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. (фото 6, 7) Выполняя ручную работу, молодые девушки и парни пели мордовские народные песни, водили хороводы, играли в игры.

Мордовская подвижная игра «В круги» (эрз. «Кругсо»)

Играющие становятся в круг. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами. Игроки ходят по кругу, приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становися во кружок,

И скорей в кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

Отвечай поскорей,

Отгадать торопись.

Поиграли, а теперь продолжим осмотр мордовской избы. Вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).

Правильно, на прялке пряли пряжу. Вот так клали шерсть. И пряли с помощью другого приспособления (можно загадать сначала загадку) – веретена.

Загадка:

Чем больше я кручусь

Тем толще становлюсь.

(Веретено).

Потом из готовых шерстяных ниток девочки, их мамы и бабушки вышивали красивые узоры на одежде. А про это я вам расскажу на следующем занятии, когда отправимся путешествовать в удивительный мир мордовской вышивки.

Итог занятия :

- Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего детского сада «Мордовская изба».

- Вам понравилось? (Ответ детей).

- Что нового вы узнали? (Ответ детей).

Публикации по теме:

«Мордовская изба». Оформление национального уголка в детском саду«Мордовская изба». Оформление национального уголка в детском саду Фотоотчет "Мордовская изба" (оформление национального уголка в детском саду) Доброго времени дня, дорогие коллеги! Сегодня я.

Конспект занятия по формированию предметных представлений по теме «Осень» во второй младшей группеКонспект занятия по формированию предметных представлений по теме «Осень» во второй младшей группе Цель: закрепить понятие время года осень. Задачи: • Расширить представление о приметах осени; • Продолжить формирование понятий лист, дубовый,.

Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры»Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры» Конспект занятия по формированию математических представлений в младшей группе «Геометрические фигуры». Цель: Закрепление и умение называть.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Столько же, больше, меньше»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений «Столько же, больше, меньше» Занятие по Формированию элементарных математических представлений. Для второй младшей группы. Подготовил и провёл воспитатель: Иващенко.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: развивать математические способности детей. Задачи: Образовательные: Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Помогите Буратино» Цель: создать условия для обобщений, систематизации знаний и умений по математике. Задачи: Образовательная: - Закреплять знания детей.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказку»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказку» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в сказку»Цель: способствовать формированию.

Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Проект по формированию представлений о культуре и традициях народов России «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!» Проект «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех друзей!»Автор проекта: Шубенкова Т. Е. Тема проекта: «Наша «Дружбы карусель» приглашает всех.

Мини-музей «Мордовская изба»Мини-музей «Мордовская изба» Среди многочисленных форм работы по патриотическому воспитанию музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного.

Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба»Экскурсия в мини-музей «Мордовская изба» Выполнила: Старостина Н. М., руководитель кружка «Лисьмаприне» Цель мини – музея: • приобщать дошкольников к истории и культуре своего.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по формированию представлений дошкольников о культуре и быте мордвы «Мордовская изба» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Заколичнева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по формированию представлений дошкольников о культуре и быте мордвы «Мордовская изба»
Опубликовано: 27 марта 2023 в 08:13
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД