Лучший педагог года

Конспект занятия «Как менялось жилище человека»

Ольга Корелякова
Конспект занятия «Как менялось жилище человека»

Цель: Углубить знание детей об истории жилища человека, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище.

Задачи:

• Обобщить и конкретизировать знание детей об истории жилища.

• Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков :

- жилище первобытного человека – пещера

- жилище древних славян – шалаш, землянка

- жилище крестьян – изба.

Публикация «Конспект занятия „Как менялось жилище человека“» размещена в разделах

* Сформировать представление о жизни пещерных людей (разнообразие видов труда, добывание и приготовление пищи)

* Познакомить с обычаями русского народа

* Повторить предметы быта и их назначение: ухват, кочерга, рукомойник, печь, чугун и т д.

* Познакомит с эволюцией в строительстве жилища : ПЕЩЕРЕ-ШАЛАШ-ЗЕМЛЯНКА-ИЗБА-СОВРЕМЕННЫЙ ДОМ.

В отопление: ОЧАГ-ПЕЧЬ.

Материал к занятию : дидактические игры: «Волшебный сундучок» ( предметы быта : ухват, чугунок, крынка, горшок, лапти и т. д, изображение пещеры, избы, современной кухни с изменением. Ноутбук, музыка

Ход занятия:

Мы занятие начинаем, всех собраться приглашаем!

Дверь захлопнем мы сейчас – раз (Дети показывают руками как захлопывается дверь, на слове «раз» все одновременно делают хлопок руками).

Вот посмотрим мы сейчас, кто же опоздал у нас! (Дети складывают ладошки так, чтобы между ладошками получилась «дырочка», смотрят одним глазом, другим).

Все собрались. Все на месте.

Хорошо. Закроем дверь.

Дети выполняют упражнение «Двери закрываются» (произносят на выдохе фразу, одновременно сводя руки – «закрывают двери») :

Наши ручки – эти двери.

Двери закрываются, занятие начинается.

Сегодня день у нас особый.

Я приглашаю вас, друзья!

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я!

- Я приглашаю вас в удивительный музей, чтобы совершить путешествие в прошлое и настоящее. Вас ждет много увлекательных игр, вы узнаете много интересного.

-Ребята, а что значит «прошлое и настоящее»?

- Прошлое-это то, что было давно, а настоящее – то, что существует сейчас.

- А чтобы попасть в прошлое, надо пойти через ворота времени.

Звучит сигнал запуска машины времени.

Игра «РУЧЕЕК» (дети проходят через ворота времени)

На экране ноутбука появляется изображение.

СЛАЙД 2

-Ребята, как вы думаете, что это за жилище? (Пещера).

- Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах.

-А как можно назвать людей, которые жили в пещерах? Пещерные, древние, первобытные).

- Ребята, как вы думаете древним людям было удобно жить в пещерах (нет)

-Почему? (Не было окон, дверей, было холодно,дул ветер).

СЛАЙД 3

- И тогда древние люди научились добывать огонь.

- Как же добыть огонь? (Огонь разжигают спичками).

- Но раньше не было спичек. Люди зажигали огонь с помощью трения палочки о палочки и ударов камней. Хотите провести опыт?

- Для этого надо потереть ладонь о ладонь. Чувствуете,как нагрелись ладони?

- Если тереть долго палочки, то они нагреваются, и получается огонь. А еще огонь добывали с помощью специальных камней. Их ударяли друг о друга и получали искорки огня.

СЛАЙД 4

- Как называется костер у древних людей? (очаг)

- Как вы думаете, зачем очаг вокруг обложили камнями? (Камни долго сохраняют тепло).

- Зачем древние люди начали делать очаг внутри пещеры?

(Чтобы защитить его от ветра и дождя, для тепла,для приготовления пищи).

- А ещё ребята, очаг отпугивал животных от жилища человека.

- Ребята, как трудились древние люди?

- Строили и обустраивали себе жилище, добывали пищу.

- Что служило пищей древнему человеку? (Ягоды, грибы, рыба, звери).

- Ребята, как называют людей, которые охотятся на диких животных?

(Охотники).

Давайте и мы с вами отправимся на охоту!

Игра «ОХОТНИКИ»

Дети передают друг другу мяч называя диких животных

- Наша экскурсия продолжается….

СЛАЙД 5

- Народы, которые кочевали с одного места на другое, строили шалаши. - Они защищали человека от ветра, солнца, холода и осадков.

- Для их постройки, не требуется инструментов и специальных материалов. Это простое лёгкое укрытие из палок и веток, воткнутых в землю или прислонённых к дереву, камню. Сверху покрывается тем, что есть под рукой: тонкими ветками с листвой, травой, опавшими листьями, сеном, соломой, корой деревьев, шкурами животных, снегом и даже льдом

- Но назвать это настоящим домом нам сегодня трудно, скорее всего — убежищем.

СЛАЙД 6

- В древности люди, так же, как и животные, выкапывал землянки в лесах.

Землянка — дом в земле, прямоугольный или округлый, с перекрытием из брёвен, засыпанных землёй. Это один из древнейших и повсюду распространённых видов тёплого жилья.

СЛАЙД 7

- Ребята, как называется это жилище? (Изба).

- Давным-давно жили люди на Руси в домах таких, как этот.

СЛАЙД 8

Давайте рассмотрим это жилище.

Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо.

- Из чего же строили избы? (Из брёвен).

-Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить.

-Что есть у избы? Чем она отличатся от пещеры? (Есть крыша, окна, дверь).

-Вы заметили, что дверь маленькая? Почему? (Чтобы холод в дом не пробрался).

-Ребята, а какой предмет в избе был самый главный? (Печь).

-В старину говорили: «Без печи хата-не-хата».

-Как вы думаете, зачем нужна была печь? (Чтобы в холод избу согревать, пищу готовить).

-Ребята, как называли печь в народе? («Кормилицей», «Матушкой», «Сердцем дома»).

- Ребята, как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме?

(Да, дождь не попадает в дом, ветер не страшен, тепло)

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» ( картинки с предметами быта: ухват, кочерга, печь, горшок, самовар и т д)

- Молодцы, ребята, быстро вы нашли предметы прошлого.

- Ребята, сколько людей могло жить в таком деревянном доме? (Мало, одна семья).

СЛАЙД 9

- Время шло, и люди научились строить дома, состоящие из нескольких этажей.

- Как ещё можно назвать эти дома? (Многоэтажные).

- Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома?

(Чтобы много людей могло там жить).

- Ребята, а сейчас я предлагаю проверить, как вы запомнили, чем одно жилище отличается от другого. Какие предметы человек придумал, живя в пещере, какие появились в избе, а какие существуют в настоящем.

Игра «РАССЕЯННЫЙ ХУДОЖНИК»

Перед детьми плоскостное изображение пещеры, избы, кухни современной - в них допущены ошибки. Дети комментируют допущенные ошибки художника.

- Молодцы, ребята, исправили все ошибки художника.

- Сегодня, ребята, люди живут в самых разных домах: деревянных, кирпичных, малоэтажных, многоэтажных.

Давайте построим свой дом.

Пальчиковая игра «Дом»

Я хочу построить дом, / Руки над головой «домиком»./

Чтоб окошко было в нём, / Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»./

Чтоб у дома дверь была, / Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями. /

Рядом чтоб сосна росла / Пальцы растопырены. Руки тянем вверх. /

Чтоб вокруг забор стоял,/ Руки перед собой кольцом, пальцы соединены. /

Пёс ворота охранял. / Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев. /

Солнце было, / Скрестить кисти рук, пальцы растопырены. /

Дождик шёл, /«Стряхивающие» движения/

И тюльпан в саду расцвёл / Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх. /

- Наша экскурсия по удивительному миру прошлого подошла к концу.

-Пора нам возвращаться наше настоящее время.

Звучит сигнал запуска машины времени.

Игра «РУЧЕЕК» (дети проходят через ворота времени)

Рефлексия:

- Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось?

- Ребята, если бы вы отправились на «Машине времени» в прошлое, в какое время вы хотели бы попасть?

-Во времена древних людей: пожить в пещере, сходить на охоту, или во времена крестьян: пожить в русской избе, полежать на печи и др.

Публикации по теме:

Конспект занятия «1 октября — Международный День пожилого человека»Конспект занятия «1 октября — Международный День пожилого человека» С недавних пор 1 октября во всем мире отмечается День пожилых людей. Изначально этот праздник начали отмечать в Америке, а уж в конце 80-х.

Конспект занятия «Пищеварительная система человека»Конспект занятия «Пищеварительная система человека» Задачи: знакомить детей с понятием "пищеварение"; учить правильно питаться; закреплять знания о гигиене органов пищеварительной системы.

Конспект НОД по познавательному развитию «Жилище людей» План-конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Жилище людей» Интеграция образовательных.

Конспект НОД «Жилище юкагиров» .

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.

Конспект занятия для средней группы по теме «Собака — друг человека». Конспект занятия для средней группы по теме «Собака — друг человека». Тема: Собака — друг человека. Цель: - формирование у детей представления.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Осанка человека» Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Осанка человека». Цель: Формировать представление о строении и функции позвоночника.

Конспект НОД в старшей группе «Юрта — жилище хакасов» Цель : Формирование системных знаний у детей старшего дошкольного возраста, через изучение быта, традиций хакасского народа. Задачи: Расширить.

Конспект занятия в старшей группе «Право на жилище» Цель: расширение знаний детей о правах человека. Задачи: Образовательные: -Закрепить знания о правах: «Право на имя», «Право на проживание.

Конспект открытого занятия в логопедической группе «Доброта — она от века украшенье человека» Задачи: -Уточнение и расширение словаря по теме «Добро и доброта». Совершенствование грамматического строя речи. -Развитие речевой активности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как менялось жилище человека»
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 11:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Как менялось жилище человека»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Корелякова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД