МААМ-картинки

Конспект совместной исследовательской деятельности с неживой природой детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Ирина Андреева
Конспект совместной исследовательской деятельности с неживой природой детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Образовательная область «Познание»

Тип: интеллектуально-развивающий

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская

Программное содержание:

-развивать познавательный интерес и любознательность к окружающему миру, к экообъектам в процессе знакомства со свойствами земли, песка, почвы;

Публикация «Конспект совместной исследовательской деятельности с неживой природой детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)» размещена в разделах

-помогать детям выстраивать простейшие умозаключения, выводы в ходе исследовательского процесса, высказывать своё мнение, своё видение проблемы, способность прогнозировать результат, строить элементарные гипотезы, уметь принять их, проверить в практической деятельности;

-упражнять в навыках работы по схеме, навыки работы с лабораторным оборудованием;

-закрепить понятия: глобус, карта;

-представить родительское творчество в виде игры с песком «Секреты»

-прививать любовь к Родине, к объектам природы, расширять познания о своем крае, особенностях региона.

Планируемые результаты:

Развитие интегративных качеств: любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый, овладевший навыками общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные нормы и правила поведения.

Материал:

Глобус, карта Ленинградской области, карта Лужского района, образцы почвы, песка. Раздаточные материалы для каждого ребенка: стаканчики, ложки, палочки, лупы.

Пооперационные карты опытов. Бейджи по числу детей = Научный сотрудник =

Энциклопедия. Корзинка с пакетами семян.

Емкость с песком и «Секретами» (выполнено родителями)

Предварительная работа:

-рассматривание глобуса, карт, атласов

-чтение сказок, рассказов народов мира

-рассматривание песка, почвы на огороде, цветнике

-рассматривание картин, иллюстраций, презентаций «Окружающий мир»

-самостоятельная детская экспериментальная деятельность в центрах познания.

Словарная работа:

Глобус,карта,картографы,факторы,пузырьки,воздух,песчинка,примеси,осадок,не растворяется, вес,лупа, увеличительное стекло, эксперимент, опыт, наука.

Длительность: 30 минут

Ход деятельности:

Воспитатель:

-…. Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Такая большая, что дед никак не мог ее вытащить….

-Вы все знаете, что так начинается русская народная сказка «Репка» .

-Отчего же репка могла вырасти такая большая! Может дед за ней ухаживал как-то особенно? Может он её поливал витаминами! Что же помогло репке вырасти! (уход, вода, солнце, земля, почва)

-Верно, было много факторов, которые способствовали её росту и сегодня я вам предлагаю поподробнее поговорить о земле.

-Что такое = земля =? Что мы о ней знаем? (состав, свойства, местонахождение)

-А есть то, что о земле мы ещё не знаем или знаем мало? Конечно, есть! Поэтому я предлагаю сегодня отправиться в экологическую лабораторию, где вы станете самыми настоящими научными сотрудниками.

У нас есть план работы. Не будем терять время - приступим к нашим исследованиям.

-В лаборатории находится очень интересный предмет. Как он называется? (глобус) Что такое глобус? (макет планеты Земля)

В нашей лаборатории имеются карты. Карта-это изображение на листе бумаги всего находящегося на Земле условными обозначениями. У нас есть карта мира и карта места, где мы с вами живё м: карта России, карта Ленинградской области, карта Лужского района. Давайте мы её внимательно рассмотрим.

-Вот эта точка обозначает наш город (показ). А вот здесь находимся мы с вами (показ)

-Как вы думаете, что означают голубые пятна и линии? (озёра, реки)

-Как вы думаете, что картографы обозначают зеленым цветом? (лесные массивы, поля, болота, землю)

-Посмотрите внимательно на карту и предположите, чего вокруг нас больше: воды или земли? Верно, в местах,где мы живём, суши, земли у нас больше. Можно сказать, что земля вокруг нас.

ОПЫТ№1 = Состав земли =

-Теперь давайте приступим к исследованию земли (дети подходят к столу №1 с оборудованием и схемой операций, порядка проведения опыта)

Схема нам указывает на задание по исследованию земли, её состава при помощи этого предмета (педагог показывает лупу). Кто может сказать, как он называется (лупа, увеличительное стекло)

-Этот предмет нам поможет лучше увидеть исследуемый объект. Положите на тарелочку немного земли и давайте мы её рассмотрим под увеличением.

Что вы видите? Из чего состоит земля? (мелкие камешки, части растений, травинки)

Потрогайте землю руками. Какая она на ощупь? (теплая, влажная, рассыпается, лежит комком, коричневого или чёрного цвета)

ВЫВОД: - Мы можем сделать вывод,что земля состоит из мелких камешков, песчинок, в ней присутствуют травинки, остатки листьев. Это самый плодородный состав земли. Такую землю называют почвой. Определение почвы мы прочитаем в энциклопедии

(педагог зачитывает определение)

ОПЫТ №2 «Воздух в земле»

-Что мы с вами могли бы предположить по вопросу: что может ещё находиться в земле? Допускаете ли вы то, что там может присутствовать воздух? Проверим!

Проверить наши предположения поможет схема №2.

Что мы будем делать (ответы детей о последовательности действий, алгоритм)

-Начнём наш эксперимент…Берем ложкой немного земли и опускаем её в воду.

Что происходит? Что мы с вами наблюдаем? О чем можно утверждать?

-Верно, были видны пузырьки, которые поднимались от дна к поверхности воды. Чем наполнены были эти пузырьки, кто что может предположить! В пузырьках и был воздух.

ВЫВОД: - Итак, мы можем утверждать, что в земле присутствуют камешки, песчинки, примесь остатков травы, листьев, а так же воздух.

ОПЫТ №3 «Растворимость земли в воде»

-Нам предстоит выполнить ещё один эксперимент. Вот его схема (показ таблички с алгоритмом действий).

-Кто может рассказать последовательность наших действий?

-Кто из вас может предположить его итоги? Давайте проверим эти утверждения…

-Возьмём ложкой землю и опустим её в стакан с водой, тщательно размешаем.

-Что наблюдаем? Как вода поменяла цвет? Какая она стала?

-Почему земля оседает на дно (она тяжелее, чем земля)

При этом растворилась ли земля в воде? Какой вывод мы можем сделать по данному эксперименту?

ВЫВОД:- Мы можем констатировать тот факт, что при попадании земли в воду, она не растворяется.

ОПЫТ №4 «Сравнение земли с песком»

-Сейчас мы с вами займемся другим исследованием. Подойдите к столу № 4. Что вы видите (на тарелочках песок, разных по цвету, размеру песчинок)

-Верно, это песок. Это образцы песка, которые взяты с разных мест нашего города Луга, нашего поселка, с берегов реки.

Теперь посмотрите внимательно и скажите, чем отличается песок один от другого?

Посмотрим объект наших исследований через лупу. Что вы видите? Что вас удивляет?

-Давайте сравним песок с почвой. Какое отличие вы замечаете сразу? Какие более неприметные отличия можно найти ещё?

-В отличии от почвы, которая пригодна для сельскохозяйственных работ, песок используется человеком в других отраслях промышленности, например: в строительстве, в стеклодувном производстве, в медицине.

-Кто скажет, когда мы с вами сталкиваемся с песком?

Верно, на прогулке, на улице. Играя с ним, строим куличи, замки, постройки.

И для вас приготовлен сюрприз-игру с песком, в которую играли ваши родители, когда они были такими же, как вы сейчас. Эта игра называлась = Секреты =. Подойдите, посмотрите, что это была за игра (педагог вместе с детьми рассматривает ёмкость с песком, по маячкам находит секреты, разметая слой песка, отмечает красоту, оригинальность, своеобразие каждого секретика. Можно предложить детям узнать, чья мама или папа его делал)

-Итак, мы сегодня были заняты очень важными делами. В лаборатории мы оставили итоги наших исследований, чтобы и другие люди могли убедиться в том, в чём убеждались мы.

-Что мы изучали? Что нового открыли для себя? Что понравилось особенно?

О чём бы вы хотели узнать поподробнее? (песках пустыни, что можно построить из песка, песчаной скульптуре, природоохранной деятельности)

-И последнее, вспомните начало нашего разговора. О чём он был? Верно, мы говорили о репке. Дедушка, зная, что у нас предстоит большая работа на огороде, нам прислал корзину с семенами растений. Наша забота теперь их посадить.

Так что, давайте поспешим, у нас много забот….

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос» (часть 1) часть 2 Игровая мотивация: «Сигнал SOS с планеты Шелезяка». Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация,.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект совместной исследовательской деятельности с неживой природой детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Андреева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект совместной исследовательской деятельности с неживой природой детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
Опубликовано: 15 мая 2014 в 18:34
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД