Получи документы

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с интересным человеком»

Ирина Хамидуллина
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с интересным человеком»

Цель: формировать знания детей о России, о людях, населяющих Среднее Поволжье. Закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей, русских

1. Продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Среднего Поволжья: с национальными костюмами, народными обрядами и играми.

2. Развивать представления у дошкольников о различных формах фольклорных обрядов и традиции народов, населяющих территорию Самарского региона.

3. Воспитывать у детей этнотолерантное отношение к обычаям и традициям людей других национальностей Среднего Поволжья.

Интеграция образовательных областей:

Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы „Знакомство с интересным человеком“» размещена в разделах

Образовательная область «Социализация» расширять знания детей об особенностях национальностей Среднего Поволжья, посредством ознакомления с народными подвижными играми, предметами быта, показать сходство между традиционными костюмами наших народов.

Образовательная область «Познание» продолжать знакомить детей с разными национальностями Среднего Поволжья их традициями и обычаями

Образовательная область «Коммуникация» : помочь детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину

Образовательный областей «Музыка» развивать у детей интерес к национальной музыкальным произведениям народов Поволжья, желание слушать ее. Формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения

Образовательная область «Художественное творчество» воспитывать интерес детей к народному декоративно-прикладному творчеству, развивать мелкую моторику рук.

Образовательная областей «Физическая культура» Познакомить детей с национальными подвижными играми народов Среднего Поволжья. Воспитывать у детей ловкость, доброжелательное отношения кВ процессе игры.

Активизация словаря: обряд, Среднее Поволжье, традиции, Татарстан, Мордовия, Чувашия, многонациональная, гостеприимство, костюмы, Материал:

демонстрационный: Карта России, макет Среднего Поволжья, бумажные куклы, национальные костюмы (татарские, мордовские, чувашские, русские, женские украшения, фрагменты национального быта чувашей, татар, русских (полотенца, посуда, головные уборы, костюмы,

раздаточный: ленточки, украшенные яйца

Предварительная работа:

Беседа с детьми : «Обычаи Самарской земли», «В гостях у татарского народа», «Мордовский весенний праздник», «Русская берёзка»

рассматривание иллюстраций в книге «Национальный костюм» (русских, татар, мордвы, чувашей,

чтение художественной литературы,

Составление и рисование орнаментов народов Поволжья,

Рассматривание вышивок

Ход деятельности:

Дети заняты самостоятельной деятельностью.

Звучит муз. «Из далека долго…»

Воспитатель демонстрирует макет «Среднее Поволжье»

Воспитатель: посмотрите, ребята – это дети подготовительной группы сделали для вас подарок.

Рассматривание макета: - Что вы видите на этом макете?

Ответы детей: -Я вижу здесь реку Волгу.

Воспитатель:- правильно, посмотрите какая она извилистая протекает почти по всей нашей стране, через всю нашу область.

Ответы детей: - я вижу горы.

Воспитатель : - это наши знаменитые, жигулевские горы.

Ответы детей: - я вижу здесь Мордовию, Чувашию, Татарию, Тольятти.

Ответы детей: - а еще здесь есть разные города (Самара, Сызрань, Ульяновск)

Воспитатель: - а какие еще национальности проживают по берегам Волги?

Воспитатель: - может вы подскажете мне, как называется эта местность?

Ответы детей: - это Среднем Поволжье.

Воспитатель: здесь проживает много национальностей, но самые многочисленные из которых – русские, мордва, чуваши и татары.

Воспитатель: Каждый народ бережёт свои традиции и обряды, национальные игрушки. Вы знаете, где можно хранить ценные старинные, национальные вещицы?

Ответы детей. – Я думаю, что старинные вещи могут храниться в старинных шкатулках, на полках, в шкафах, в музее.

Воспитатель: У нас тоже есть музей, но совсем не большой, мини - музей.

(воспитатель обращает внимание на мини - музей)

Воспитатель: посмотрите, сколько старинных национальных вещей хранится в нашем музее (пауза).

Воспитатель: обратите внимание, какой интересный головной убор. Какой национальности он принадлежит? Как вы думаете?

Ответы детей : - этот головной убор принадлежит чувашской национальности

Воспитатель: - как же он называется?

Ответы детей: - он называется «Сурпан»

СУРПАН – женское головное покрывало в виде полосы белого тонкого холста с украшенными краями и концами. Обязательная принадлежность костюма замужней чувашской женщины.

Воспитатель: - давай примерим. Ой, как красиво.

Звучит чувашская народная мелодия. Входит гостья, одетая в чувашский национальный костюм, и рассказывает о своем костюме.

Гостья из Чувашии: салвах сунатап, ачасем! Эпе сирен патне чаваш республикаечен килтем. Здравствуйте, ребята. Я к вам прибыла из прекрасной республики Чувашии.

Воспитатель: Какой на тебе нарядный костюм.

Гостья из Чувашии – На платье посмотрите на орнамент. Какие цвета и сюжеты преобладают в узорах? (мифологические сюжеты, красноватые цвета – темно-красный, коричневатый, бордовый).

женщины надевали фартук – сапун. А что еще на голове носят чувашские женщины? А я вижу что у девочек на голове сурпан. Повторить это слово. (српан). Женщины носили такой головной убор.

Гостья из Чувашии: В Чувашской Республике много традиций, праздников. А сейчас у нас видет праздник Акатуй. А вы знаете, что это за праздник?

Ответы детей: - Это когда все в поле посеяли, люди много трудились.

-Это праздник, когда все дела на полях и огородах закончились.

-Это праздник, когда все люди радуются и веселятся, потому что кончились трудовые работы.

Гостья из Чувашии: да, ребята Акатуй — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. В старину пахали на лошадях (предлагается картинка). К лошади прицепляли плуг, а когда все работы заканчивались, плуг убирали на почетное место во дворе, а сами выходили на луга и отмечали праздник «Акатуй». В этот день совершался интересный обряд – «Катание яиц»

Гостья из Чувашии: После того как окончен сев, все хотели узнать какой будет урожай? И для этого катали украшенные яйца, если они укатятся далеко и не разобьются, то урожай будет славный, богатый. Все будут сыты. Мы тоже с вами узнаем, какой будет в этом году урожай.

Гостья берет корзинку. Дети встают и предлагают гостям присоедениться к ним

Гостья из Чувашии: Молодцы. Постарались. Урожай будет в этом году будет нас славу! Дарит корзину.

Гостья из Чувашии: я рада была побывать у вас в гостях.

Воспитатель: ребята, давайте посмотрим, какие еще интересные вещи есть в нашем музее? Интересно, какой национальности принадлежат эти фартук и бусы? (рассматривание) Давайте примерим.

(Звучит мордовская музыка входит гостья - мордовка)

Гостья из Мордовии: - (Здоровьте экакшт. Монсынь тынек мордовияст.) Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: - Здравствуй, гостья. Как мы рады видеть тебя в таком красивом наряде.

Гостья из Мордовии: Это мой национальный мордовский костюм. Это – «панго» – праздничный головной убор. Это белая женская рубаха – «панар». А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он «пулай». (Дети повторяют, как называется пояс)

Гостья из Мордовии: Дети, какие любимые украшения у мордовских женщин? (Дети рассматривают их, примеряют, называют)

Гостья из Мордовии: Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен. У нашего народа много традиций и обычаев. А также очень много различных праздников и сейчас у нас проходит праздник. “Кереть-озке”. А вы знаете, что это за праздник?

Дети: - Это когда все в поле посеяли.

-Это праздник, когда все дела на полях и огородах закончились.

-Это праздник, когда все люди радуются, веселятся, потому что кончились трудовые работы.

Гостья из Мордовии: правильно. “Кереть” - означает плуг, “озке” - моленье. Этот праздник посвящается посевным работам. Главным помощником в давние времена была лошадь. Она помогала, и пахать, и перевозить грузы, и участвовать в праздниках. В праздничные дни лошадь наряжали, и она была важным участником праздника, а в конце праздника на наряженных лошадях молодые девушки и парни устраивали катания около посеянных полей, любовались ими.

Гостья из Мордовии: а на праздниках мы играем в игры, поем, пляшем. Вот я и хочу с вами поиграть в игру “Раю-раю”.

Гостья играет с детьми в мордовскую народную игру “Раю-раю”.

Гостья из Мордовии: Ой, хорошо в гости ходить весело у вас тут, но пора и честь знать домой, возвращаться. (Дети танцевальным шагом провожают гостью под музыку) Проштейте. (До свидания).

Воспитатель: в нашем музее еще много новых вещей. Попробуйте рассмотреть и найти предмет татарской национальности.

(Входит гость татарской национальности под музыку)

Гостья из Татарии: - здравствуйте ребята, я прибыла к вам из Татарстана посмотрите, на мой наряд рубаха, нижний нагрудник и штаны.

Гостья из Татарии: Из бархата и парчи шили безрукавки – камзолы, украшали их аппликацией из кожи, цветной ткани. Повторите, пожалуйста, как называется безрукавка «камзол». Голову каждой девушки украшал «калфак» – женский головной убор, расшитый бусинками, монетками, подвесками. Для женщин было еще обязательным покрывало поверх «калфака» – платок с вышивкой или расшитый, как и «калфак».

Гостья из Татарии: Женская одежда обязательно дополнялась украшениями из серебра – браслетами, подвесками для волос.

Гостья из Татарии: я хочу вам рассказать про татарский праздник. Называется он «Сабантуй». Давайте все вместе скажем «Сабантуй» (повторяют несколько раз вместе с воспитателем).

«Сабан» – в переводе с тюркского языка «плуг», а «туй» – это «свадьба» или «торжество», «праздник». «Сабантуй» – это праздник плуга. «Сабантуй» – это праздник татарского народа, который живёт в Республике Татарстан.

Гостья из Татарии: так что же такое плуг и для чего он нужен?

Дети: плуг - это орудие труда, он нужен для вспахивания земли.

Гостья из Татарии: а еще у нас татар есть обычай: украшать лошадям косы, чтобы год был урожайным.

Воспитатель: ребята, давайте поможем нашей гостье

(продуктивная деятельность детей)

Гостья из Татарии: хорошо было у вас на празднике, но мне пора возвращаться (гость уходит под музыку)

Воспитатель: в нашем музее остался нетронутый предмет русской национальности. А какие предметы русской национальности в нашем музее представлены?

Дети:- ложки, доска, ленты

Воспитатель: - правильно ребята, все эти предметы относятся к русской национальности. Русские девочки любили вплетать ленту в косу, а мальчики лентой подпоясывались вместо кушака

Воспитатель: – предлагаю, и я вам взять по ленточке и повязать их

(звучит музыка и входит гость – русской национальности)

Воспитатель: - мы собрались на праздник плуга. Давайте присядем и я вам расскажу про этот праздник. Праздник выхода плуга проходил в первой половине весны. Выбранный для ритуала пахарь должен был строго соответствовать следующим требованиям: быть "несущим изобилие", быть "честным тружеником", быть "человеком легкой и счастливой руки". Лошадей для первой вспашки специально украшали, на рога и хвост навешивали красные ленточки.

А в конце всех весенних работ, когда все поля вспаханы и засеяны русский народ собирался в березовой роще на праздник у леса. Играли в игра, пели, плясали и водили хороводы. Обрядовым хороводом русского народа был хоровод «Земелюшка - чернозем»,

Хоровод «Земелюшка – чернозем»

Воспитатель: но и праздник без чаепития, ни у одного народа не было. Приглашаем всех гостей и ребят к нашему праздничному столу.

Чаепитие.

Публикации по теме:

Фотоотчет о встрече с интересным человеком в старшей группе «Есть такая профессия — Родину защищать»Фотоотчет о встрече с интересным человеком в старшей группе «Есть такая профессия — Родину защищать» Дуют ветры в феврале, воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле легкая поземка. Поднимаясь, мчатся вдаль самолетов звенья – Это празднует.

Фотоотчет о встрече с интересным человеком. Знакомимся с военными профессиямиФотоотчет о встрече с интересным человеком. Знакомимся с военными профессиями Одной из эффективных форм работы по взаимодействию с социумом являются "Встречи с интересными людьми". Такие встречи позволяют обогатить.

Фотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Встреча с интересным человеком» в старшей группеФотоотчет о взаимодействии с родителями по организации досуга детей «Встреча с интересным человеком» в старшей группе Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности воспитателя. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания.

Фотоотчёт «Встреча с интересным человеком»Фотоотчёт «Встреча с интересным человеком» 18 февраля в нашей группе состоялась «Встреча с интересным человеком», посвящённая Дню защитника Отечества. Был приглашён в гости папа.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Посев семян помидоров и болгарского перца»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми старшей группы «Посев семян помидоров и болгарского перца» ЦЕЛЬ: Формировать у детей представления о том, что растения можно выращивать рассадой в ящичках для последующей посадки в теплице, огороде.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с произведением Д. Мамина — Сибиряка «Медведко» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с творчеством художника-сказочника Виктора Васнецова»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Знакомство с творчеством художника-сказочника Виктора Васнецова» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Конспект совместной.

Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Конспект занятия по совместной деятельности педагога с детьми «Знакомство с народной куклой» Цель: Пробудить интерес к народным традициям.

НОД с детьми старшей группы 5–6 лет «Встреча с интересным человеком. Встреча с художником»НОД с детьми старшей группы 5–6 лет «Встреча с интересным человеком. Встреча с художником» Тема: «Встреча с интересным человеком. Встреча с художником.» 00 «Познание», «Художественное творчество» Интеграция образовательных областей:.

Встреча с интересным человеком (фотоотчет о мастер-классе с тренером)Встреча с интересным человеком (фотоотчет о мастер-классе с тренером) Встреча с интересным человекомВ последние годы проблема детского здоровья является актуальной не только для нашего города, но и для всей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с интересным человеком»
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 18:59
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы «Знакомство с интересным человеком»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хамидуллина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД