Получи документы

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дымковская барыня в гости к нам пришла, дымковская барышня подружек привела»

Наталья Семенова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дымковская барыня в гости к нам пришла, дымковская барышня подружек привела»

Посмотри, как хороша,

Эта девица-душа

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(Народное творчество)

Этапы работы мастер-класса

1. Подготовительно-организационный этап:

Цель: познакомиться с изготовлением дымковской барышни, расширяя знания педагогов о народном промысле, прививать любовь к творчеству, развитие коммуникативной культуры.

Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Дымковская барыня в гости к нам пришла, дымковская барышня подружек привела“» размещена в разделах

Материалы и оборудование: дымковские игрушки, альбом о народных промыслах, длинные узкие полоски бумаги разных цветов, клей «Момент», кисти для клея, влажные салфетки.

Содержание этапа:

Добрый день, коллеги! Сегодня мы поговорим об игрушках. Но не об обычных, а о народных игрушках. Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения. Места, где живут эти мастера, называют центрами народных промыслов. Их много.

Я предлагаю Вам вспомнить, какие народные промыслы вы знаете. Для этого я загадаю загадки. Итак, внимание:

Загадки

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрёшка)

Деревянные игрушки,

Да игрушки не простые.

Мы всегда в движении,

Мы всегда в работе,

А как нам это удаётся,

Играя вы поймёте.

(богородская игрушка)

Расписные коньки,

Разноцветные индюки,

Барышни румяные

И гусары бравые -

Играй вдоволь, да

смотри,

Только нас не урони.

(дымковская игрушка)

У детей в ладошах птички,

С виду птички – невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек – те свистят,

Всех в округе веселят.

(свистульки)

Распустились синие цветы,

Развернулись синие листочки,

Не в саду, не в лесочке, не в поле.

А на белоснежном фарфоре.

Подарило небушко ей свою акварель.

Что за роспись? Это роспись - (гжель) Золотым и алым цветом

Эта чаша расцвела.

Солнцем, ягодами, летом

Вдруг наполнилась она!

Угадаешь, что за чудо?

Это чудо - (хохлома)

Деятельность участников

Отвечают на вопросы. Отгадывание загадок.

II. Основная часть.

Изготовление дымковской барышни

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

Автор: В. Фофанов

Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название?

Оказывается, глиняные игрушки делали зимой и ранней весной, когда шла длительная подготовка к весенней ярмарке ''Свистунья''. Чтобы обжечь игрушки, печи топили до поздней ночи, и вся слобода была в дыму, в дымке. От этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими.

Часть исследователей связывает изготовление этой игрушки с весенней ярмаркой «свистуньей» или «свистопляской», некогда проходившей на горе Раздерихе (близ Вятки). Пробуждение природы, прилет птиц, надежды на будущий урожай (а закупка зерна именно и происходила на этой ярмарке) - все это витало в воздухе и рождало веселое настроение, радостное ожидание, а вместе с тем и веселые игрушки, какой была дымковская игрушка. Первоначально дымковская игрушка была свистулькой, на которой можно было воспроизвести несложную мелодию или наигрыш. Позже свистульки постепенно уступили место простой, но очень яркой игрушке, изготовляемой на продажу. И здесь происходит как бы изменение ее значения: из обыкновенной игрушки-свистульки она превращается в произведение искусства, дошедшее к нам из «старины глубокой».

Дымковская барыня очень нарядна. На голове непременно – кудри, шляпки, кокошники. На плечах – пелерина, пышные рукава. По низу юбки или передника – оборки. В руках - сумочка, зонтик, собачка, коромысло и т. д. По белому фону мастерицы щедро «разбрасывали» круги, клетки, крупные и мелкие горошины.

Дымковские кавалеры, генералы осанисты, с чувством собственного достоинства. Чаще изображаются верхом или в паре с барыней.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Автор: П. Синявский

Особой выдумкой отличаются игрушки, изображающие животных и птиц. Дымковские кони с пышной гривой и хвостом.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

(Народное творчество)

Народная фантазия, любовь к красочности проявляется и в образе обычного петушка. Он кажется экзотическим, со своим пышным хвостом и красным гребнем, похожим на причудливый цветок. Дымковский петушок полон достоинства и боевого задора. На его груди всегда сияет круг -символ солнца.

Голосисты эти птицы

И нарядны, словно ситцы!

(Народное творчество)

И по сей день, дымковская игрушка продолжает радовать нас своей яркостью, красочностью, праздничностью. Промысел дымковской игрушки сохраняется благодаря дымковским мастерицам из города Кирова.

Мы игрушки знатные,

Складные да ладные,

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Автор: П. Синявский

Я предлагаю Вам стать настоящими народными мастерами и сделать свою дымковскую барышню в технике «квиллинг».Что же такое «квиллинг»?

Квиллинг (англ. quilling — от слова quill "птичье перо")— искусство изготовления композиций (плоских или объёмных) из скрученных в спиральки узких и длинных полосок бумаги.

Скрученным спиралькам придаётся различная форма и таким образом получаются элементы бумагокручения, их называют модулями. Уже они и являются «строительным» материалом (кирпичиками) в создании работ – открыток, альбомов, картин, рамок для фотографий, украшений, предметов декора и т. д. Бумага для квиллинга может быть одного цвета с двух сторон, либо каждая сторона окрашена в свой цвет.

Данная техника очень удобна, т. к. не требует значительных материальных затрат. Однако и простой ее не назовёшь, потому что для достижения хорошего результата необходимо проявить терпение, усидчивость, ловкость, аккуратность и конечно выработать навыки скручивания качественных модулей, ведь от качества скручивания элементов зависит общая красота работы.

История бумагокручения уходит корнями в Древний Египет, когда из прародителя современной бумаги - папируса стали изготавливать различные элементы украшений.

Широкое распространение искусство бумагокручения получило в конце XIV - начале XV веков в средиземноморской Европе. Считается, что квиллинг придумали средневековые монахи. Они обрезали позолоченные края книг, затем накручивали их на кончики птичьих перьев, отсюда и название (quill - в переводе с английского «птичье перо», что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовалось в небогатых церквях).

Квиллинг имел большую популярность в знатных домах Германии и Англии. В те времена даже выпускались специализированные журналы с описание техник и пошаговыми инструкциями по изготовлению различных бытовых мелочей – от коробочек для чая и «грелок» на чайники до шкатулок и корзин. Это был своего рода прообраз современных мастер-классов.

В XV—XVI веке бумагокручение считалось искусством, в XIX веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам).

Ценительницами этого искусства считаются и коронованные особы, например, дочь Георга III Элизабет (принцесса Елизавета, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, сделанную в технике квиллинга. Многие её творения до сих пор хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Другие почитатели бумагокручения - королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также писатели Джейн Остен и сестры Бронте.

На Востоке квиллинг также полюбился местным мастерам. Корейская школа бумагокручения немного отличается от европейской, как, в принципе, и отличаются эти культуры. Современные европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Восточные же мастера в своем стиле создают сложные произведения, больше похожие на шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное «кружево» сплетается из сотен мелких деталей.

Большую часть XX века квиллинг был забыт, и только в конце прошлого столетия бумагокручение снова стало превращаться в искусство, завоевывая новых поклонников по всему земному шару.

В России данное искусство также стало популярным только лишь к концу XX века, сейчас же набирает обороты и становится все популярнее, тем более что наши мастера умело сочетают в своих работах точность и аккуратность европейской техники с хитросплетениями восточной.

Содержание этапа

Выполнение участниками мастер-класса дымковской барыни в технике «квиллинг» поэтапно.

У Вас получились красивые барышни!

III. Заключительное слово

Сегодня Вы узнали о способе изготовления дымковской барышни. Проявили интерес к традиционной культуре народа. Изготовили дымковскую барышню.

Деятельность участников

Устроить выставку дымковских барышень. Каждая участница высказывает свое отношение к проделанной работе, свои чувства.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня»Аппликация из скрученной гофрированной бумаги «Дымковская барышня» Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности. Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации.

Конспект НОД по рисованию «Дымковская барышня» в подготовительной группеКонспект НОД по рисованию «Дымковская барышня» в подготовительной группе Тема: «Дымковская барышня». Рисование. Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня»Конспект НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по рисованию «Дымковская роспись. Барышня» Цель: Приобщать детей с ЗПР к народной культуре,народным промыслам. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные. Закрепить знания детей о народных.

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня»Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Дымковская барышня» Интеграция ОО: "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи:- продолжать.

Конспект занятия в подготовительной группе «Дымковская барышня»Конспект занятия в подготовительной группе «Дымковская барышня» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам дымковской росписи, располагая его на силуэтах дымковских.

Мастер-класс «Дымковская барыня»Мастер-класс «Дымковская барыня» Мастер- класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов дошкольного образования. Задачи: - развивать.

Мастер-класс «Дымковская барыня из глины»Мастер-класс «Дымковская барыня из глины» Цель: учить лепить дымковскую барыню из глины. Задачи: 1. Познакомить с приемами лепки барыни по этапам. 2. Познакомить с декоративным.

Мастер-класс по лепке из солёного теста «Дымковская барышня»Мастер-класс по лепке из солёного теста «Дымковская барышня» Уважаемые коллеги, если вы любите творить, фантазировать, лепить, создавать красоту своими руками и обучать творению маленьких непосед,.

Мастер-класс «Поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня-крестьянка». Дымковская игрушкаМастер-класс «Поделка из пластиковой бутылки и пластилина «Барышня-крестьянка». Дымковская игрушка Для данной работы, нам понадобились: пластиковая бутылка,пластилин; Узор дымковских игрушек состоит из красного, желтого, зеленого, синего,.

Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня»Образовательно-творческий проект «Дымковская барыня» Подготовительная группа «Росток» Подготовила:воспитатель Веряева Ольга 2019г. «Именно для культуры ребенка (а, следовательно для всей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дымковская барыня в гости к нам пришла, дымковская барышня подружек привела»
Опубликовано: 18 октября 2020 в 13:57
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ «Дымковская барыня в гости к нам пришла, дымковская барышня подружек привела»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Семенова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД