Папки-передвижки

Конспект занятия по приобщению к традициям и обычаям народов КЧР посредством театрализованной деятельности

ирина дзамыхова
Конспект занятия по приобщению к традициям и обычаям народов КЧР посредством театрализованной деятельности

«Почитание старшему поколению в семье».

Цель: сформировать и расширить знания о своем родном крае, познакомить с традициями и обычаями народов республики, учить правильно, произносить пословицы на абазинском языке, воспитывать уважение к собственной культуре и культуре другого народа.

Оборудование: костюмы национальные, ноутбук, семейные видео ролики, презентация, проектор, предметы быта и промысла, халва, фольга, перчатки и чепчики медицинские.

Ход НОД.

1. Орг. Момент.

Дети заходят в группу под музыку А. Тлебзу «Горцы».

Воспитатель:

Публикация «Конспект занятия по приобщению к традициям и обычаям народов КЧР посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поприветствуем их.

Дети:

- Салам Алейкум, уважаемые гости!

Воспитатель:

Психологический настрой на абазинском языке.

- Тшуык / всыршит / уара,

Тшбык / всыршит / бара,

Гвыцкьала х / адгыла

Бзи х / абашвырба.

Дети садятся на свои места.

2. Основная часть.

Стук в дверь.

Воспитатель:

- Ребята, кто - то стучится в дверь.

Воспитатель открывает дверь. В группу заходит Старец (Дети встают, проявляют почтение старцу, заносит с собой коробку (в коробке костюмы, платки, связка прутьев).

Старец:

- Салам дети, Салам гости! Мне внук сказал, что у вас сегодня интересное занятие, на котором вас будут знакомить с традициями и обычаями горцев. Я взял свою волшебную коробку, в ней лежат интересные вещи. Воспитатель вам покажет, что лежит это за вещи.

Воспитатель:

- Дада, оставайтесь у нас на занятии. Для нас ваше присутствие очень важно.

Старец садится, и только потом садятся дети.

Воспитатель достаёт содержимое коробки. Дети называют предметы.

Воспитатель:

- Каждый предмет имеет своё предназначение. На занятии мы обязательно воспользуемся ими.

Воспитатель:

- Ребята, почему вы встали, когда зашёл старец?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Когда заходит старший в дом, или в комнату, надо обязательно встать. Этим мы проявляем уважение. Неотъемлемой частью традиционного этикета горцев является почитание старших – старшего семьи или рода, старшего сына, старшую женщину – словом, человека старшего по возрасту. Почитания старших у горских народов Кавказа имеет свои устоявшиеся традиции, которые передаются из поколения в поколение. В семье и в роду народов Кавказа, почитание старших является священным долгом, законом. Ребята, вашим жестом, вы проявили почитание старцу. Молодцы!

Воспитатель:

- Ребята, я вам предлагаю проиграть не большую сценку. Вам надо будет переодеться. Эльбрус в князья, а Эльвира в бабушку. (Приглашаю одного мальчика и девочку).

Ребё нок:

- Вышла бабушка Мамырхан на лавочку с пряжей. Мимо проезжал князь на коне. Увидев бабушку, князь слез с коня и подошёл к ней.

Князь:

- Салам бабушка Мамырхан! (бабушка встаёт)

Бабушка:

- Салам, князь!

Князь:

- Не вставай бабушка, ты старше меня.

Бабушка:

- Ты старше, но ты Князь!

Князь:

- Я моложе тебя, не смотря на то, что князь.

Становится рядом с конём и проходит пешком несколько метров. Потом садится на коня и поехал своей дорогой. Этим жестом он показал своё уважение к бабушке Мамырхан.

Воспитатель:

- Молодцы ребята!

3. Физминутка.

Х / нап / ква абарк / ыта Х / ак / вшит / х / ара,

Х / ч / вырхъаква х / пхьадзауа,

Зак / ы, г / вба, хпа, пщба, хвба,

Ч / вырхъа щарда х / чпит / зымг / ва.

Воспитатель:

- Ребята, у каждого народа много пословиц, в которых говорится о уважении к старшим. Послушайте пару пословиц на абазинском языке.

Ах / ба дъаг / внам, айц / ба дгьдухум.

Ах / ба йч / варта къвытх / арап / .

Вместе с детьми проговариваем пословицы.

Воспитатель:

- Ребята, сейчас я вам предлагаю сыграть другу сценку почти такую же, но в современном варианте.

Сценка.

Внучка лежит с закрытыми глазами в наушниках на диване. Заходит бабушка, внучка лежит, не встаёт.

Бабушка:

- Внученька, мне нужна твоя помощь! (внучка не обращает внимания)

Бабушка подходит ближе, касается рукой плеча внучки.

- Внученька, милая, мне помощь нужна.

Внучка открывает глаза, снимает наушники и говорит:

- Бабушка, что ты хотела?

Бабушка:

- Помоги мне на кухне!

Внучка:

- Бабушка, не мешай мне отдыхать.

Надевает наушники, отворачивается и продолжает слушать музыку. Бабушка, вздыхает, и выходит из комнаты.

Воспитатель:

- Ребята, давайте сравним две ситуации. Скажите, в какой сценке герой поступил не правильно.

Ответы детей. Каждый ответ ребёнка анализируется.

Воспитатель достаёт из коробки связку прутьев.

- А следующий предмет, это связка прутьев. Я вас хочу познакомить ещё с одним обычаем, в котором главную роль играет старец рода. Этот обычай называется – посвящение мальчика в юноши (инициация). Как правило, в роду всегда был старец, который пользовался непререкаемым авторитетом и наделялся неограниченными полномочиями. Его решение всегда являлось ключевым. И, так я приглашаю нашего старца, для проведения данного обряда.

Когда мальчик достигал семилетнего возраста, старец рода проводил обряд – посвящение в юноши. Во дворе ставили столб, на котором висела небольшая веточка. Мальчик, должен достать её. Если он достаёт, то старец отправлял за дровами в лес. Мальчик, не смотря на свой семилетний возраст, ходил в лес и приносил охапку прутьев. По приходу домой его ждали старец, семья и соседи. Мама мальчика готовила праздничное угощение, члены семьи и соседи готовили заранее подарки, символизирующие мужество.

4. Театрализованная деятельность.

Роль старца – гость

Роль мальчика - Эльбрус

Роль бабушки – Эльвира

Роль матери – Дарина

Роль соседей – Айсана, Лаура, Катя, Кирилл.

Старец:

- Дочка, (зовёт невестку) сегодня я проведу обязательный обряд. Пора нашего мальчика, посвятить в юноши.

Старец позвал к себе внука и говорит:

- Во дворе на столбе висит небольшая ветка, ты должен её достать и принести мне.

Мальчик забирается на столб и достаёт ветку, приносит старцу.

Старец:

- А теперь, пойди в лес и принеси домой охапку прутьев.

Мальчик уходит. На экране видео.

Воспитатель:

- Ребята, мама мальчика попросила нас помочь ей с угощением. Давайте вместе поможем ей.

Дети надевают перчатки и чепчики, лепят из готовой заготовки халвы круги.

5. Практическая часть.

Дети выполняют работу под национальную музыку. Светлана Чипчикова «Абазинская».

Воспитатель:

- Молодцы ребята! Помогли маме мальчика.

Возвращается мальчик с охапкой прутьев.

Старец:

- Молодец! Ты выполнил мою просьбу, показал своё мужество. Вот тебе подарок – Кинжал. Придёт время, когда с помощью этого кинжала мы проведём очередной обряд.

Мама мальчика, раздаёт гостям и детям праздничное угощение.

Воспитатель:

- Вот так в старину, мальчика посвящали в юноши. И проводил этот обряд старец рода. Несмотря на все трудности, мальчик выполнил просьбу старца.

Все участники сценки делают поклон.

Воспитатель:

- Вот такой обязательный обряд проводили в старину. И благодаря нашему старшему поколению, мы знаем и сохраняем народные традиции и обычаи.

6. Итог.

- Ребята, вам понравилось занятие?

- А что вам понравилось больше?

- С какими обычаями и обрядами вы познакомились?

- Как вы должны вести себя со старшими членами семьи?

- Молодцы! А теперь пару слов вам скажет наш гость, Старец.

- А теперь нам пора попрощаться с гостями.

Дети прощаются на абазинском языке!

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Фотоотчёт о театрализованной деятельности детей в рамках реализации проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира»Фотоотчёт о театрализованной деятельности детей в рамках реализации проекта «Мудрые и добрые сказки народов мира» Я уже рассказывала о том, что в этом учебном году педагогический коллектив нашего детского сада работает над реализацией познавательно.

Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности»Опыт работы «Лэпбук как средство речевого развития дошкольника посредством театрализованной деятельности» Выполнил воспитатель: Цурган Анжела Вячеславовна; ГБОУ СОШ № 3 СП "Детский сад № 6"г. Сызрань. Лэпбук -это тематическая, самодельная, интерактивная.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского краяНародные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Конспект открытого занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности «В гости к сказке» в средней группеКонспект открытого занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности «В гости к сказке» в средней группе Тема: Развитие речи через театрализованную деятельность «В гости к сказке»Цель: интеграция образовательных областей (социализация, познание,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельностиВоспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельностиВзаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности Чтобы привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в нашей группе мы используем разнообразные.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по приобщению к традициям и обычаям народов КЧР посредством театрализованной деятельности (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ирина дзамыхова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению к традициям и обычаям народов КЧР посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 10 января 2023 в 11:46
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД