МААМ-картинки

Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Исследование снега и льда»

Наталья Пискунова
Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Исследование снега и льда»

Тема: «Исследование снега и льда»

Направление: экспериментально-исследовательская деятельность

Цель: Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лёд сходство и различие.

задачи:

Закреплять и систематизировать знания детей о свойствах снега и льда

Развивать умение собирать информацию о неживой природе: снег и лед, их сходство и различие

Публикация «Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности „Исследование снега и льда“» размещена в разделах

Путем экспериментально-исследовательской деятельности и моделирования природных объектов и явлений - вывести свойство снега и льда и их различие

При исследовании предмета развивать умение рассуждать и анализировать

Материалы:

Снег, пластинки льда, комочки льда, разноцветный лед, вода

Оборудование:

Прозрачные стаканчики по два на каждый стол, цветные карточки, поднос, салфетки бумажные по количеству детей, одноразовые тарелочки для каждого ребенка, опорные карточки, маленькие пакетики для льда, телевизор, магнитофон, письмо с загадками, сюрпризный момент – «оживи снежинку» (гостья – Зимушка-зима)

Предварительная работа:

1. Наблюдение за явлениями неживой природы во время прогулки – морозы, метели, снегопады, вьюги, замерзание воды

2. Рассматривание иллюстраций о зиме, предметные картинки, чтение художественной литературы по теме, разгадывание и загадывание загадок о явлениях неживой природы, стихи о неживой природе и приметы, беседы о времени года

Вводная часть

Исследователь : Здравствуйте ребята!

Дети: Здравствуйте!

Исследователь : Совсем забыла, ребята, сегодня к нам приходила удивительная гостья. Как вы думаете, кто это?

Ответ детей

Исследователь : Вот и я не поняла, кто это был. Она так торопилась, что я не смогла ее толком разглядеть, но она оставила письмо. Сейчас узнаем.

Ребята, нужна ваша помощь! Письмо-то непростое.

Здесь сказано, если мы догадаемся, что за гостья была у нас, то мы сможем отправиться в интересное путешествие!

Вы хотите отправиться?

Дети: - Да!

Исследователь : Ну, что ж, слушайте внимательно!

Загадки

- Запорошила дорожки, разукрасила окошки.

- Радость детям подарила и на санках прокатила. (Зима)

Ответ детей

Обращение к личному опыту детей

Исследователь :

- Ребята, наверняка вы могли сами наблюдать явления природы, когда гуляли во время прогулки

Дети: - Да!

Исследователь :

-А кто скажет, какое сейчас время года?

Дети: - Зима!

Исследователь :

- Молодцы, правильно сказали! Давайте вместе подойдем к окну и посмотрим, что там происходит. Ребята, посмотрите внимательно вокруг, назовите признаки зимы, какие вы знаете!

Дети: отвечают

(С приходом зимы понизилась температура воздуха, становиться холодно, повсюду снег - на деревьях, на крышах домов, на полях, вода замерзает, образуется лед на лужах, на реке, на озере. Лёд и снег самые яркие признаки зимы).

Разукрасила зима, на уборе бахрома,

Из прозрачных льдинок, звездочек – снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах, в разноцветных огоньках,

Льёт вокруг сиянье, шепчет нам посланье.

Проблемная ситуация

Исследователь :

- Ребята, я хочу вам рассказать одну историю: «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две подружки - две капельки воды. Были они очень дружные и во всем друг другу помогали. Вместе играли и веселились. Вместе радовались каждому дню. Так шли дни, недели…. И вот однажды, когда одно время года сменяло другим, пришло время холодам и морозам! Одна сестричка так изменилась, что превратилась в льдинку, а другая пока падала, успела скатиться с веточки дерева и превратилась в прекрасную снежинку! И тут дружба их закончилась! Одна капелька, которая Снежинка стала себя хвалить какая она красивая, вся переливается! И сказала своей сестричке, что она всего лишь – ледышка, из какой-то воды и совсем не красивая! Обиделась на нее льдинка! И с тех пор они не разговаривают друг с другом!

Исследователь :

- Ребята, какая история? Веселая? Грустная история. Как вы думаете, почему снежинка и льдинка не разговаривают друг с другом?

Дети отвечают

(Увидев, что они непохожи, они перестали дружить. А ведь сестрички друг о друге ничего не знают, поэтому и дружбы у них нет)

Исследователь :

- Жалко сестричек! А давайте им поможем, снова стать друзьями?

-Ребята, а как можно им помочь?

Дети: -Нужно их помирить

Исследователь : -А что значит помирить?

Гипотеза:

Рассказать о них, что у них разное и одинаковое и чем они отличаются, и тогда капельки снова станут друзьями!

Исследователь : - Ребята, а откуда мы можем узнать о свойствах и качествах снега и льда?

Дети отвечают

(посмотреть в компьютере, в книгах, спросить у взрослых, посмотреть телевизор, подумать самому, провести опыты)

Исследователь : - Молодцы!

Ребята, наша гостья – Зима, приглашает нас отправиться в путешествие, где нам с вами нужно будет исследовать свойства снега и льда. И тогда мы сможем помирить Льдинку и Снежинку. Сегодня вы будите юными исследователями и проводить эксперименты! Вы готовы?

Дети: - Да!

Исследователь : Путь будет нелегким и отправимся мы с вами на лыжах. А скажите ребята, какую одежду мы наденем, когда отправимся?

Дети: - Зимнюю!

Исследователь : Молодцы! Вы готовы? За мной! Вот мы и добрались до места!

Ребята, что вы видите?

Дети отвечают

Исследователь читает название вывески.

Вывеска: «ЛАБОРАТОРИЯ»

Исследователь : - Сейчас прочитаю, все правильно, здесь мы и будем проводить эксперимент! И так, приступаем к делу! Ребята, что вы видите в нашей лаборатории?

Ответ детей

Исследователь : - Наша с вами задача- узнать чем похожи снег и лёд. Какие свойства снега и льда это доказывают?

Исследователь :

- Ребята, какие свойства и качества снега и льда вы уже знаете?

Дети отвечают

(снег - белый, рыхлый; лёд - бесцветный,хрупкий)

Исследователь :

-Докажите это при помощи опыта.

Опыт №1 «Свойства снега и льда»

Цель: прозрачный и непрозрачный

Исследователь :

- За комочек снега поместим цветную карточку. Ребята, что вы видите? Что-нибудь видите? (подкладываем цветные карточки под снег и лед)

Дети: - Нет!

Исследователь :

- Значит, делаем вывод, какой?

Дети: - Рисунок не видно, значит снег не прозрачный!

Исследователь :

- Молодцы! А, если за кусок льда поместить тоже цветную карточку, то, что произойдет? Что вы видите?

Дети: - Рисунок видно!

Исследователь :

- Действительно видно! Отсюда следует вывод, какой?

Дети: - Лед – прозрачный!

Подведем итог нашего 1-го опыта: снег не прозрачный, лёд прозрачный.

Исследователь :

- Значит, чем отличается снег и лед?

Дети: - Снег непрозрачный, а лед прозрачный!

Исследователь :

- Правильно, различие снега и льда, в том, что снег не прозрачный, а лед – прозрачный! А теперь давайте выясним, что же у них общего.

ОПЫТ на качество №2 «Из чего состоят снег и лед»

Цель: показать, что снег и лёд в тепле таят и переходят из твердого состояния в - жидкое! Становятся водой.

Исследователь :

- Прежде чем приступить далее, мы с вами сейчас возьмем пакетики со льдом и подвешаем к батарее, а сами продолжим опыт, потом мы вернемся позже к пакетикам.

- Ребята, посмотрите внимательно, как вы думаете, что произошло со снегом и со льдом, когда их поставили в помещение?

Дети: - Лед и снег стали таять!

Исследователь :

- А почему такое происходит?

- Молодцы! Верно, мыслите!

-Что мы для этого сделали?

Дети:- Набрали в стакан снега и льда, и занесли в теплое место

Исследователь :

- Молодцы! А теперь посмотрите, что вы видите в стакане?

Дети: - Воду!

Исследователь :

- Хорошо, вы очень внимательные!

Подведем итог нашего 2-го опыта: снег и лед под действием тепла превратились в воду.

Вывод: снег и лед состоят из воды.

Исследователь :

- Что мы узнали из опыта?

Дети: - Снег и лед в тепле таят!

Исследователь :

- Очень хорошо, молодцы!

Теперь мы узнали, что это общее свойство снега и льда.

Исследователь :

-Мы завершаем работу в нашей лаборатории.

- Ребята, а вы хотите узнать, чем закончилась история о льдинке и снежинке?

Дети: - Да!

Исследователь :

- Слушайте внимательно!

- Однажды, ветер услышал эту историю, и ему стало грустно…. И он решил разыскать сестричек и помирить их. Долго пришлось путешествовать ветру, но он нашел их! Подул ветер на капельки теплом, они и растаяли! Увидели капельки друг друга и поняли, что поступили, не правильно и решили теперь не расставаться никогда, они соединились и превратились в маленький ручеек, который журчал постоянно, так как сестрички после долгой разлуки не могли наговориться! А вы, ребята сможете услышать это журчание с наступлением весны!

Рефлексия:

Исследователь :

- Что нового вы сегодня узнали?

- Вам понравилось проводить опыты в лаборатории? Вы справились с задачей?

- А что бы вам ещё хотелось узнать?

Дети отвечают

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Путешествие в королевство Зеркал». Цель: формировать у детей представление о свойствах зеркала через экспериментально-исследовательскую деятельность. Методы и приёмы: Ритуалы.

Конспект открытого мероприятия по познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у Королевы Воды» Конспект открытого мероприятия по позновательно-исследовательской деятельности " В гостях у Королевы Воды" Программное содержание: 1. учить.

Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух и его свойства» Конспект экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Воздух и его свойства» Цель:Начать формирование представление.

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников Составила воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «ИВОЛГА» Туркина Ольга Владимировна.

Консультация для воспитателей «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников» Детское экспериментирование – это активно-преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддъяков).

Педсовет «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности» Тематический педсовет «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе экспериментально-исследовательской деятельности» План.

Перспективный план по экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, формирование познавательной активности, любознательности, умения пользоваться.

Развитие познавательной активности детей посредством экспериментально-исследовательской деятельности .

Речевое развитие младших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности (фотоотчёт)Речевое развитие младших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности (фотоотчёт) Речь детей формируется под влиянием окружающих людей. При общении развивается познание и деятельность ребенка. Когда ребенок начинает говорить,.

Занятие экспериментально-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Как происходит извержение вулкана?» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 393 \ ЗАНЯТИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого мероприятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Исследование снега и льда»
Опубликовано: 12 октября 2015 в 13:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД