Папки-передвижки

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

ольга туркина
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников

Составила воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «ИВОЛГА» Туркина Ольга Владимировна

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка»

Н. Н. Подьяков, 1995

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ :

1. Способствует формированию интегративных качеств:

Публикация «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников» размещена в разделах

Любознательный, активный; эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный решать интеллектуальные и личностные задачи; имеющий первичные представления о себе, мире и природе; способный управлять своим поведением и планировать свои действия; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

2. Обеспечивает интеграцию образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

3. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании, в ходе практической деятельности

Виды детского экспериментирования (по Н. Н. Поддьякову)

1. Бескорыстное экспериментирование (активность исходит от ребенка)

направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность ребенка в получении новых знаний, сведений об объекте. Познание здесь осуществляется ради самого процесса познания.

2. Утилитарное экспериментирование (организуется взрослым)

направлено на решение какой-либо практической задачи. В данном случае процесс познания объекта осуществляется ребенком с целью получения новых знаний для и достижения практического результата.

Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению

Задачи:

Расширение кругозора детей через знакомство с элементами различных областей знаний (представления о химических свойствах веществ, о физических свойствах и явлениях, о свойствах воды, песка, глины, воздуха, математические представления и т. д.)

Развитие у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)

Формирование у детей умственных способностей: развитие анализа, классификации, сравнения, обобщения

Формирование способов познания путем сенсорного анализа

Социально-личностное развитие: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции

Классификация детского экспериментирования

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

2. По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;

3. По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

4. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические

5. По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

6. По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические

7. По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.)

8. По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач;

9. По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

10. По способу применения : демонстрационные, фронтальные;

11. По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

Особенности организации детского экспериментирования в ДОу

Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.

Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).

Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).

Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).

В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Необходимо также учитывать возрастные особенности детей

Создание условий для детского экспериментирования

(исследовательские центры, центры науки)

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория, центр науки) должны быть выделены:

-место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.);

-место для приборов;

-место для хранения материалов (природного, "бросового");

-место для проведения опытов;

-место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.);

-схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;

-серии картин с изображением природных сообществ;

-книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы;

-простейшие приборы;

-коллекции;

-мини-музей (тематика различна, например, «Часы»);

-материалы, распределенные по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет", «Стекло", "Резина" ;

-природные материалы: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др.

-бросовые материалы: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

-технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

-разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;

-красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, -деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл

-прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные, прозрачные стекла, свечи др.

-сито, воронки

-половинки мыльниц, формы для льда

-увеличительные стекла, микроскоп, песочные часы, лупа

-Карточки-подсказки «Что можно, что нельзя»

-Личные блокноты детей для фиксации результатов опыта

-Мини-стенд «О чем хочу узнать завтра»

Пособия и приборы для определения:

веса: разнообразные весы, набор гирь

протяженности: метр, линейки, условные мерки

объема: мерные кружки, кувшины, ложки, т. д.

времени: песочные часы, секундомер

количества: разнообразные счеты

направления: компас.

Для игр с водой, снегом, льдом: фильтры из бумаги, марли, сетки; краски разного цвета, насыщенный солевой раствор для получения кристаллов соли, выращивания кристаллов на веточках; разные формочки для замораживания воды, средства для выдувания мыльных пузырей, разные сосуды с узким и широким горлом, воронки, разные кораблики-самоделки из бумаги, ореховой скорлупы

Для игры со светом: зеркальца, фонарики, средства для изменения цвета сигнала фонарика, свеча

Для игры с магнитом, стеклом, резиной: магнит, предметы из различных материалов, фигурки-попрыгунчики, мячики

Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.

2. Уточнение плана исследования.

3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.

4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.

5. Организация исследования.

6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования

Методы и приемы

1. Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы;, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании: «Доволен ли ты собой, как исследователь?».

2. Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков.

3. Метод стимулирующий детей к коммуникации «Спроси, что он думает по этому поводу?».

4. Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности.

5. Проблемные ситуации, например, «Почему снег вчера лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании» .

6. Экспериментальные игры.

7. Действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей.

8. Наблюдение природных явлений.

9. Использование энциклопедий.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать :

* Реальные события: яркие природные явления и общественные события.

*События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.

*Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

*Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

*Организация совместных с детьми опытов и исследований в повседневной жизни. Организация детского экспериментирования и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Публикации по теме:

«Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников» Организация экспериментально - исследовательской деятельности дошкольников Слайд №1 Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение.

Речевое развитие младших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности (фотоотчёт)Речевое развитие младших дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельности (фотоотчёт) Речь детей формируется под влиянием окружающих людей. При общении развивается познание и деятельность ребенка. Когда ребенок начинает говорить,.

Библиотека изображений:

Публикация Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем ольга туркина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Опубликовано: 24 мая 2015 в 12:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД