Получи документы

Конспект ООД «Посиделки в русской избе»

Галина Шеина
Конспект ООД «Посиделки в русской избе»

Конспект ООД «Посиделки в русской избе»

Старшая группа Воспитатель: Шеина Г. В.

Цель:

- приобщать детей к истокам русской народной культуры путём проведения занятия в «русской избе»;

Публикация «Конспект ООД „Посиделки в русской избе“» размещена в разделах

- закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа (как жили на Руси, предметы русского быта, русская традиционная кухня, трудолюбие и гостеприимство русского народа);

- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

- воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям России, любовь и уважение к русскому народу; доброжелательное отношение друг к другу;

Предварительная работа:

- встречи в «русской избе», беседы характере и традициях русского народа, о традиционных блюдах русской кухни;

- разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, трудолюбия, щедрости, доброты;

- разучивание русских народных песен, хороводов, игр;

- чтение народных сказок;

- изобразительная деятельность детей на темы народных художественных промыслов (дымка, гжель, хохлома).

Словарная работа:

Горница, прялка, чугунок, ухват, сундук, рушник, лапти, крынка, хлебосольство.

Оборудование:

Зал оформлен в виде горницы крестьянской избы, предметы русского быта - печь, лавка, прялка, самовар, расписные деревянные и гончарные изделия, посуда, корзина, лапти, домотканые половики, ухват, чугунок и т. д.

Ход занятия:

Под весёлую русскую народную музыку в зал входят дети.

Хозяйка (с поклоном встречает детей) : Здравствуйте, детушки, здравствуйте, ребятушки!

Проходите, гости дорогие, милости просим! Вы у меня гости частые и желанные. Дети, давайте поприветствуем и гостей наших!

Дети здороваются с гостями.

Хозяйка: Присаживайтесь на лавку, у меня в горнице для каждого найдётся и местечко, и словечко.

Дети садятся в горнице.

Красному гостю – красное место.

Ребята, посмотрите, как я живу!

Раньше в избе была всего одна комната и называлась она «Горница».

Хозяйка: Как в избу входили?

Дети: Кланяясь.

Хозяйка: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.

Хозяйка: Что было главным в горнице?

Дети: Печь.

Хозяйка:

Печка занимает самое большое место в моей избе. Она самая главная! В печке пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили грибы, ягоды, травы, одежду, обувь. Печка не дает замерзнуть, да и голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печке можно даже спать.

Хозяйка: Как в старину про печь говорили?

Дети:

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

И сверчок поёт где-то рядышком.

Как с тобой тепло, печка-матушка!

Хозяйка: Вот видите, как ласково называли печь - «Печка-матушка». А чем топили печь?

Дети: дровами.

Хозяйка: Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей горнице.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар).

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла пряжу. А из нее потом вязали носки и варежки.

Ребята, посмотрите на стол. Раньше вся посуда была глиняная или деревянная.

Дети как вы думаете, в чем русские хозяйки хранили молоко?

Дети. В крынке.

Хозяйка:

Хранили хозяйки молоко в крынках. Крынки сделаны из глины и в них молоко долго не прокисало.

«Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

В крестьянской семье у каждого человека была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

«Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. В чугунке готовили щи да кашу. Но не только в чугунке готовили пищу в старину. Угадайте, что это?

Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего 2-3 ведра.

Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Ребята, а что постелено у меня на полу?

В русской избе на полу стелили половики и коврики. Красивые, цветные. Половики прямоугольные, длинные, а коврики круглые. А для чего пол покрывали половиками?

Дети: Для тепла.

Хозяйка: Хозяйки вязали половики из разноцветных лоскутков ткани. (Из старой одежды)

Хозяйка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, пряли, вышивали, плели лапти, корзины. И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. - Вот так “всем миром” коротали время за работой, разговорами, весёлыми шутками, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки? Расскажите их.

У нас Арина маленька,

Чуть повыше валенка

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется

Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку,

Задавил мышонка

И три поросёнка.

Обманули простака -

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зелёную лягушку.

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку.

Плакса, вакса,

Гуталин

Проглотил

Горелый блин.

Хозяйка: Любой труд был почё тен: и взрослый, и детский. Дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал!».

К труду девочку приучала мать. Девочка помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.

Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду,

гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, убирать хлеб. Дети с ранних лет знали: что посеешь, то и пожнёшь.

Ребята, а вы помогаете своим родителям? Вот мы сейчас и проверим, как вы умеете трудиться! Пока я убирала в избе, мой кот Васька все клубочки с нитками размотал. Он у меня такой проказник! Нужно клубочки смотать, чтобы потом можно было вязать. Ну-ка, ребята, выходите, свое умение покажите!

Игра: «Намотай нитку в клубок»

Молодцы ребята! Справились с заданием. Длинными зимними вечерами я навяжу своим внучатам теплых носочков.

Русский народ издавна славился своим трудолюбием и сложил об этом много пословиц.

Ребята, а вы знаете пословице о труде и трудолюбии? Давайте вспомним их.

Пословицы:

Дело мастера боится.

Есть терпенье – будет и уменье.

Делу время – потехе час.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Сделал дело – гуляй смело.

Была бы охота – будет ладиться работа.

Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.

Разговорами каши не сваришь.

Хозяйка: Молодцы, ребятки, много пословиц о труде вы знаете.

А я вот вам ещё одну напомню:

«Спишь, спишь, и отдохнуть некогда».

Про кого это сказано?

Дети: Про лодыря, бездельника.

Хозяйка: В народе не любили лентяев, смеялись над ними, потешались.

А трудолюбие всегда было в почё те: «Землю красит солнце, а человека труд»!

Хозяйка: Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая игра.

Русская народная игра : «Игра с лентой».

Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу. Дети идут хороводом и поют.

Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют)

Стал подружку выбирать,

Стал подружку выбирать,

Кому ленточку отдать (Дети останавливаются)

Поклонись, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)

Да за ленточку держись.

(Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит) :

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д.

(В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).

Хозяйка: Ребятки, вы такие веселые, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком.

Хозяйка: Ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Хозяйка: Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Дети: (дети дают предположительные ответы).

Хозяйка: Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

Хозяйка: Ребятушки, посмотрите это что? (сарафан, рубашка, рушник, лапти)

Дети: (ответ детей).

Хозяйка: Правильно, раньше таких платьев и футболочек, как у вас, не было, и женщины, девушки сами шили одежду. Такие наряды носили русские женщины. На Руси основной одеждой для женщин были сарафан и сорочка – рубаха.

Значит этот наряд, какой?

Дети: женский.

Хозяйка: А вот еще другой наряд, как вы думаете, кто его носил?

Дети: мужчины, парни.

Хозяйка: Этот наряд, какой?

Дети: Мужской.

Хозяйка: Мужской костюм состоял из рубахи – косоворотки и нешироких штанов – портов (от слова «портки»). Рубаху подпоясывали длинным поясом – кушаком.

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, почему рубаху называли косоворотка?

Хозяйка: Она так называется потому, что разрез ворота находится не по середине, а на боку (косо) (показываю детям). От этого и название такое.

Люди в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. И чтоб сшить такой наряд девушки должны были вечерами рукодельничать.

Что за обувь тогда носили?

Ответы детей.

Хозяйка: Правильно, на Руси широко распространены были – лапти. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти

держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.

А я знаю одну игру про старинные слова. Поиграем?

Словесная игра «Старинное словечко»

Словарь: изба – дом, горница – комната, чугунок – кастрюля, рушник – полотенце, очи – глаз, лапти-сапоги, кушак-пояс, сундук-шкаф,

Хозяйка: Молодцы, ребята. Я вижу, вы много знаете о быте наших предков.

А вам, ребятки, понравилось у меня в гостях? Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придёте в группу покушаете и друзей угостите.

До свидания. До следующей встречи! Буду рада снова видеть вас у себя в избе!

Публикации по теме:

«Посиделки в русской избе». Литературно-музыкальное выступление старшей группы«Посиделки в русской избе». Литературно-музыкальное выступление старшей группы День открытых дверей в детском саду «Солнышко» пос. Приамурский Воспитатели: Мотрук Анжелика Викторовна и Шиповская Евгения Юрьевна Цель:.

Фольклорное развлечение «Посиделки в русской избе»Фольклорное развлечение «Посиделки в русской избе» Фольклорное развлечение «Посиделки в русской избе» Итоговое мероприятие к проекту «Я живу в России» Цель: Духовно-нравственное воспитание.

«Путешествие по русской избе». Конспект занятия в подготовительной группе«Путешествие по русской избе». Конспект занятия в подготовительной группе Путешествие по русской избе» в подготовительной группе. Цель: Закрепить представления детей о жизни русского народа в старину Задачи:.

Рассказ воспитателя с использованием иллюстраций и реальных предметов «Путешествие по Русской избе» Цель: создание делать результативность Формировать представления о предметах везёт высокими детская быта в Русской избе: смотрят стереотип.

«Посиделки в русской избе». Развлечение для детей ЗПР от 4 до 5 лет в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» Развлечение «Посиделки в русской избе» Програмное содержание: • познакомить с историей и традициями русского народа; • научить понимать.

Развлечение «Посиделки в мордовской избе» для старшей группы детского сада Цель мероприятия: Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной национальной культуры и духовности на основе мордовского фольклора.

Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Посиделки в «Русской избе» Развлечение с детьми старшего дошкольного возраста «Посиделки в «Русской избе» Цель: музыкальное воспитание детей на основе русской народной.

Тематический досуг по познавательному развитию в подготовительной группе «Этнографические игры в русской избе»Тематический досуг по познавательному развитию в подготовительной группе «Этнографические игры в русской избе» Цели: 1. Продолжать формировать первоначальные представления об истории родного края, о его красоте и богатстве, знакомить с подлинными.

Беседа «В гости к бабушке. Предметы быта в русской избе»Беседа «В гости к бабушке. Предметы быта в русской избе» В гости к бабушке. Задачи:Образовательные:формировать представления о предметах быта в русской избе-печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло,ведро,.

Интегрированное занятие в форме виртуальной экскурсии «Путешествие по крестьянской избе» в подготовительной группе Интегрированное занятие - прогулка в подготовительной группе «Путешествие по крестьянской избе» Цель: изучение быта русского народа, развитие.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ООД «Посиделки в русской избе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Шеина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ООД «Посиделки в русской избе»
Опубликовано: 31 июля 2019 в 17:08
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД