Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Галина Незнанова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Цель: формирование познавательной активности и учебной мотивации, учитывая психофизические особенности, индивидуальные возможности и субъективный опыт дошкольников.

Коррекционно-образовательные задачи :

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- обобщение, углубление, закрепление и систематизация знаний детей об игрушках;

- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

- расширение и обогащение активного словаря.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи :

- развитие интонационной выразительности речи путём формирования просодических компонентов речи;

- развитие психических процессов путём использования приёмов сенсомоторики, ритмопластики;

- развитие общих речевых навыков

- развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;

Коррекционно-воспитательные задачи:

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоционального состояния других людей, персонажей;

- воспитание коммуникативных навыков, умение согласовывать свои действия, выслушивать друг друга;

- воспитание бережного отношение к игрушкам.

Ход образовательной деятельности:

Введение в образовательную ситуацию (организация детей).

Дети играют. Раздаётся звонок телефона. Воспитатель берёт трубку, слушает. Подходя поближе к детям и жестом приглашает их послушать разговор.

-Здравствуй, Смурфик! Ты хочешь прийти к нам в гости? Приходи, мы тебя ждём! У тебя проблемы? Мы постараемся тебе помочь, да, дети? –Ответ детей. – Ты уже зашёл к нам в группу? Мы тебя встречаем.

Воспитатель вместе с детьми выходит в раздевалку, там сидит на стуле Смурфик с пакетом. Все вместе заходят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на грустный вид Смурфика и спрашивает, что у него случилось.

Создание проблемной ситуации. Постановка цели, мотивирование деятельности. Проигрывание психологической ситуации и предложение помощи.

Смурфик: «Я играл со своими игрушками, но они почему-то очень быстро сломались… и теперь мне не во что играть…

Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие игрушки принёс Смурфик и определить, что же с ними случилось.

Дидактическая игра «Чего нет?»

Цель игры - формирование навыка образования существительных в родительном падеже.

Ход игры - дети берут по одной игрушке из пакета Смурфика и, рассмотрев игрушку, описывают одним предложением отсутствие деталей (по образцу воспитателя).

- У машины нет колеса.

- У куклы нет руки.

- У пирамидки нет колечка.

- У самолёта нет крыла.

- У лошадки нет уха.

Воспитатель спрашивает у детей, как они могут помочь Смурфику.

Используется принцип нравственного обогащения (воспитательное значение деятельности, т. к. оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, отзывчивость, толерантность).

Предположительные ответы детей: «Починить игрушки, пришить кукле руку, приклеить крыло самолёту, найти кольца для пирамидки и т. д.» .

Воспитатель говорит, что можно и так помочь, но он не научится любить и беречь игрушки, если ему просто каждый раз чинить их и опять может их сломать. Что же можно ещё сделать?

(Необходимо подвести детей к пониманию того, что Смурфика нужно научить бережно относиться к игрушкам, уважать труд тех, кто эти игрушки сделал, используя принцип сотрудничества, задавая детям открытые и альтернативные вопросы:

- А какие игрушки вам нравятся?

- Как научить Смурфика беречь игрушки?

- Как вы сами бережёте свои игрушки? (складываем их на место, не бросаем их на пол, не наступаем на них и т. д.).

Воспитатель приглашает Смурфика в путешествие по стране игрушек.

Упражнение на согласование речи с движением «Паровоз», Э. Мошковская.

Чух-чух! Чух-чух!

Мчится поезд во весь дух!

Паровоз пыхтит, -тороплюсь, - гудит!

Дети вместе со Смурфиком «едут» в группу.

Использование принципа апперцепции (опора на предыдущий опыт детей, его сложившиеся интересы).

Пальчиковая гимнастика «Магазин игрушек», Н. М. Быкова.

Цель - развитие мелкой моторики кистей рук и пальцев, закрепление названий игрушек, закрепление правильного употребления имён существительных в форме множественного числа в именительном падеже.

Как игрушек в магазине видел много я, друзья!

Перечислю то, что видел, то, что смог запомнить я:

Куклы, кубики, шары, пирамидки и мячи,

Мишки, роботы, ракеты, самолёты, корабли.

(дети загибают пальцы каждой руки по очереди, чётко проговаривая слова.

Воспитатель предлагает перечислить, что продаётся в магазине.

Закрепление умения образовывать имена существительные во множественном числе родительного падежа.

На вопрос «Что продаётся у нас в магазине?» дети перечисляют –

Мячи, куклы, машины, пирамидки.

Дидактическое упражнение «Я купил в магазине…»

Цель - закрепление умения детей образовывать имена существительные множественного числа в родительном падеже.

Смурфик: «Я купил одну машину».

Дети «покупают» много – машин, кукол, пирамидок, самолётов, мячей и т. д.

Проектирование решения проблемной ситуации. Погружение детей в деятельность :

- вопросы поискового характера;

- ситуация выбора

- ситуация затруднения (учим детей рассуждать).

Воспитатель предлагает детям рассказать Смурфику, из чего делают игрушки.

Дидактическая игра «Из чего – какой?»

Цель игры - обогащение словаря прилагательных, формирование умения детей образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры - дети подходят к столу с разнообразными игрушками, берут по очереди по одной игрушке и составляют предложение по образцу :

- медведь – меховой, потому что он сделан из меха;

- кораблик – бумажный, потому что он сделан из бумаги;

- робот – пластмассовый, потому что он сделан из пластмассы;

- матрёшка – деревянная, потому что она сделана из дерева;

- лошадка – глиняная, потому что она сделана из глины;

- мяч – резиновый, потому что он сделан из резины;

- куколка фарфоровая, потому что она сделана из фарфора;

- колокольчик – металлический, потому что он сделан из металла.

Вопросы: «Дети, а какие игрушки нельзя давать маленьким детям? Почему? А почему нельзя делать игрушки для детей из стекла?»

Дети отвечают, при затруднении вместе с воспитателем ищут верные ответы, объясняя ситуацию.

Игра малой подвижности «Мяч поймай – на вопрос отвечай»

Цель игры – упражнять детей в умении образования относительных прилагательных, запоминание новых слов, введение в активную речь новых прилагательных.

Ход игры - дети становятся в круг, воспитатель (или ребёнок старшего возраста) бросает мяч, дети продолжают предложения:

- медведь из меха – меховой, (по аналогии с игрой «Из чего – какой?»

Аурикогимнастика (самомассаж ушных раковин)

Цель - мобилизация энергетических сил организма, пробуждение к работе внутренних резервов, активизация деятельности клеток головного мозга.

- растереть ладони друг о друга до ощущения тепла;

-«Лепим ушки» - массаж ушных раковин одновременно большими и указательными пальцами от мочек вверх.

«День рождения» - потягивать ушки кверху, 7-8 раз.

«Чебурашка» - растягиваем ушки в стороны, 7-8 раз.

«Ушки спрятались» - оба уха охватываются плотно ладошками, плотно прижать ладошки, сделать несколько круговых движений.

Ритмопластика «Слова на ладошках»

Слова Н Пикулевой, музыка Е. Попляновой.

Первый этап – работа на невербальном материале.

Цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

Дети хлопают ритмический рисунок по схеме: --- - - --- ---

Второй этап – работа на вербальном материале.

Цель данного этапа – формирование умения слушать речь взрослого, обучение неосознанному членению слов на слоги, по слоговому проговариванию слов.

Способствовать развитию просодических компонентов речи – интонации, темпа, ударения, речевого дыхания, ритма речи, используя приёмы фонопедической гимнастики по методу В. В. Емельянова.

Вырабатывать чёткую и правильную артикуляцию при произнесении гласных звуков А и У.

Ход - Я найду слова везде: и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке!

Дети поют фразы по образцу, прохлопывая ритм ладошками:

Миш-ка, Миш-ка, Мишень-ка, Мишень-ка!

Ку-колка Ма-ша, де-вочка на-ша!

Выполнение действий, подведение детей к новому знанию.

Смурфик увидел много игрушек и захотел их забрать себе: «Это – мои игрушки!» Называя игрушки, он путает мужской и женский род, что вызывает смех детей : «Это моя мяч! Это мой пирамидка!» и т. п.

Воспитатель предлагает детям научить Смурфика правильно называть игрушки и показать ему, как можно делиться игрушками и не жадничать.

Воспитатель спрашивает у детей, хотят ли они иметь не жадного друга? Как можно научить Смурфика не жадничать?

Дидактическая игра «Я – не жадина»

Цель игры - дать детям знания о мужском и женском роде имён существительных, воспитывать нравственные качества – желание поделиться игрушкой.

Ход игры - дети по очереди берут любую игрушку и дают её кому-нибудь из детей или Смурфику со словами:

Это – твой Мишка.

Это – твоя матрёшка.

Это – твой мяч.

Это – твоя машина и т. д. Каждый ребёнок производит действие с игрушками, после чего воспитатель спрашивает у детей, приятно ли им было поделиться с другом игрушкой? Понравилось ли им то, что Смурфик научился не жадничать?

Дидактическое упражнение «Он – она»

Цель - закрепить в речи детей употребление мужского и женского рода имён существительных.

Ход - на магнитной доске – много картинок-изображений игрушек.

Задание: назвать правильно род игрушки и перенести картинку с изображением игрушки мужского рода на левую сторону доски, а картинку с изображением игрушки женского рода на правую сторону доски.

Дети по очереди подходят и, назвав правильно род игрушки, переносят картинку. Первым задание выполняет Смурфик.

Это – машина, она моя.

Это – самолёт, он мой, и т. д. Воспитатель при неправильном произнесении поправляет детей.

Смурфик говорит детям, что он теперь знает много об игрушках и как с ними играть, чтобы они не ломались. Дети рассматривают серию картин, рассказывая о способах игр с каждой игрушкой, Смурфик начинает первым, а дети – продолжают по образцу. Решаются несколько задач – активизируется глагольный словарь, закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательной формы существительных, подбор эпитетов.

Воспитатель предлагает проверить ещё раз знания Смурфика и детей, предложив им поиграть в игру «Скажи наоборот».

Цель игры – обогатить словарь детей словами-антонимами.

Ход игры – Смурфик берё т игрушку и говорит: «Кошечка белая», ребёнок ищет игрушку о которой он может сказать «чёрная».

- Кошечка белая, а собачка – чёрная.

- Самолёт большой, а погремушка – маленькая.

- Матрёшка новая, а кукла – старая.

- Медвежонок мягкий, а кубик – твёрдый.

- Машина тяжёлая, а шарик – лёгкий.

Смурфик увидел макет комнаты, в которой нет игрушек и спросил у детей, смогут ли они ему помочь правильно расставить игрушки.

Принцип активности детей в образовательном процессе – дидактическая игра «Расставим игрушки по местам».

Цель игры – правильное употребление предлогов.

Ход игры – один ребёнок ставит игрушку, а другой – называет, куда поставлена игрушка.

- Корабль – на полке.

- Неваляшка – на столе.

- Грузовик – под столом.

- Юла – на полке.

- Мишка – на стуле.

- Мяч – под столом.

- Пирамидка – под стулом.

- Шар – на шкафу.

- Автомобиль – в шкафу.

Сенсомоторика (развитие координации движений и графических навыков, активизация стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия).

Первый этап – «рисование» в воздухе обеими руками одновременно, синхронно, различных фигур – двух круглых мячей, двух овальных шаров и т. д.

Второй этап –рисование обеими руками одновременно на листе бумаги двух кругов.

Третий этап – штриховка нарисованных фигур, вертикальная и горизонтальная.

Воспитатель предлагает детям проверить, как Смурфик запомнил правила обращения с игрушками и сможет ли он наощупь узнать, какая игрушка лежит в коробке?

Дидактическая игра «Фокусники»

Цель игры – развитие связной речи, составление описательных рассказов из трёх предложений.

Ход игры – один ребёнок садится перед коробкой с двумя отверстиями по бокам, внутри лежат мелкие игрушки. Необходимо двумя руками взять одну игрушку и, не называя её, описывать так, чтобы дети могли по описанию узнать, о чём говорится.

Первым садится Смурфик, по образцу его рассказа дети составляют по очереди свои рассказы.

Подведение итогов, анализ деятельности. Рефлексия. Осмысление.

Самоанализ деятельности и её результатов.

Вопросы воспитателя детям:

- Что мы делали сегодня?

- Довольны ли вы результатом вашей встречи со Смурфиком?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Чему вы научили Смурфика?

- Как вы думаете, он будет вам благодарен?

- Научился ли он бережно относиться к игрушкам?

- Кому вы расскажете о своих успехах?

- Что чувствует наш гость?

Воспитатель предлагает детям спеть валеологическую песенку:

Хорошо, хорошо солнышко смеётся,

А под солнышком всем весело живётся!

Дети складывают ладошки с растопыренными пальчиками, шевелят ними, как солнышко лучами (развитие умения сочетать движения с речью). Воспитатель спрашивает у детей, какое у них настроение после встречи со Смурфиком? Предлагает взять им листочки с лицами и нарисовать настроение.

«Хотим мы быть весёлыми, красивыми, здоровыми!»

Дети садятся за столы и рисуют своё настроение.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Два веселых гуся» Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию в 1 младшей группе № 2 "Два веселых гуся"Используемые.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию Тема: «Благодатная земля нашей Родины, которая так щедра на таланты». Цель: Обобщить представление детей о малой Родине, о творчестве донских.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной к школе группе Тема: «И знает каждый с малых лет, подарка лучше книги нет». Занятие в рамках проекта «Книги и библиотеки» Программное содержание: • Продолжать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Осень» Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: Осень Направление: речевое Задачи: грамматически правильно строить речь; развивать.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Притяжательные прилагательные» Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Тема: Притяжательные прилагательные. Цели: Коррекционно-образовательные: совершенствование.

«В гости к сказке». Конспект образовательной деятельности по речевому развитию во II младшей группе Тема: «В гости к сказке» Цель — моделирование сказки «Колобок» с использованием геометрических фигур. Задачи: 1. Учить детей эмоционально.

Конспект организации образовательной деятельности по речевому развитию Этапы непосредственно-образовательной деятельности Содержание этапов 1. Целеполагание. - Форма ОД: НОД-взаимообучения -Образовательная область:.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц на тему: «Посылка.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию для детей 5–7 лет «Сад — огород» Тема: «Сад - огород» 1. Коррекционно – образовательные: – уточнить словарный запас по теме «Сад-огород» ; – закрепить умения выделять первый.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Медовое приключение» Возрастная группа: старшая Тема: «Медовое приключение». Программное содержание Образовательные задачи: Уточнить представления о меде, познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию
Опубликовано: 11 декабря 2016 в 19:55
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию» (включая файлы) размещена пользователем Галина Незнанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД