Папки-передвижки

Конспект НОД «Прошлое и настоящее родного села»

Ирина Евграфова
Конспект НОД «Прошлое и настоящее родного села»

Тема: «Прошлое и настоящее родного села»

Форма проведения: беседа.

Данный конспект позволяет закрепить и уточнить знания воспитанников о родном крае, о своей малой родине и может использоваться в работе воспитателями детских садов, педагогами дополнительного образования и логопедами.

Цель: Воспитание у ребят нравственно-патриотических чувств за край, где они живут, за свою малую Родину. Популяризация сведений об истории развития села, воспитание у дошкольников бережного отношения к наследию своего села, любви и уважения к своей малой Родине, воспитание патриотического сознания и чувства гордости за достижения своих земляков.

Публикация «Конспект НОД „Прошлое и настоящее родного села“» размещена в разделах

Задачи:

Образовательная:

-закреплять представления воспитанников о своем родном крае, который является частью нашей большой страны, о большой и малой родине, о том, что для каждого человека малая Родина — это место, где родился, где он живет;

-подвести к пониманию того, что село изменяется с течением времени, имеет свою историю.

-формировать умения правильно строить предложения, обращать внимание на употребление местоимении: мой, моя, наша;

Развивающая:

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, родного края;

-развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, фонетическое восприятие, логическое мышление, воображение, память, речь с движением; развивать речь, как средство общения, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас по теме, вводить в пассивный словарь слова «малая Родина», «большая Родина», названия улиц;

-развивать у воспитанников внимание, воображение, кругозор.

Воспитательная:

-воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, малой Родине; чувство доброты, готовность к общению.

Интеграция полученных знаний, умений и навыков через образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»;

через виды деятельности: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, двигательную; использование игровой ситуации на протяжении всего занимательного дела.

Материал:

Демонстрационный: карта России, значки «настроения», магнитная доска, флажок, мяч.

Словарная работа: край, большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, красногорцы.

Индивидуальная работа: Помощь затрудняющимся воспитанникам в уточнении и формулировке ответа на поставленный вопрос.

Методы и приемы:

Наглядный, словесный, игровой, рефлексия, поощрение, логические рассуждения, активизация словаря, вопрос-ответ, беседа.

Предварительная работа:

-беседы: «Наша Родина Россия», «Государственная символика России и Пензенской области»;

-чтение художественной литературы (А. А. Мытарев, Л. М. Савельева «Наш край родной»);

-рассматривание иллюстраций, карт, разучивание стихотворений о родном крае, дидактические игры, ребусы, экскурсии;

-создание в группе развивающего центра «Наш родной край», экскурсия в библиотеку по теме «Краеведение», экскурсия в школьный музей;

-прослушивание музыкальных произведений.

Технические средства: Магнитофон, мультимедийная установка.

Ход НОД:

Воспитанники сообщают воспитателю об изменениях, произошедших в групповой комнате. Что в развивающем центре «Наш край» висит необычная картина, которой раньше там не было. Удивляются, почему на ней нет рисунков, только разноцветные пятна. Воспитатель объясняет детям, что это не картина, а карта, на которой изображена наша страна. Педагог уточняет, что на предыдущих занятиях они рассматривали глобус, а сегодня познакомятся с картой.

Воспитатель. Если вас это заинтересовало, предлагаю присесть и продолжить нашу беседу. Сегодня мы поговорим с вами о Родине. Что мы видим на карте? Это наша страна – Россия. Вот она, какая большая наша страна! Посмотрите, а наша Пензенская область в окружении России, кажется сравнительно небольшой.

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую!

Улыбнитесь друг другу!

Воспитатель. Обратите внимание, на нашу магнитную доску. Посмотрите, пожалуйста, внимательно, на картинки. Здесь спряталось какое – то слово.

Давайте мы его отгадаем, а отгадывать будем по первым звукам каждой картинки. (Воспитанники отгадывают слово «Родина»).

Воспитатель. Молодцы, верно отгадали. Какое большое и красивое слово — Родина. А какая она, наша Родина? (Любимая, красивая, огромная, богатая, сильная, большая). Да, в России много городов, деревень, сёл.

Воспитатель. И сегодня, ребята, я приглашаю вас в путешествие. В прошлое нашего села. А как можно путешествовать? На чем? Давайте пофантазируем. Путешествовать можно на… ( предположительные ответы детей: на машине, самолёте, на корабле).

Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем любят путешествовать большинство детей во всём мире.

Загадка: С рогами, а не коза, с педалями, но не машина? (велосипед). Воспитатель. Но, ребята, мы же отправляемся в прошлое. Значит, нам нужен такой транспорт, чтобы без труда туда попасть. Как же нам быть? Воспитанники. А давайте отправимся на машине времени.

Воспитатель. Молодцы! Вы очень предприимчивы! Сегодня машиной времени для нас будет велосипед. Садитесь, пожалуйста, на ваши велосипеды, нам пора в путь.

(под тихую музыку, воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде, проговаривая чистоговорку).

Ритмическое упражнение «Велосипед» :

Ед — ед — ед —едет мой велосипед?

Да — да — да — быстрая езда.

Али — али — али — нажимаю на педали.

Аль — аль — аль — быстро мчусь я вдаль.

Воспитатель. Вот и приехали, это наша первая остановка.

Воспитатель. Педагог сообщает, что недавно в интернете познакомилась с воспитателем из другого детского сада соседней области. После нашего общения, её заинтересовала история возникновения нашего села, и она попросила подробнее об этом рассказать. Спрашивает, смогут ли они это сделать. Предлагает выступить в роли экскурсоводов и выбрать всё самое интересное, о чём можно рассказать.

Воспитатель. (Дети с педагогом рассказывают). У каждого человека есть малая родина – это место, где человек родился, где он живет, это город, улица, дом, где он растет. Где впервые, вы, ребята, ощутили ласковый свет солнца и начали узнавать окружающий мир.

Где живём мы с вами, как называется наше село? (село Красная Горка). Значит, жителей нашего села можно назвать… красногорцами.

Воспитатель. Молодцы!

А, сейчас, послушайте, что я хочу вам рассказать. (1 слайд)

Давным – давно это было. В некотором царстве, в некотором государстве, а точнее в России - матушке, жил - был царь. Звали его Пётр 1. Проезжая мимо Сердобского уезда в одной из своих поездок на юг, был поражен красотой нашей местности и плодородием земель. Так в его дневниках возникла запись: «В окрестностях Сердобского уезда, в Восточной его части открыть семеноводческую опытную станцию». Об этой записи вспомнили лишь спустя большое количество лет. (2 слайд)

Весной 1912 года начались строительные работы силами крестьян из окрестных деревень Лачиновки, Дмитриевки, Новой Названовки, Широкладки, Каменки, Куршевки, Юматовки, Трудолюбовки. (2 слайд)

В обязанности опытной станции вменено было выращивание зерновых культур, для последующего выведения новых сортов. Это было необходимо для улучшения урожайности в условиях неблагоприятного климата местности.

Опытная станция, существующая до сих пор, разрасталась, и в 1929 году было принято решение о преобразовании её в совхоз с названием «Пятилетка».

По мере того, как развивалось хозяйство, росли вокруг дома, строились помещения, необходимые для жизни рабочих и ведения хозяйства. Вместе с зерновыми культурами, на близлежащих территориях станции центральная усадьба впервые в районе стала сеять кукурузу, сахарную свеклу. Из домашних животных сначала разводили только коров и лошадей, затем свиней. Сейчас в селе выращивают и овец. Дальнейшее развитие народного хозяйства в стране, потребовало увеличения всех видов сельскохозяйственных продуктов. В село был проведён природный газ. Это способствовало и развитию инфраструктуры населённого пункта.

Был он совхозом крошечным,

Тихим, темным, заброшенным,

С маленькими домишками,

Вечно в грязи, без дорог.

Много лет прошло, и видим мы,

Вместо совхоза пыльного,

Создали люди, воздвигнули,

Красивое село!

Село наше получило название в честь славного русского народного праздника, с красивым названием - «Красная горка». Начало строительства было положено именно в этот праздник. Сейчас смысл его почти забылся.

(3 слайд)Праздник «Красная Горка» ведет свое начало от седой древности. Издавна в первое воскресенье после Пасхи устраивались на Руси народные гулянья. В это время и весну встречали. Для праздника выбирали самое высокое, сухое место – Красную горку. На ней водили хороводы, играли на музыкальных инструментах. Каких только игр не было! Качели, хождение на ходулях. Мальчишки играли в лапту, в чижа, девочки в забегалы. В эти дни повсюду торжественно звенели колокола в церквях. И совсем уже не обходилась ни одна «Красная горка» без катания яиц!

Праздник есть праздник! Победителей чествовали всенародно, особенно детей: свистульками, самодельными игрушками. И бежали мальчишки домой, радостными, катя впереди обод от колеса, громко насвистывая, и как бы громко извещая: какой весёлый и радостный этот праздник - «Красная горка»!

Воспитатель. Мне, кажется, вы засиделись, и были бы не прочь поиграть сейчас. Сегодня мы познакомимся с народной игрой «катание яиц по желобку». (Воспитатель знакомит с правилами игры). На прогулке мы обязательно, познакомимся с другими играми.

Воспитатель. Село наше многонациональное (4 слайд)

Здесь живут: русские, мордва, татары, армяне, чуваши, таджики, чеченцы, корейцы, казахи. У каждого есть свои обычаи, традиции.

В. Село «Красная Горка» большое и красивое, и каждая улица чем – то славится, названа в чью - то честь. Давайте вспомним, какие улицы нашего села вы знаете.

Воспитатель. Предлагаю каждому из вас назвать улицу, на которой вы живёте.

Игра «Назови свой адрес».

Воспитанники под музыку передают флажок друг другу. На остановку музыки, ребёнок с флажком в руке называет улицу.

(Улица Московская, Октябрьская, Комсомольская, Пензенская, Сердобская, улица Сады, Садовая, Новая, Рабочая, улица Мира, Улица Николая Ерёмина, Южная).

Воспитатель. Ну, а теперь, пройдёмся по улицам, и вспомним, какие социокультурные объекты существуют на селе. (5 слайд)

Отгадайте-ка, ребятки,

О селе нашем загадки,

Я начну стихи читать

Вам придется продолжать.

1. Здесь можно опустить письмо,

Отправить телеграмму,

По телефону позвонить

В командировку маме.

Ты можешь здесь купить конверт,

Послать посылку срочно

Всем передать большой привет,

Ведь это здание -(почта)

2. Люди в белом не скучают

Не сидят без дела,

Курс леченья назначают

Эти люди в белом.

Если кто-то заболел

Все идут лечиться

В сельскую (больницу)

3. Если холодильник пуст,

Кушать в доме нечего.

Нет ни хлеба, ни капусты,

Масла нет и гречки,

Ты сюда входи скорей

И бери корзину.

Покупай что повкуснее

В нашем… (магазине).

4. Это что за чудный дом?

Сто детишек в доме том,

Дом детишкам очень рад,

Что же это?. (Детский сад)

Воспитатель. Ну, а теперь, посмотрим, какие вы ловкие и сообразительные.

Игра с мячом «Лови и отвечай». Все встают в круг. Воспитатель бросает мяч одному из воспитанников и задаёт вопрос. Ребёнок отвечает на вопрос ведущего.

Воспитатель: Где в селе можно посмотреть концерт? (СДК)

Где в селе можно научиться играть на музыкальных инструментах, научиться танцевать? (Музыкальная школа)

Взять книгу для чтения? (Сельская библиотека)

Как называется дом для машин? (Гараж)

Где ремонтируют тракторы и комбайны? (Мастерская)

Как называется сооружение по выращиванию свиней? (Свиноводческий комплекс)

Где содержат и доят коров? (Ферма)

Воспитатель. В нашем селе существует действующий молельный дом. Строится Храм Святого Тихона.

Воспитатель. Крепко любили и любят свою Родину односельчане. Храбро защищали её от врагов вместе с другими народами нашей страны в годы Великой Отечественной Войны. Многие с этой войны не пришли – погибли в бою. За это благодарные потомки воздвигли Мемориал погибшим воинам, который находится в центре села. Здесь, на гранитных плитах, увековечены имена наших предков воинов – освободителей. Каждый год 9 Мая, жители села и мы с вами посещаем мемориал и несём цветы к памятнику.

Воспитатель. Нам пора возвращаться в детский сад, из прошлого в настоящее время. Занимайте свои места, и в путь!

(под песню «Родная, родная земля», воспитанники, сидя на стульчиках, имитируют движение на велосипеде).

Воспитатель. Ну, вот, мы с вами и в детском саду.

Воспитатель. Давайте вспомним, о чем мы говорили, и что вам запомнилось из сегодняшнего путешествия. (Ответы воспитанников). Вот сколько интересного и познавательного я смогу сообщить своей знакомой.

Воспитатель. Хочется сказать, что богато село обширными полями, большими урожаями. Но, главное богатство земли Красногорской – это люди. Среди них - участники войны, труженики тыла, ветераны труда. Работая на земле дружно и коллективно, наши земляки являются примером для последующих поколений, они - истинные энтузиасты своего дела. И объединяет их главное – любовь и служение земле.

Воспитатель. Вы все, ребята, молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы справились со всеми заданиями, прошли все трудности и нашли свои знания. (Индивидуальное поощрение).

Воспитатель. Прикрепите значки - настроения вашего на доске.

( Варианты значков: «солнышко» — на душе светло, радостно; «тучка» — на душе пасмурно).

Используемая литература:

1. Купецкова Е. Ф., Куренкова Е. Ф., Ляпина Т. Н., Денисова О. В. «История Пензенского края как средство развития личности ребёнка дошкольного возраста» Методическое пособие. Изд. 2, переработанное, Пенза 2008, 66 с2.

2. Интернетресурсы.

3. Аверина И. Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ» [Текст] : Практическое пособие/ И. Е. Аверина. — М. : Айрис — пресс, 2005.-25 с.

4. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» [Текст] : Методическое пособие/ М. Ю. Картушина. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 7, 15, 39, 145 с.

5. Мытарев И. И., Савельева Л. М., Сафонов Л. П., Тивяков С. Д. «Наш край родной» [Текст] : Методическое пособие /И, И, Мытарев, Л. М. Савельева,

Л. П. Сафонов, С. Д. Тивяков. — М. : Кемеровское книжное издательство, 1977.- 66 с.

6. Авторы: Черемшанцева Любовь Александровна, Матвеева Светлана Анатольевна МБДОУ «Детский сад №62 «Родничок»

Месторасположение: г. Прокопьевск, Кемеровская область

Публикации по теме:

«Дети — радость государства, настоящее богатство…» (фотоотчет)«Дети — радость государства, настоящее богатство…» (фотоотчет) Дети радость государства, Настоящее богатство. Их воспитывать должны, Как надежду для страны! Хочу провести небольшую фотозкскурсию и.

Фоторепортаж «Варшавский зоопарк: прошлое и настоящее»Фоторепортаж «Варшавский зоопарк: прошлое и настоящее» Цель: рассказать об удивительном месте обитания диких животных – Варшавском зоосаде, о его прошлом и настоящем. И снова я любуюсь гордой.

Фотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группаФотоотчет о беседе «Прошлое и настоящее города». Старшая группа Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного города, продолжать знакомить детей с общественными зданиями города их.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое утюга» Цель: продолжать раскрывать перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека, вызвать восхищение.

Новогодняя открытка: прошлое, настоящее, будущее. Возобновляем добрую традицию — дарить открыткиНовогодняя открытка: прошлое, настоящее, будущее. Возобновляем добрую традицию — дарить открытки История возникновения открытки в РоссииСлово «открытка» появилось от словосочетания «открытое письмо», и в России такие открытые письма.

Конспект образовательной ситуации «Села мышка в уголок, съела бублика кусок. Согласные звуки [С], [С’] и буква С» Образовательная ситуация «Села мышка в уголок, съела бублика кусок» Обучение грамоте «Знакомство с согласными звуками С, С* и буквой С».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Прошлое и настоящее родного села»
Опубликовано: 25 сентября 2020 в 14:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД