Лучший педагог года

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес. Гласные звуки»

Надия Аитова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес. Гласные звуки»

«Путешествие в осенний лес»

Цель:

• Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э],[ы].

Задачи:

Образовательные:

• Закреплять знания детей о гласных звуках.

• Закреплять умения детей определять наличие заданного звука в слове.

• Закреплять графические образы букв А, О, И, У, Э, Ы.

Обучать звуко-буквенному анализу слова АУ.

• Продолжать учить составлять предложение и схему предложения.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие в осенний лес, Гласные звуки“» размещена в разделах

Развивающие:

• Развивать речь, внимание, мышление.

• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.

• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Методические приё мы:

• Музыкальное сопровождение.

• Словесный (вопросы, объяснение).

• Наглядный (картинки, показ артикуляции).

• Игровой (Д/и «Найди пару», «Узнай звук», «Найди звук»).

• Практический (упражнения).

• Наблюдение за работой детей, советы.

Оборудование:

Демонстрационный материал: музыка из м/ф «Маша и медведь» : «Про следы», знаки-символы звуков (звуковички, кленовые листья с предметными картинками, буквы, корзина, запечатанные конверты с буквами, цветные карандаши, схема с фишками, картинки Маши и Медведя, куклы, мяча, грибов, большие буквы для составления предложения, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть.

Раздаточный материал: карточки с картинкой и схемой, буквы А, У, фишки для звуко-буквенного анализа, листы бумаги и карандаши.

Ход деятельности:

I. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются). Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)

- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, с какими буквами и звуками мы уже познакомились с вами.

- А кто из вас может вспомнить и рассказать наше правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Чётко, ясно говорим

Никуда мы не спешим!

II. Мотивационная игра.

- Ребята, какое сейчас время года? (осень)

- Назовите признаки осени? (желтеют листья)

- А как мы ребята можем сейчас оказаться в осеннем лесу? (закрыть глаза и представить).

- Так давайте закроем глаза и представим себе, что мы с вами оказались в осеннем лесу. (фон – звуки осеннего леса)

Осень в лесу!

Заходим в осенний лес!

Много здесь вокруг чудес!

Вот берёзки золотые шумят

Под берёзками грибочки стоят

В корзинку прыгнуть хотят!

(в этот момент появляется корзинка)

- Откройте глаза, посмотрите, кто-то забыл корзинку в лесу!

- Как вы думаете, кто же мог её здесь оставить? (ответы детей, звучит музыка из м/ф «Маша и медведь» : песенка «Про следы»)

- Узнали кто этот герой? Ну, конечно же, это Маша!

- Как вы думаете, куда же Маша так спешила, что оставила корзинку? (ответы детей)

- Да, искать Мишку. А направлялась Маша к нам, вот и оставила корзинку.

- Посмотрим, что же Маша нам несла. (дети подходят к корзинке и находят в ней звуковичков с разной артикуляцией)

- Звуковички так дружно сидят в корзинке, вы можете мне помочь узнать их. (воспитатель вместе с детьми рассматривают звуковичков и по артикуляции губ определяют, какой звук).

- Какие это звуки? (гласные) Почему? (их можно пропеть, протянуть, и при произнесении звуков воздух не встречает преграды)

- Каким цветом обозначаются гласные? (красным). Поэтому звуковички всегда в красных башмачках!

- Молодцы! (звуковички выставляются на мольберт)

- Ребята, Маша ещё что-то оставила в корзине, посмотрите что это? (конверты). Вам интересно, что в конверте? (да). Тогда возьмите каждый по конверту и определите на ощупь, что находится в них. (если дети не угадывают, им можно предложить посмотреть через конверт на свет).

- Как вы думаете, куда мы можем поставить эти буквы? (под звуковичками). Расставьте буквы к соответствующим звуковичкам. Будьте внимательны!

- Ребята, чем отличается буква от звука? (звуки мы слышим и произносим, а буквы – пишем и видим)

III. Введение в тему занятия.

1. Игра «Найди пару»

- Ребята, а что здесь ещё мы видим в лесу? (листья). Возьмите каждый по одному листочку.

- А листики необычные, с картинками на обратной стороне.

- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке и картинке соседа, и подумайте с какого звука начинается данное слово.

- Ребята хотите потанцевать и поиграть с листочками? (да). Я сейчас включу музыку что бы вы могли потанцевать, но как только музыка закончится, вы должны будете найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.

- Держите картинки так, чтобы их было видно. (дети под музыку танцуют с листочками; пары: арбуз – апельсин, утка – улитка, иголка – индюк, экскаватор- эскимос и т. д.)

- Какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание).

- Ребята, а с каким из изученных нами звуков нет картинки (со звуком [ы]) Почему? (звук [ы] встречается только в середине и в конце слова)

2. Игра «Найди звук»

- Мне кажется, пока мы с вами играли, наши звуковички заскучали, может, поиграете с ними тоже, тогда проходите за столы (дети парами садятся за столы).

- С ребятами этого стола будет играть звуковичок [о], с другим -[э], …[и]…[ы].

- На ваших столах лежат картинки и схемы к ним. Что же мы будем делать? (ответы детей)

- Правильно, вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове в начале, в середине или в конце слова и закрасить соответствующий круг.

- Каким цветом?

(Следить за осанкой детей, следить за правильностью обозначения фишками на схеме места звука в слове)

- Молодцы!

3. Физкультминутка «Дождик».

- Ребята, вернёмся с вами в лес, может, встретим Машу и Мишу. (дети выходят на ковёр)

- Ой, смотрите, закапал дождь.

Капля раз, капля два

(ладошки в стороны, поочерёдно прыгая с ноги на ногу)

Очень медленно сперва

(тоже самое)

А потом, потом, потом

(руки сгибаются в локтях)

Всё бегом, бегом, бегом

(бес с ускорением на месте)

Мы зонты свои раскроем

(остановиться, руки в разные стороны)

От дождя себя укроем.

(изображается над головой вид «зонтика»)

4. Звуко- буквенный анализ слова АУ.

- Ребята, Маша уже давно гуляет по лесу, может она заблудилась.

- Ой, ребята, у нас здесь загрустили 2 звуковичка. Какие (звуки [а] и [у])

- Какое маленькое слово можно составить из этих звуков, которое пригодится Маше, чтобы её нашли? (слово АУ)

- Правильно! Это слово АУ.

- Как мы можем произнести это слово? (тихо). Давайте произнесем. А ещё как? (громко). Давайте попробуем.

- Никто не откликается.

- А может нам нужно, выложим это слово с помощью фишек и букв, и тогда Маша появится? Попробуем ребята? (дети садятся за столы).

- Кто хочет выложить это слово на доске. (воспитатель вызывает ребёнка). А все остальные выкладывают на столах.

- Из скольких звуков состоит это слово? (из двух)

- Какой первый звук?

- Обозначим звук [а] фишкой. Какого цвета? Почему?

- Какой второй звук в слове АУ?

- А чем обозначаем звуки в письме? (буквами)

- Берём тарелочка с буквами. Какой буквой обозначим первый звук? (А)

- Находим нужную букву и кладём на соответствующую фишку.

- Какой буквой обозначим второй звук? (У)

- Прочитаем слово. Я веду указкой, а вы – протяжно поёте каждый звук в слове.

- Прочитаем слово хором. (Появляются картинки Маши и Миши.)

- Вот и откликнулись Маша и Миша, оказывается, они грибы собирали.

- Они так рады встрече и хотят поиграть с вами, предлагают разгадать загадку.

- Что это? ( картинки: кукла, мяч, грибы).

- А сейчас я добавлю буквы, посмотрим, что же получится?

У И.

У.

- Что у нас получилось? ( Предложения: У Маши мяч и кукла. У Миши грибы.)

- Предложение - это совокупность слов, которые связаны между собой по смыслу. А в конце предложения всегда стоит точка.

- Ребята, а что мы можем делать с предложением. Попробуем составить схемы этих предложений. У вас на столах лежат листочки и карандаши. (дети выполняют задание, показ схем нескольких детей.)

- Молодцы, ребята!

V. Итог занятия.

Посмотрите, Маша и Медведь рады, что вы с ними поиграли. А вам самим понравилось с ними играть? Какое задание было самым интересным? Сложным? Что нового вы узнали? Какое у вас настроение?

VI. Рефлексия.

- Ребята, а в корзине у Маши ещё что-то лежит. Посмотрим. Что это такое (смайлики)

- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)

- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями – возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть – задумчивого смайлика, а если совсем трудно – грустного.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки»Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]»Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательная: 1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в осенний лес. Гласные звуки»
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 20:46
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД