Папки-передвижки

Конспект НОД по конструированию «Шапка Гугуцэ» для детей средней группы

Виктория Стрымбовская
Конспект НОД по конструированию «Шапка Гугуцэ» для детей средней группы

Цель: Развивать творческий интерес у дошкольников через знакомство с народно-прикладным искусством, побуждая желание к созиданию в процессе знакомства с народной культурой

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве, формировать умение работать с природным и бросовым материалом, закрепить интерес преобразования природного и бросового материала (разрывать, сминать, склеивать, скатывать, придавая ему разнообразные формы.

Развивающие: Развивать у детей глазомер, мелкую моторику рук, психические процессы (внимание, воображение, мышление, память, речь).

Публикация «Конспект НОД по конструированию „Шапка Гугуцэ“ для детей средней группы» размещена в разделах

Воспитательные: Воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие, самостоятельность и аккуратность. Воспитывать уважение к людям других национальностей, их обычаям, культуре и традициям.

Предварительная работа: Посещение музея Дома культуры с целью знакомства с изделиями сельских мастеров, рассматривание костюмов разных народов, проживающих на территории ПМР. Чтение произведений Спиридона Вангели: «Шапка Гугуцэ», «Парта Гугуцэ», «Гугуцэ парикмахер». Беседа на тему: «Насекомое-платяная моль». Подготовка кукурузных рыльцев для работы.

Материалы и оборудование: Фотографии и иллюстрации с изображением костюмов разных народов, проживающих на территории ПМР; книги с произведениями С. Вангели, картонные лотки для яиц, кукурузные рыльца, клейстер, кисточка, ножницы, влажные и сухие салфетки; ИКТ (слайды по теме).

Словарь: «кушма», «кушмэрия», «кушмарь», «смушка», «кукурузные рыльца», «платяная моль».

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное»

«Художественно-эстетическое»

«Социально-нравственное»

«Физическое»

Ход НОД:

1. Организационный момент

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Ребята, сегодня случилось удивительное, придя утром на работу, я нашла вот эту коробку на пороге детского сада. Предлагаю открыть её вместе с вами. (открываем коробку) Но что это? Внутри коробки книга с детскими сказками и письмо.

-Посмотрите на книгу у меня в руках и скажите, вам знакома эта книга и персонаж этих сказок? (ответы детей)

-Правильно, ребята, это книга молдавского автора Спиридона Вангели, давайте вспомним названия произведений детского автора, главного героя этих произведений и особенность образа нашего героя. (ответы детей)

-Совершенно верно, это главный герой серии произведений Спиридона Вангели мальчик по имени Гугуцэ. Он очень добрый и любознательный мальчик, а также его особенность — это то, что он никогда не расстаётся со своей любимой шапкой. (показ слайда)

-Ребята, в коробке ещё осталось письмо, давайте мы его с вами прочтём и попробуем разобраться в происходящем.

«Здравствуйте, ребята, у меня случилась беда: в моём шкафу завелась моль, она до того прожорлива, что превратила мою шапку в решето. Шапка стала совсем не пригодна для носки. Помогите мне восстановить мою шапку». Гугуцэ

Провожу словарную работу.

Давайте вспомним как на молдавском языке называется шапка Гугуцэ? (ответы детей)

Правильно, шапка Гугуцэ, на молдавском языке называется «кушма».

Изготавливают «кушму» из смушки-шкуры ягнёнка. Испортила её прожорливая моль, словосочетание «прожорливая моль» обозначает насекомое, которое много ест. В результате шапка превратилась в решето. Превратить в решето - проделать в шапке много дыр.

–Ну что, ребята, поможем нашему герою в его беде? (ответы детей)

2. Основная часть.

–Для того, чтоб мы могли с вами помочь Гугуцэ в его беде, нам надо отправиться в одну очень необычную страну. И отправимся мы туда на необычном транспорте: ковре-самолёте. Становитесь на ковё р и повторяйте волшебные слова:

Наш ковё р по небу мчится:

Что же с нами приключится?

Попадём на нём в страну неизвестной никому.

Тише, тише не шумите никого там не спугните.

Там бывают чудеса, вам понравится она.

-Вот мы с вами и очутились в необычной стране, а чем она необычна, мы сейчас с вами и узнаем.

Беседа с детьми и показ слайдов презентации.

Я вас хочу познакомить с традиционным молдавским ремеслом – «кушмэрия». Мастер по пошиву шапок назывался «кушмарь». В Молдове почти в каждом селе были мастера-шапочники, которые шили головные уборы нужной формы и размера. Молдавские шапки обычно высокие, имеют остроконечную форму, а носили их по-разному, в зависимости от возраста и социального положения: острым концом вверх носили шапки во время дождя и снега, с загнутым острым концом носили шапку кавалеры на свадьбе, с округлённым загнутым концом – старики; молодёжь, в основном, носила шапки серого цвета, а старики – чёрного.

«Кушму» изготавливают из смушки молодого ягнёнка, в работе используется серая или чёрная смушка, реже — коричневая.

-Ребята, скажите мне, вы уже догадались в какую страну мы с вами попали, и кто её жители и чем они занимаются? Правильно, это страна головных уборов и мастеров по их изготовлению. Напомните, что такое головной убор? (это вещь, которую носят на голове)

-Скажите мне, а кто носит головные уборы? (Мужчины, женщины, дети, люди разных профессий, герои из мультфильмов и сказочные герои).

В наше время в Молдове проживает мастер по изготовлению шапок Константин Кожан.

Также в Молдове есть много памятников, посвященных шапке Гугуцэ и даже библиотека в форме шапки.

-Ребята посмотрите, что я нашла в стране мастеров по изготовлению шапок…вы уже догадались что это? (ответы детей)

-Правильно, ребята. Это та самая шапка, как у Гугуцэ. Давайте мы с вами возьмём её с собой в наш детский сад и попробуем смастерить шапку для нашего Гугуцэ.

Возвращение в детский сад.

Мы ребята постарались,

Очень многое узнали.

В путь пора нам собираться

С необычной страной распрощаться.

-Вот мы с вами и вернулись в наш детский сад.

Провожу дидактическую игру «Подбери головной убор к костюму"

Цель:

Совершенствовать знания о народных костюмах.

Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения, развитие зрительного внимания, мышления. Найти головной убор Гугуцэ и определить народу какой национальности он принадлежит.

Материалы для игры:

-Печатные листы с изображением русского, украинского и молдавского народного костюма.

Ход игры.

-Детям предлагается рассмотреть изображенные на картинке народные костюмы, и найти к каждому костюму соответствующий головной убор. Важно, чтобы дети научились выделять особенности русского, украинского и молдавского народного костюма (головного убора). Среди предложенных головных уборов надо найти шапку Гугуцэ и определить народу какой национальности она принадлежит.

-А сейчас, я предлагаю вам стать мастерами и приглашаю в мастерскую головных уборов.

Но прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вам немного размяться.

Физминутка с использованием ИКТ

-Мы с вами сейчас передадим друг другу шапку, которую мы принесли из страны мастеров, рассмотрим её и попробуем описать какой она формы, какая на ощупь и из чего изготовлена.

-Вы правильно определили, что наша шапка похожа на пирамидку со срезанным верхним углом. Она изготовлена из смушки ягнёнка.

Давайте мы с вами вспомним, а от чего приходят в негодность все шерстяные вещи? Кто мог испортить шапку, которую мы нашли в коробке?

-Правильно, её испортила платяная моль.

Мы с вами знаем, что платяная моль питается шерстью и шерстяными изделиями и её очень трудно вывести. (показ слайда)

Практическая часть.

Подойдите к моему столу. Это ребята, кукурузные рыльца, которые мы с вами собирали ещё осенью на полях кукурузы. В нашей местности очень много кукурузы, и мы с вами заменим шерсть на кукурузные рыльца, которые мы с вами заранее перебрали от растительного мусора в виде листьев с початков кукурузы.

Сейчас я вам покажу как мы будем мастерить нашу шапку, а вы внимательно смотрите и запоминайте. Показываю волшебное превращение: берём лотки для яиц и аккуратно вырезаем две ячейки для нашей будущей шапки. Первую ячейку с внешней стороны намазываем клейстером и надеваем на неё вторую ячейку. Крепко прижимаем обе ячейки между собой. Пока наш клейстер подсохнет, а наши ячейки хорошо приклеятся, нужно нарезать кукурузные рыльца на мелкие кусочки. Далее опять наносим клейстер на внешнюю сторону склеенных между собой ячеек со всех сторон, обваляем её в ёмкости с мелко нарезанными кукурузными рыльцами, прижимаем приклеившиеся кукурузные рыльца сухими салфетками. Дополнительно обсыпаем нашу заготовку кукурузными рыльцами и у нас получается практичная и красивая шапка для нашего Гугуцэ.

Прежде чем вы приступите к самостоятельной работе давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Ладошки»

Разогреем мы ладошки (Ритмичное выполнение - ладошки раскрыть, ладошки закрыть).

Разотрём мы их немножко (Имитация раскатывания комочков между ладошками).

Каждый пальчик разомнём, разомнём, разомнём, (Сжимаем каждый пальчик с большим пальцем руки).

А потом в замок сомкнём, мы сомкнём, мы сомкнём. (Ритмичное смыкание пальцев рук в замок).

Ключ в замочек мы вставляем (Щелчки открывания замка).

И замочек открываем (Пальцы рук раскрываются в цветок).

-Прежде чем приступить к работе вспомним правила работы с клеем и ножницами:

Техника безопасности при работе с клейстером: (показ слайда)

Клеем пользуемся только по назначению и аккуратно; работаем только на клеенке; для набора клея пользуемся кисточкой, излишки клея снимать о край баночки, после работы моем кисточку в ёмкости с водой и протираем сухой салфеткой; руки в процессе работы вытираем влажной салфеткой, по окончании работы моем руки с мылом.

С ножницами:

Ножницы передаем только закрытыми, кольцами вперед; держим ножницы прямо, нельзя держать ножницы лезвиями вверх или по направлению к себе, можно пораниться; резать ножницами нужно аккуратно, следим за пальцами другой руки чтоб не порезаться, нельзя размахивать ножницами в разные стороны; нельзя класть ножницы на край стола, они могут упасть и поранить ногу.

Ребята, с чего мы начнём нашу работу? Берём лотки для яиц и аккуратно вырезаем две ячейки для нашей будущей шапки. Первую ячейку с внешней стороны намазываем клейстером и надеваем на неё вторую ячейку, крепко прижимаем обе ячейки между собой. Далее нам нужно аккуратно, не поранив пальчики нарезать кукурузные рыльца на мелкие кусочки, нанести клейстер на внешнюю сторону склеенных между собой ячеек со всех сторон, обвалять ячейки в мелко нарезанных кукурузных рыльцах и у нас получается практичная и красивая шапка для нашего Гугуцэ.

Самостоятельная работа детей.

(Музыкальное сопровождение «Одинокий пастух»)

В ходе самостоятельной работы детей воспитатель следит за тем, как они выполняют задание, контролирует правильность выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасной работы.

По мере необходимости (если дети затрудняются) воспитатель помогает словесно или показом на своей заготовке, поощряет детей.

Заключительная часть:

-Молодцы, какие практичные, тёплые и красивые шапки у вас получились! (Рассматривают работы и обмениваются впечатлениями).

-Что мы сегодня делали?

-А что мы использовали в своей работе?

-Почему мы использовали именно эти материалы для работы?

-Что вам больше всего запомнилось? Что было труднее всего выполнить? Как вы думаете мы справились с заданием?

-Ваши работы мы поместим в родительский уголок, чтобы все могли полюбоваться вашими работами.

Публикации по теме:

Конспект НОД по конструированию «Мост для матрешек и машин» для детей средней группыКонспект НОД по конструированию «Мост для матрешек и машин» для детей средней группы Цели и задачи: Образовательные: продолжать учить детей простым приёмам конструирования; соединять детали на плоскости, располагая их горизонтально.

Конспект НОД по конструированию с элементами экспериментирования для детей средней группы «Белые айсберги»Конспект НОД по конструированию с элементами экспериментирования для детей средней группы «Белые айсберги» Разработчик Михайлова Олеся Владимировна Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»,.

Конспект НОД по конструированию «Строим кроватку для Мишутки» для детей средней группыКонспект НОД по конструированию «Строим кроватку для Мишутки» для детей средней группы Цель: формирование у детей стремление конструировать по собственному замыслу. Задачи: - Воспитательные: Воспитывать желание помогать герою.

Конспект занятия по конструированию из бумаги «Новогодняя гирлянда» для детей средней группыКонспект занятия по конструированию из бумаги «Новогодняя гирлянда» для детей средней группы Конспект НОД по ОО «Художественно-эстетическое развитие» Конструирование из цветной бумаги на тему: «Новогодняя гирлянда». Для детей 4-5.

Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей средней группы «Пингвины»Конспект занятия по конструированию из бумаги для детей средней группы «Пингвины» Конструирование из бумаги с элементами аппликации «Пингвины» Цель: Изготовить с детьми поделку «Пингвина» из бумаги. Задачи : - познакомить.

Конспект занятия по конструированию «Кораблик» для средней группыКонспект занятия по конструированию «Кораблик» для средней группы Тема: «Кораблик». Конструирование бумажного кораблика. Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Цели:.

Конспект занятия по рисованию «Зимняя шапка» в средней группеКонспект занятия по рисованию «Зимняя шапка» в средней группе Тема: «Зимняя шапка» Образовательные области: познавательное, художественно-эстетическое, речевое. Задачи: познакомить с названиями головных.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по конструированию «Шапка Гугуцэ» для детей средней группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Виктория Стрымбовская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по конструированию «Шапка Гугуцэ» для детей средней группы
Опубликовано: 10 января 2024 в 11:10
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД