Папки-передвижки

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [х]-[х’]»

Галина Володина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [х]-[х’]»

Тема: звуки Х - Хь.

Возрастная группа : подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет

Форма: занятие

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интегрируемые образовательные области: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, игровая, двигательная.

Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки [х]-[х’]“» размещена в разделах

Цель: закрепления у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х’]

Задачи:

Образовательные:

• Учить воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.

• Отрабатывать навык определение места звука в слове

• усвоить зрительный образ буквы «Х».

• Учить детей обводить букву Х в прописях

• Закреплять умения делить слова на слоги

• Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в слогах и словах;

Развивающие:

• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• Развивать мыслительную деятельность;

• Развивать фонематического слуха;

• Развивать физиологическое и речевое дыхание, силу голоса;

• Развивать эмоциональную сферу.

Воспитательные:

• Воспитывать у детей позитивное отношения к данным занятиям.

• Воспитывать взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: карточки со слогами, фишки,схемы,карандаши, картины «Зима»,игрушка (Хомяк, запись голоса хомяка и его храпа, коробка, картинки предметные, раскраски, прописи, смайлики.

Ход занятия

I. Организационный момент (около доски)

1. Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними и начнем занятие. А также, поздороваемся со своим телом.

Воспитатель: Здравствуйте!

Дети: Здравствуйте!

Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)

Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! («Пружинка»)

Топ-топ-топ! (Топают ногами.)

Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам)

Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед)

Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком)

Воспитатель: Молодцы ребятки! Скажите, пожалуйста, а какое сейчас время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на картину и назовите признаки зимы, которые мы здесь видим.

Дети: снег выпал, деревья без листьев, дети подкармливают птиц, мороз нарисовал узоры на окнах, метель, ветер дует холодный, снег выпал, небо такое хмурое, низкое, пасмурное.

2. Распевка

Воспитатель (показывает на буквенный ряд). Давайте все вместе покажем как дует ветер, немного попоем с вами, следите за указкой, поем широко открыв рот, работают губки.

ААААА

ОООООО

УУУУУ

ИИИИИ

Воспитатель: Какие звуки мы пели?

Дети: гласные

Воспитатель: Какие гласные звуки вы знаете еще? Как они произносятся?

Дети: ы, э, я

Воспитатель: Какие вы знаете согласные звуки? (показываю указкой на буквенный ряд, а дети называют звуки) Что может быть препятствием при произношении этих звуков?

Дети. Зубки, губки, язычок

I I. Основная часть.

Воспитатель:

Молодцы! Ребята, вы слышите? Что это за звук? Чей же это храп? Давайте с вами найдем, откуда он издается и узнаем кто же храпит!

(Дети слышат фонограмму храпа «Х-х-х-х», педагог берет коробку с игрушкой «ХОМЯК»)

Ребята, кто это? Правильно хомяк!

- Смотрите, Хомяк хочет нам что-то сказать.

Хомяк: Здравствуйте ребята! Меня звать Хомка. Помогите пожалуйста мне узнать с какого звука начинается моё имя, и как обозначается на письме.

Воспитатель:

Ребята поможем Хомяку?

Дети: Да.

Воспитатель:

Ребята, присаживайтесь на свои места. Спинки держим ровненько.

Воспитатель:

Ребята, какой первый звук в слове «хомка».Кто произнесет, какой первый звук. Выделите голосом первый звук.

Дети: Первый звук в слове «Хомка» - [Х].

Воспитатель : повторите Арина, Лера, Алина

Воспитатель:

Правильно. Сегодня мы с нашим гостем Хомкой, познакомимся со звуками [Х] и [Х’] и научимся их различать. А также познакомимся с буквой «ха», которая обозначает эти звуки на письме

Воспитатель:

Произнесите звук «Х»

Дети: Х.

Воспитатель:

Скажите, какой это звук? Согласный или гласный?

Дети: Согласный.

Воспитатель: Почему?

Дети: потому что, мы его произносим есть преграда-мешает язычок, произносим согласный звук кратко, а петь его не можем

Воспитатель: Ребята, давайте с вами сделаем сравнительную характеристику. Какой звук слышится X или Хь, когда хома удивляется : Хо-хо-хо? (X.) А теперь он смеется и произносит - Хи-хи-хи? (Хь.).

Даем характеристику звуку.

«Х» согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета

«Хь» согласный, мягкий, обозначаем зеленой фишкой

Воспитанники хором и индивидуально проговаривают мягкий и твердый звуки Х и Хь

-Работа со звуковыми фишками и схемами.

Воспитатель:

Мы с вами выложим звуковую схему слова «Хома»

Возьмите схемы, фишки на тарелочках

Какой первый звук в слове «Хома»

Алина : хххома

Какой звук гласный или согласный?

Дети : согласный

Воспитатель :Почему (при произношении есть преграда)

Какого цвета фишка (синяя)

Ибрагим произнеси слово,чтобы мы услышали второй звук

Ибрагим : хооома

Какой звук второй? (гласный)

Почему?

Дети :потому что мы можем его пропеть

Воспитатель : какого цвета фишку мы возьмем

Дети : красную

Аналогично происходит разбор последующих звуков

Воспитатель: давайте вспомним с вами звуки мы произносим, а буквы печатаем, выкладываем, лепим, рисуем. Ребята смотрите (показывает на буквенный ряд, как можно напечатать букву «Ха»

На что похожа буква? На перекрещенные палочки, на мельницу. А давайте-ка выложим букву из палочек.

Воспитатель: Давайте с вами встанем и разомнемся.

- физминутку, проведет Катя.

Хомка-хомка хомячок --- надуваем щеки, как хомяк.

Полосатенький бочок --- гладим бочок один, другой.

Хомка рано встает --- потягиваемся.

Щечки моет, глазки трет --- действия согласно текста.

Подметает Хомка хатку --- имитация действий – подметаем.

И выходит на зарядку --- шагают.

Раз, два, три, четыре, пять --- показываем любые упражнения

Хомка сильным хочет стать --- показывают «силу»

Все ребята по порядку сейчас сделают зарядку.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Воспитатель: Ребята, давайте немного поиграем. Сейчас я буду говорить начало слов, где слышится звук «х» а вы заканчивайте их.

-холо…дильник, х…леб

-худо…жник, хо…лод

-хо…ма, ха…лат

-оре…хи, охо…та

-хе…к, хи…жина

-хо…р, ух…о

Дидактическая игра с раздаточным материалом «Покажи такую же».

Воспитатель. Внимательно посмотрите на мою карточку, произнесем «Ха»-найдите на столе карточку и покажите мне. Произносим «Хи», «Ху», «Хо»

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий, но с некоторыми он не может справиться, поможем ему.

Дидактическая игра «Подели слова на слоги и определи их количество».

Посмотрите, ребята, а в коробке еще что- то есть. Что это? Мышка. Сколько слогов в слове «мышка»(2). А как еще мы сможем проверить? (при помощи хлопков). Сколько в этом слове гласных звуков? (2) Почему? (потому, что, сколько в слове гласных, столько и слогов).

-Ребята, я буду называть слова, а вы будете делить их на слоги, только будьте внимательными.

-холодильник, хлеб, художник, холод, халат, орехи, охота, хек, хижина, хор,ухо.

Воспитатель. Выберите картинки со звуком «х» и сложите мне в коробку

Будьте внимательны, произнесите, что нарисовано, а затем уже несите в коробку.

Работа в прописях.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю.

Воспитатель. Открываем наши рабочие прописи, найдем страницу 26 со звуком «Х» (где нарисован «холодильник»).

Задание: найдите в словах букву «Х» и обведите карандашом ( еще раз вспомним: буква похожа на перекрещенные палочки)

Следующее задание: напечатать букву не выходя за контур.

III. Итог занятия.

1. Воспитатель: Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.

Хома: Спасибо, ребята! Без вас я бы не справился и в благодарность хочу вам подарить подарок, раскраски, которую вы раскрасите самостоятельно. А мне пора отправляться домой. До свиданья!

Подведение итогов.

Воспитатель: Скажите, кому мы сегодня помогали? И с какими звуками мы с вами сегодня познакомились? (Повторение характеристик звуков). Что удалось сегодня вам на занятии, а может что-то показалось трудным? (ответы детей)

Воспитатель: если вам понравилось задание, то выберите веселый смайлик, если не понравилось, то грустный. А если не знаете, то удивленный.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки»Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте «Звуки [Б]-[Б’]. Буква Б, б» в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: -Уточнить произношение звуков [б] и [бь]. -Дифференцировать звуки [б] и [бь]. -Упражнять детей в звуковом анализе.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]»Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Диспетчерская служба. Звуки [т]-[т’]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Коррекционно-образовательная: 1. Научить детей правильно произносить звуки Т – ТЬ, дифференцировать их на слух и в произношении.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [х]-[х’]» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Галина Володина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [х]-[х’]»
Опубликовано: 12 января 2021 в 10:31
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД