Получи документы

Конспект занятия «Народная игрушка» (подготовительная группа)

Светлана Попова
Конспект занятия «Народная игрушка» (подготовительная группа)

Конспект «Народная культура и традиции» (подготовительная группа)

Цель: Развивать интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям.

Публикация «Конспект занятия „Народная игрушка“ (подготовительная группа)» размещена в разделах

Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским богатырям, желание им подражать. Развивать интерес к культуре русского народа : быт, одежда, устное народное творчество. Вспомнить историю русской народной игрушки, разнообразие материалов при её изготовлении.

Расширять словарный запас, формировать навыки устной речи через коммуникативные игры. Способствовать общему развитию детей, прививая им любовь и уважение к Родине (русской культуре, русскому языку, русским традициям).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним как можно приветствовать друг друга. (Дети предлагают свои варианты). А прослушайте, как я вас буду приветствовать.

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Дай Бог тому,

Кто в этом дому –

Пусть наделит вас Господь

И житьём, и бытьём, и здоровьицем!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, когда так люди приветствовали друг друга (Ответ). Сегодня мы отправимся с вами в старину стародавнюю, в былинные времена.

Воспитатель: Посмотрите к нам пришли Маша и Ваня. Какая необычная у них одежда. Кто-нибудь может рассказать о ней? (Ответ).

Воспитатель: Женский народный костюм состоит из рубахи и сарафана. Для традиционного русского костюма характерен прямой крой, для свободы движения с прямоугольными или косыми вставками (поликами и ластовицами их называли).

Мужская одежда по сравнению с женской была более единообразной - одинаковой. Рубаху - косоворотку и порты носили повсеместно. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали разными узкими и широкими поясами (кушак). Рубаха белого цвета, на горловине и на рукавах вышивка. Ребята полюбуйтесь, как красиво! Одежду делали своими руками. Ткань сами ткали, выбеливали, кроили, шили, вышивали. Отсюда и пошли пословицы «Труд кормит, а лень портит» или «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Пословицы – это народная мудрость. А наши предки были очень трудолюбивы.

Воспитатель: Всякое житьё начинается с дома.

- В каких домах жили русские люди в прошлые времена? (в деревянных)

- Почему строились деревянные дома? (Кругом был лес. Деревянные дома тёплые, сухие. Их построить просто.)

Воспитатель: Вот перед нами деревянное жилище. Как по-другому называли жилье в старину? (терем, изба, хоромы, землянка). Давайте заглянем, что в ней. (Рассматривают убранство русской избы.)

-Что внутри этой избы? (Русская печь)

Она занимает почти пол-избы. И не жаль людям потесниться, говорили о печи: «Печь - Матушка».

- Почему так говорили? (Она и накормит, и напоит, и обогреет, на ней спали.)

Воспитатель: Ребята, взрослые в старину, чтобы прокормить семью, трудились от зари до темна. А что делали дети? (Ответ) А вечером детки залезали на печь. Прежде чем уснуть, родители рассказывали им сказки. Вспомните, какие русские народные сказки вы знаете? (Ответ) А чтобы позабавить, пели плачущим малышам народные песенки. Перечислите их. («Жили у бабуси», «Жил-был у бабушки.»). Пели взрослые колыбельные народные песенки, назовите. Вспомните потешки. (У богатого Ермошки). Ребята, сказки, песенки, потешки, пословицы, загадки – всё это народный фольклор. Слово «Фольклор» иностранное, английское, обозначает «народная мудрость». Все это родилось в народе. Поэтому мы бережем нашу культуру.

Воспитатель: Ребята, хотите узнать в какие русские народные игры дети играли в старину. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью и удальству. Игры - это наше детство, они передавались от поколения к поколению. Нам известны такие игры, как «Ловишки», «Колечко, колечко, выйди на крылечко!» Ребята, а давайте я проверю, знаете ли вы русские народные игры. Я сейчас загадаю загадки. Вот первая загадка:

Я не вижу ничего,

Даже носа своего.

На моём лице повязка,

Есть такая вот игра,

Называется она… Ответ детей - Жмурки!

Воспитатель: Я давно в траве сижу,

Ни за что не выхожу.

Пусть поищут, раз не лень,

Хоть минуту, хоть весь день… Ответ детей - Прятки!

Воспитатель: Давайте поиграем еще в одну русскую народную игру : «Шла коза по лесу».

Забава: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.

В центре круга - коза. (ведущий в шапочке козы). У козы в руках корона. На кого надену корону, тот будет принцессой и выходит в центр круга танцевать со мной. Под музыку начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняют движения, согласно тексту.

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;

Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;

Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу, одевает ей на голову корону и выводит в середину круга;

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение, согласно тексту;

Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;

И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг другу лицом и обнимаются.

Воспитатель: В старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. А землю называли кормилицей. Этим они очень дорожили и охраняли. Ребята, а в старину охранял свой народ, свою землю от недруга. (Ответ)

Воспитатель: А кто на такой печи долго пролежал один из русских богатырей. Как его звали? (Илья Муромец). Почему его так звали – Муромец? (Богатырь родился в селе Карачарово, недалеко от города Мурома)

-Какая болезнь приключилась с Ильей Муромцем? (Отнялись у него ноги резвые, он и ходить перестал)

- Кто помог ему избавиться от тяжелого недуга и как? (Калики перехожие, выпить воды студеной колодезной заставили)

- Куда решил отправиться Илья после исцеления? (Нести богатырскую службу).

Пословица «Не родом богатырь славен, а подвигом»

-Как вы понимаете эту пословицу? (Илья Муромец не из богатой семьи, но о нем все знают). Давайте повторим эту пословицу еще раз.

Дидактическая игра «Назови доспехи богатыря»

На доске картинки с богатырскими доспехами. (Кольчуга, шлем, щит, копье, лук, меч.)

Воспитатель: С кем был первый бой Ильи Муромца? (С Соловьем - разбойником)

1. Сидел Соловей-разбойник во сыром дубу,

Свистел Соловей-разбойник, да по-соловьему,

Рычал злодей-разбойник по-звериному,

От его свиста все цветочки осыпалися,

А что есть люди - все мертво лежат.

2. Но срубил ему Илья буйну голову,

Говорил притом таковы слова:

«Тебе полно-тко свистать по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко стращать малых детушек!»

- Славна богатырями земля русская - гласит народная мудрость. Какими должны быть все богатыри? (Сильными, ловкими, выносливыми, мужественными, смелыми.)

Динамическая пауза «Мы теперь богатыри»

Дружно встали

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще

Через левое плечо…

Воспитатель: Ребята, это игрушки- «самоделки» .Почему так их называют? (ответы детей)

- Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим детям. Дети постарше сами могли сделать такую игрушку без помощи взрослого. Это называется народный промысел.

- Из какого материала сделаны эти игрушки? (ответы детей). Игрушки отличаются друг от друга формами, узорами, цветами. О промысле мы поговорим в следующий раз.

Воспитатель: Сегодня мы поговорили о чем?

подготовительной группе

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа)Конспект занятия «Семёновская матрешка» (подготовительная группа) Цель: Познакомить детей с Семеновской матрешкой - народным промыслом Нижегородского Края, процессом ее изготовления. Задачи: - Расширить.

Конспект занятия по ФЭМП «Котята» (подготовительная группа) ФЭМП подготовительная группа Тема «Котята» Педагогическая цель: познакомить с составом чисел от 0 до 10, совершенствовать навыки количественного.

Конспект НОД «Дымковская игрушка». Подготовительная группа Цель: Продолжать знакомить детей с народной дымковской игрушкой. Учить видеть ее красоту и самобытность. Закрепить знания о промысле. Задачи:.

Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа)Конспект НОД по аппликации «Моя любимая игрушка» (подготовительная группа) Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) «Моя любимая игрушка». Подготовительная группа. Интеграция областей:конструирование,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа)Народная игрушка в технике мозаичной пластилинографии «Барышня-матрешка». Коллективная работа (подготовительная группа) Ой ты барышня-матрёшка, Разноцветная одёжка, Знает весь огромный мир Этот русский сувенир! С. Иванов Век бурно развивающихся технологий,.

Рисование «Ёлочная игрушка» (подготовительная группа)Рисование «Ёлочная игрушка» (подготовительная группа) Нарядная, яркая и очень красивая ёлочная игрушка. Детки рисовали акварельными красками и приклеивали яркие блёстки. История новогодней.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Народная игрушка» (подготовительная группа) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Попова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Народная игрушка» (подготовительная группа)
Опубликовано: 6 марта 2021 в 20:56
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД