Лучший педагог года

Конспект занятия «Путешествие в осенний лес» в подготовительной группе

Шарипова Татьяна
Конспект занятия «Путешествие в осенний лес» в подготовительной группе

Тема: «Путешествие в осенний лес».

Цель: Обобщение знаний детей по теме: «Осень».

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Закрепить знание детей об осени в родном крае, о признаках и явлениях осени; 2. Активизировать знание детей об образе жизни диких животных, зимующих и перелетных птицах; Систематизировать знания о растительном мире; ягодах камчатки, грибах ; 3. Закрепить знания детей о живой и неживой природе.

Развивающие задачи;

Публикация «Конспект занятия „Путешествие в осенний лес“ в подготовительной группе» размещена в разделах

1. Развивать умение устанавливать причинно- следственные зависимости и делать простейшие выводы, развивать мышление, воображение и интерес к занятию; 2. Развивать интерес к исследовательской деятельности, к познанию природы; 3. Развивать умение видеть музыкальную, поэтическую красоту осени.

Воспитательные задачи;

1. Воспитывать в детях - умение видеть красоту окружающего мира, доброжелательное отношение к друг другу, чувства коллектвизма, любовь и бережное отношение к природе.

Актуальность: одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у детей любви и уважения к природе страны и родного края.

Предварительная работа: заучивание загадок; стихов; пословиц; работа с моделями «Времена года»; «Звери»; «Растения»; д/и «Я знаю пять»; «Чей силуэт?»; рассматривание иллюстраций об осени; чтение художественной литературы об осени; наблюдения на участке.

Оборудование: оформление зала; грибы — муляжи; птицы для игры «кому улететь, кому остаться»; осенний лес; деревья с желтыми листьями; грибы; «Чудесный мешочек»; силуэты зверей; картины с изображением зверей; осеннего леса; музыкальный центр; муз. композиции П. И. Чайковского; Вивальди «Времена года»; мольберт; заготовки к работе «Ёжик»; природный материал.

Словарная работа:

облачность, взаимосвязано, щедрая, урожайная, радостная, очаровательная,

тихая, дивная;

срезаем, мухоед; ивовый, бордовые, расписные, пёстрые, разноцветные; насекомоядные, зерноядные, хищные;

печальная, долгая, задумчивая, унылая, ненастная;

витаминные.

Ход занятия:

1. В музыкальном зале смоделирована ситуация: «Осенний лес».

Дети заходят в зал, становятся в круг:

Организационный момент:

Дети:

-Станем рядышком, по кругу

Скажем: «Здравствуйте друг, другу!»

Нам здороваться не лень!

Всем «Привет» и «Добрый день».

Если каждый улыбнётся

Утро доброе начнётся.

- Здравствуйте!- Доброе утро!

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда, вы узнаете, если отгадаете загадку: «Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья» (осень).

«Правила поведения в лесу»

-Молодцы! Я приглашаю вас в осенний лес, там множество сейчас чудес.

-На чём можно отправиться в лес. (на автобусе, поезде, машине).

-Правильно, мы с вами отправимся на автобусе!

-Но, прежде чем отправиться, давайте вспомним правила поведения в лесу.

За каждый правильный ответ, вам красивый билет.

Дети:

-не разорять птичьи гнёзда, не вырезать надписи на деревьях.

-не шуметь в лесу.

-не оставлять мусор в лесу.

-не рвать полевые цветы.

-не разжигать костёр в лесу.

-не разорять муравейники.

-Молодцы! Проходите в автобус, займите места согласно билетам. Шофёрам у нас будет Рома.

«Живая, неживая природа»

-Пока мы с вами в пути, давайте посмотрим вокруг. Что мы видим? (природу).

-Что такое природа? (это то, что нас окружает, то что существует без помощи человека, леса, горы, моря, океаны, животные, птицы, растения, цветы).

-Что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека: стол, самолёт, вертолёт).

-Какая бывает природа? (живая и неживая).

-А в чём вы видите отличия, живой природы от неживой. (живая природа дышит, растёт, питается, движется, развивается, размножается, изменяется. А не живая не дышит, не размножается, не питается.

- Приведите примеры живой природы. (насекомые, деревья, животные, грибы, ягоды, люди).

- Приведите примеры неживой природы. (Гора, камень, вулкан, осадки, облачность, ветер, погода).

-Молодцы! Как вы думаете, может ли живая природа обходиться без неживой? (нет, в природе всё взаимосвязано, люди, растения, животные, почва, воздух и вода. Живая природа не может обходиться без неживой).

-Вот мы с вами и приехали в осенний лес. Проходите.

Звучит музыка: «Голоса леса», «Ранняя осень».

- Ребята, посмотрите как здесь красиво, вы слышите, вокруг нас различные звуки природы. (да).

- Что вы слышите? (пение птиц, журчание ручейка).

-Как вы думаете, в каком месяце могут звучать эти звуки природы? (ранней осенью, сентябре).

-Молодцы! Посмотрите на экран, какая красавица осень к нам в гости пришла. С дарами природы, с животными, птицами.

- Ребята послушайте осень.

«Льдинки – дождинки»

Звучание голоса осени :

- Ребята передаю вам «Чудесный мешочек». Можете его потрогать.

Как вы думаете, что там может быть? (лёд, мороженое)

Звучание голоса осени :

- Ребята, приготовила я для вас задание, передаю вам холодные дождинки, кто достанет белую капельку расскажет мне «Осень это хорошо»- чем я хороша, а если синюю «Осень это плохо»- что вам не нравится во мне».

«Осень- это хорошо… Осень- это плохо»

Дети достают из «Чудесного мешочка» синие и белые капельки, дают ответ на заданный вопрос.

Воспитатель:

-Ребята, а что в осени хорошо, что плохо? («Осень- это хорошо, потому что в лесу много грибов», «Осень- это хорошо, потому что в начале осени стоят тёплые денёчки», «Осень -это плохо, потому что поздней осенью дует холодный ветер, идут частые дожди со снегом»).

-Молодцы! А можно я возьму. («Осень -это хорошо, потому что её можно рисовать»).

Демонстрация картины «Ранняя осень» на экране.

-Ребята, посмотрите, какая осень на этой картине. (солнечная, красивая, ласковая, урожайная, ранняя, золотая, щедрая, богатая, радостная, хлебосольная, очаровательная, тихая, дивная).

Звучание голоса осени : -Молодцы!

«Полянка Ежика»

Звучит музыка: «Шорох листьев”»

- Ребята, послушайте, что мы слышим? (шорох листьев).

- Кто же так листьями шелестит? Посмотрим? (да)

- Это что за ниточка? Интересно куда она нас приведёт.

-Ребята, посмотрите, кто же там спрятался? Это же ёжик под листочками спрятался).

-Что же он здесь собирает? (грибы).

- Ребята, поможем ёжику собрать в корзину грибы? (да).

-Гриб в корзинку положи и название скажи. (белый гриб, лисичка, опёнок, подберёзовик, подосиновик).

-Посмотрите, ребята, как вы думаете, а ёжик правильно собирает грибы? (нет).

«Что мы знаем о грибах?»

-Назовите правила сбора грибов. (срезаем ножку аккуратно ножом, чтобы не повредить грибницу. Нельзя пинать, топтать, срывать ядовитые грибы, они нужны животным. Собирать можно только известные грибы.)

-Молодцы! Из каких частей состоит гриб. (шляпка, ножка и грибница).

-Что такое грибница? (это корни гриба, которые находятся в земле).

-Если мы вырвем гриб с корнем, что произойдёт? (гриб- это многолетнее растение, если вырвать его с корнем, то на этом месте уже не вырастит гриб).

-Где растут грибы? (на полянках, опушках, в лесах- смешанных, хвойных, в траве, под деревом, на пенёчке, на стволах деревьев).

Ребята, а что это за гриб «Мухоед»? - почему его так называют? (это -мухомор. Когда гриб состарился у него края шляпки поднимаются в верх, образуется чашечка, проходит дождь, водичка набирается в чашечку, мухи прилетают пьют воду и умирают.

«Камчатские ягоды»

- Молодцы! Сколько же здесь ягод! Поможем ёжику их собрать. (да).

-Ягоду сорви и первый звук в слове назови. (клубника – первый звук в слове «К», земляника- первый звук в слове «зь»).

-Ребята, где растут ягоды? (в садах, на дачах, в лесу).

-Чем отличаются садовые ягоды от лесных? (в садах ухаживает человек, а в лесу они растут сами по себе, за ними ухаживает природа).

- Назовите садовые ягоды. (клубника, смородина, малина, вишня, черешня, крыжовник).

- Назовите лесные ягоды, которые растут у нас на Камчатке (брусника, морошка, черника, шиповник, клюква, облепиха, рябина, земляника, костяника, шикша, жимолость, голубика).

Вот и помогли мы ёжику собрать урожай ранней осени, ребята посмотрите на экран, и у осени не стало грибов и ягод.

Звучит музыка: «Листопада».

- Ребята, послушайте музыку, что она вам напоминает? (дует ветер, падают листья, шорох листьев). А где такую музыку можно ещё услышать? (в лесу, в парке).

-Правильно! Эта музыка листопада.

-Посмотрите ребята, сколько много листьев насыпала осень во время листопада.

-Вы все знаете деревья в лесу? Назовите мне их (Тополь, рябина, ива, берёза).

-Молодцы!

-А что, за чудо дерево растёт в нашем лесу?

- Как вы думаете, почему оно может так называться? Потому что на нём растут листики с различных деревьев).

«С какого дерева лист?»

-К дереву подойдите, листочек вы сорвите и назовите, с какого дерева упал лист. (с клёна упал- кленовый лист, с рябины упал- рябиновый лист, с осины упал- осиновый лист, с каштана упал – каштановый лист, с берёзы упал- берёзовый лист, с ивы упал- ивовый лист, с тополя упал- тополиный лист).

-Молодцы! Ребята, а в какие цвета золотой осенью раскрашены листья? (бордовые, оранжевые, расписные, жёлтые, разноцветные, холодные, яр

кие, пёстрые).

- Как вы думаете, почему листья с деревьев опадают? (стало холодно, деревьям не хватает питания - листья желтеют и погибают; стало мало солнечного тепла

-Правильно, а вы знаете почему ещё деревья освобождаются от листиков? Если бы деревья стояли с листочками и зимой на них падал снег, то от тяжести снега ветки ломаются.

-Ребята, а как вы думаете, опавшие листья какую пользу приносят в природе? (листья укрывают корни деревьев, насекомых, не дают им замёрзнуть зимой; перегнивая, дают растениям и корням деревьев полезные вещества).

-Конечно! Молодцы! Посмотрите, ребята, и на картинке у осени все листочки опали на землю, вся земля покрыта разноцветным ковром.

Звучит музыка: «Голоса птиц».

-Что за шум и гам слышится в лесу? Наверно, что-то случилось? Как вы думаете? (птицы улетают в тёплые края).

-Кто улетает первыми? (первыми улетают те птицы, которые питаются насекомыми их называют насекомоядными).

- Почему? (насекомые прячутся и птицам нечем питаться).

- Перечислите этих птиц. (ласточки, кукушка, трясогузка, соловей).

-Какие птицы улетают позже и почему? (позже улетают зерноядные,птицы которые питаются плодами, семенами растений, трав, цветов, ягод).

-Назовите этих птиц (Грачи, журавли, скворцы).

-Какие птицы улетают позже всех? (последними улетают водоплавающие. Потому что - вода в реках замерзает)

-Назовите водоплавающих птиц? (гуси, лебеди, утки).

Какую пользу приносят птицы? (грач- чистит пашню от червей; стрижи и ласточки хватают мошек и других насекомых на лету).

-Молодцы, вы всё правильно рассказали про птиц

Посмотрите на экран, ребята, птицы улетели в тёплые края и мы сейчас с вами тоже немного полетаем и поиграем.

Игра «Летает, не летает».

Звучит музыка: «Поздняя осень».

-Ой, кажется дождь начинается. Спрячемся от дождя, полетаем, как птицы и отдохнём. (дети садятся на полянку)

-Посмотрите, какая осень на экране? (Поздняя).

-Как называли в старину позднюю осень? (сентябрь-рябинник (растёт рябина, октябрь-листопадник (опадают листья, ноябрь-зимник, полу-зимник- (встреча осени и зимы).

-А какая у нас поздняя осень? (печальная, хмурая, долгая, задумчивая, унылая, холодная, грустная, ненастная).

- Посмотрите на экран и докажите мне, что это поздняя осень. По каким признакам вы определили позднюю осень?

Ответы детей:

- У поздней осени меньше всех красок. Дни становятся короче,а ночи длиннее. Грустная пора. Её называют серебрянной. Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мёрзлую землю серебрянные звёздочки- снежинки. По ночам бывают заморозки. Солнце светит, но не греет. (редко появляется). Небо совсем пасмурное, на небе тёмно серые тучи и серые облака. Небо всё чаще закрывают (затянуты) низкими тяжелыми тучами. Частые холодные дожди. Дует промозглый ветер, (резкий, холодный) увядает листва. Трава засохла, пожелтела, замерзает земля. То снег, то дождь. Холод, слякоть. Или дождь со снегом. Птицы улетели в тёплые края. Исчезли насекомые. Деревья стоят голые. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнёзда и норы. Меняют летние шубки на зимние, более пушистые и светлые, что -бы стать незаметными на белом снегу.

«Хозяин Камчатских лесов»

-Ребята, расскажите, как хозяин наших лесов, бурый Камчатский медведь, готовится к зиме? (рассказы детей).

Например:

Камчатский бурый медведь начинает готовиться к зиме с лета. Он сначала идёт на речку и съедает много рыбы. Когда рыбы становиться меньше, он идёт в лес. Медведь может разорить муравейник, кладет лапу на муравейник, облизывает её. Разоряет гнёзда диких пчёл. Ест грибы, ягоды, шишки. Накопив жир, медведь ложится спать в берлогу.

«Витаминные напитки»

Голос осени :

-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали и за это я вас угощаю витаминными напитками. Попробуйте напиток и скажите, из какой он ягоды и чем полезен. (красная смородина- много витаминов, сок понижает температуру; брусника-брусничный сироп понижает давление; ежевика-из листьев ежевики заваривают чай; малина-помогает при простуде, гриппе и ангине; облепиха- в ней много витамин, одна из самых полезных ягод, из ягод и косточек делают облепиховое масло – оно лечит ожги, раны).

Голос осени :

Спасибо, ребята, молодцы, приходите ещё в мой осенний лес.

Итог:

-Ребята, понравилось ли вам в лесу? (да).

-Что вам больше всего понравилось? (ответы детей).

-Молодцы! Пора нам возвращаться в наш любимый детский сад.

Мы с вами превратимся в осенние листочки и скажем дружно:

Что бы в садик возвратиться,

Нужно в листья превратиться.

Покружиться, покружиться

И в саду нам очутиться.

«Камчатская осень»

Сентябрь! Камчатский мир преобразился,

Листву морозец первый подсушил,

Но лес в покой ещё не погрузился,

Хотя все ягодники бережно укрыл.

И скоро! Скоро ветер океана

С деревьев ночью листья унесёт.

И до июня, свежего тумана

Красавец лес тихонечко уснёт…

М. Рогачёв

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР «Путешествие в осенний лес» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР по теме «Путешествие.

Конспект музыкального занятия на улице «Путешествие в осенний лес» для детей подготовительной группы детского садаКонспект музыкального занятия на улице «Путешествие в осенний лес» для детей подготовительной группы детского сада Конспект музыкального занятия на тему «Путешествие в осенний лес» для детей подготовительной группы детского сада. музыкальный руководитель.

Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Путешествие в осенний лес» в подготовительной группе Задачи: обучающие: -обобщать представление детей о лесе и его обитателях в осенний период; -закреплять, уточнять, расширять знания об окружающем.

Конспект открытого занятия по физической культуре в группе раннего возраста «Путешествие в осенний лес»Конспект открытого занятия по физической культуре в группе раннего возраста «Путешествие в осенний лес» Программное содержание: 1. Обогащать словарь названиями диких животных. Закрепить знания детей о времени года - осень и ее признаках. 2.

Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Осенний букет в вазе»Конспект занятия по ИЗО в подготовительной группе «Осенний букет в вазе» Цель: - выполнить рисунок осенних листьев, передав их фактуру и характерные особенности. Задачи: - формировать умение выразительно передавать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в осенний лес»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в осенний лес» Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие в осенний лес» Цель: Закрепить и расширить представления об осени. Задачи:.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж»Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Цель: формирование умения рисовать осенний пейзаж восковыми мелками. Задачи: - совершенствовать технику рисования восковыми мелками; - упражнять.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия «Путешествие в осенний лес» в подготовительной группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Шарипова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в осенний лес» в подготовительной группе
Опубликовано: 7 декабря 2023 в 05:10
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД