Папки-передвижки

Конспект музыкального занятия «Символы России в музыке»

Наталия Федорук
Конспект музыкального занятия «Символы России в музыке»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 1 г. Вельска»

(МБОУ «СШ № 1 г. Вельска»)

Структурное подразделение «Детский сад № 47 «Теремок»

Конспект музыкального занятия на тему

«Символы России в музыке»

Автор:

Федорук Наталия Александровна,

Музыкальный руководитель

Вельск

2024

Публикация «Конспект музыкального занятия „Символы России в музыке“» размещена в разделах

Цель занятия : воспитание нравственно-патриотических и гражданских чувств, чувства любви к Родине, к родному краю, к природе.

Задачи:

o воспитывать у детей патриотические чувства к Родине: любовь, уважение к родной стране, бережное отношение к ней;

o расширить и закрепить знания детей о государственной символике и других символах России;

o развивать музыкальные способности детей : эмоциональную отзывчивость, слуховое внимание, музыкальную память и умение выразительно исполнять песни;

o продолжать развивать умение двигаться под музыку ритмично, согласно темпу и характеру музыкального произведения;

o закрепить знания об уже известных музыкальных терминах и инструментах, и рассказать о новых.

Участники: дети старшего и подготовительного дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатель.

Оснащение музыкального зала : мультимедийный экран, ноутбук, детские

музыкальные инструменты, изображения главных символов страны (флаг, герб, кремль, природных символов (береза, медведь, художественных символов (гжель, хохломская роспись, матрешка, музыкальных (балалайка, музыкальные деревянные ложки).

Ход занятия.

Дети заходят в зал держась за руки под песню Евгения Габова «Россия». Проходят круг и садятся на места.

Муз. руководитель: приветствует их попевкой «Утро начинается…».

Дети: отвечают.

1-ый слайд с изображением русских просторов (поля, леса, долина реки).

Муз. руководитель: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, оно посвящено нашей с вами Родине, давайте поприветствуем друг друга весёлой песенкой. Звучит песня «Здравствуй, Родина моя!» муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева (садятся на стульчики).

Муз. руководитель:

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем

И березки, вдоль которых рядом с мамой мы идем

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском

Наши праздники и песни

Теплый вечер за окном

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем

Что такое Родина? -

Маму я спросила.

Улыбнулась мама

Повела рукой:

«Это наша Родина-

Милая Россия

Нет другой на свете

Родины такой.

В сердце ты у каждого

Родина -Россия!

Белые березки,

Колос налитой

Нет тебя привольней

Нет тебя красивей,

Нет другой на свете

Родины такой!

2-ой слайд. Изображение карты мира с выделенной на ней РФ.

Муз. руководитель: ребята, какую страну мира мы можем назвать своей Родиной? (Россия).

- Какой главный город России? (Москва). А какое главное место в Москве? (Кремль, Красная площадь).

3-ий слайд. Изображены Кремль, флаг, герб РФ.

- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о символах России и об их отображениях в музыке. А что же такое символы? Это знаки, предметы, по которым отличают одну страну от другой. Это может быть и уголок природы, и архитектурный памятник, а что является главными символами каждой страны (герб, флаг и гимн). Жители разных стран гордятся символами своего государства и относятся к ним уважительно.

- Рассмотрим государственный флаг России.

Российский флаг состоит из трех полос. Назовите цвета Российского флага. Что обозначает каждый цвет? (ответы детей) Верхняя полоса – белая как чистый снег – обозначает мир, средняя синяя – как небо – обозначает верность, красная как солнышко – сила.

Флаг – это главный отличительный знак страны, т. е. символ. Защищать честь флага, значит защищать честь Родины, Отчизны.

- Еще у каждой страны есть отличительный знак (показываю на слайде). Что это такое? (ответы детей).

Рассматривание герба.

- Что изображено на гербе?

России величавой

На груди орел двуглавый,

Чтоб на запад на восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

- Орел на гербе обозначает силу. Это значит, что государство наше сильное, непобедимое. На груди орла красный щит. На нем изображен всадник.

- Как зовут этого всадника? Это Святой Георгий Победоносец – защитник нашего отечества. Он сидит на белом коне. За его плечами развевается синий плащ. В руке у него серебряное копье, которое помогло победить дракона. Конь топчет дракона. В этом гербе отразилась борьба добра и зла.

- Ребята, а для чего нужен герб государству? (Чтобы отличить одно государство от другого).

- Итак, первый отличительный знак страны – (ответ детей) флаг. Второй отличительный знак – это (ответ детей) герб. А есть еще третий отличительный знак, кто знает какой? (Гимн).

- А что такое гимн? (Это главная песня страны). Это песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.

- А кто знает, как надо слушать гимн? Когда играет гимн, то нужно встать и слушать ее стоя.

Слушанье. Звучит гимн РФ (отрывок).

- Ребята, мы с вами поговорили о государственной символике. А есть еще и народные символы. Послушайте внимательно и отгадайте, о чём сейчас пойдёт речь.

Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички

И живут семьей одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той еще сестра меньшая.

Доберешься ты до крошки,

Эти девицы -. (Матрешки)

4-ый слайд. Изображения матрёшки и другие предметы народных промыслов, украшенных русской народной росписью.

Прообразом матрёшки стало японское божество, чья фигурка тоже раздвигалась и вмещала в себя более мелкие части. Эта японская фигурка представляла собой японского мудреца Фукурума - лысенького старичка. Автором нашей матрёшки стал токарь Звёздочкин, а крестьянской девочкой куклу расписал художник Малютин. Делают матрешку из дерева липы. Их выпиливают на токарных станках. Сначала самую маленькую, а потом все больше и больше. Почему её назвали именно Матрёшкой? Считается, что это название произошло от русского имени Матрёна. Очень быстро матрёшка стала символом русского народного искусства. Символы эти моментально распространились по России, в каждой губернии её «одевали» согласно местным традициям.

- Эй, матрешки, выходите, танец веселый покажите!

Девочки исполняют танец «Мы веселые матрешки», мальчики подыгрывают им на русских народных шумовых инструментах – деревянных ложках и трещотках.

- Русское народное творчество всегда славилось своей росписью, таких как хохломская роспись, городецкая роспись, гжель и другие.

По мотивам этой росписи было написано не мало русских народных и авторских музыкальных произведений.

Слушание: русская народная мелодия «Гжель».

- Ребята, скажите пожалуйста, по вашему мнению, какие инструменты ярче всего звучали в этом произведении. (Балалайка, гусли, гармонь).

5-ый слайд с изображением балалайки, гуслей, деревянных ложек.

- Вы правы. А балалайка, гусли и деревянные ложки являются ещё одним символом – музыкальным символом России.

Балалайки появились на Руси больше 300 назад. Первоначально балалайка имела овальную форму и только две струны. Со временем появился и вариант с характерным треугольным корпусом и тремя струнами. Балалайка является настоящим символом России, а ее яркое мелодичное звучание отлично соответствует характеру широкой и веселой души русского человека.

Разучивание песни «Чудо – балалайка» муз. и сл. З. Роот.

- На ровне с такими символами России как матрёшка и балалайка существуют символы олицетворяющие и природную составляющую нашей Родины – это берёза и медведь.

6-ой слайд с изображением берёзовой рощи и медведя.

- Медведь часто изображен в русском народном творчестве играющим на балалайке. Являясь символом страны, он показывает её силу, мощь, способность защитить себя от врагов.

Заучивание стихотворения:

Он в лесу глухом живёт, неуклюжий, косолапый.

Летом бродит без дорог между сосен и берёз.

А зимой сосёт он лапу, от мороза прячет нос.

Просыпается весной, он – хозяин наш лесной!

Медведь олицетворяет главные качества русского народа: силу, ловкость, добродушие, способность защитить свои границы, её богатства, свой дом.

Артикуляционная гимнастика:

- Ребята, сейчас я предлагаю вам сделать гимнастику язычком, чтобы он у нас хорошо и активно заработал.

В нашей России дуют ветра (дети дуют, вытягивая губы трубочкой)

А от ветров шелестит трава (дуют на звуке «ш»)

Ну а в траве ручеёк журчит (активно произносят «жур-жур-жур-жур»)

Бурый медведь в берлоге ворчит (активно рычат)

И птичьи трели звенят веселей («чирик-чирк-чирк-чирк»)

Юркнул мышонок к норке своей («нырк-нырк-нырк-нырк»)

Всё это звуки России моей! Слышим, и будто, на сердце теплей!

- Образ России немыслим без русской березки. Белоствольная, то немного задумчивая, то ясная, кипучая. Каждый из нас восхищается светло-изумрудной зеленью распускающихся листочков березки, изящностью ее белых стволов, увенчанных зеленой косынкой. По – своему красива берёзка в разное время года. Есть у березки и свой праздник. Он так и называется – Праздник русской березы. Отмечают его в день летнего солнцеворота, когда самая короткая ночь в году. Какой человек не любит красавицу березку! Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна земля Русская!

Логоритмика:

- Ребята, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.

Вот полянка, а вокруг березки выстроились в круг

(Широким жестом развести руки в стороны, поставить на пояс)

Березы кронами шумят, ветры в их листве гудят

(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.)

Вниз верхушки пригибают и качают их, качают…

(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.)

Разучивание хоровода.

- Ребята, какую известную русскую народную песню вы знаете о берёзе? («Во поле берёза стояла»). Сейчас я предлагаю вам разучить хоровод по этой песне. (Происходит разучивание хоровода).

- Ну а напоследок я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота». Правила такие: кто попадет в ворота, тот будет отвечать на мой вопрос по пройденному сегодня на занятии материалу.

Музыкальный руководитель задаёт вопросы по пройденному материалу на

занятии. Дети отвечают на них.

- Вы сегодня были большие молодцы, внимательно слушали и всё запоминали.

После завершения игры, дети выходят из зала держась за руки под песню Евгения Габова «Россия».

Перечень информационных источников.

• Журнал «Музыкальный руководитель» №7/2019

• ФОП ДО Москва Издательский дом ГНОМ 2023

Музыкально-игровые занятия с детьми дошкольного возраста "Мы играем с песенкой"/ В. Ю. Чапурина:-Владос, 2021 г.

• Электронный ресурс https://urok.1sept.ru/articles/681203

• Электронный ресурс https://interactive-plus.ru/e-articles/816/Action816-557939.pdf

• Электронный ресурс https://multiurok.ru/files/konspekt-otkrytogo-muzykalnogo-zaniatiia-s-primene.htmlс

• Электронный ресурс https://infourok.ru/otkrytoe-muzykalnoe-zanyatie-na-temu-simvoly-rossii-4343771.html

• Электронный ресурс https://tim-detsad20.ru/wp-content/uploads/2022/09/konspekt-muzykalnogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoj-gruppe-moya-rossiya-muzykalnyj-rukovoditel-m.e.petrova.pdf

• Электронный ресурс https://www.eduportal44.ru/Manturovo/DOU1/DocLib16/%D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%98%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80%D1%83.pdf?ID=1006

Приложение № 1

Игра «Золотые ворота».

Ворота создают двое выбранных ребят. Они встают рядом друг напротив друга, крепко держатся за руки и поднимают их. Таким образом, образуются ворота. Если участников более 20, то ворота делают четверо ребят. Для этого они встают в кружок, взявшись за руки и подняв их. Такие ворота имеют больший размер, поэтому задача проходящих через них игроков усложняется.

Другие участники держатся за руки и выстраиваются в одну линию. Самый первый игрок в цепочке проходит через ворота, ведя за собой остальных. В это время ребята произносят слова для игры Золотые ворота:

Золотые ворота - проходите, господа,

Первой мать пройдет, всех детей проведет.

Первый раз прощается, второй - запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Когда проговаривается последнее предложение припевки, ребята опускают руки, и ворота закрываются. Участник, оказавшийся внутри них, считается пойманным. Он присоединяется к детям, которые играют роль ворот. Игра заканчивается, когда все участники будут пойманы и объединятся в один хоровод.

Прикреплённые файлы:

prilozhenie-3_r5iqu.pptx | 5013,98 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении логопедического занятия для детей 6–7 лет «Символы России»Фотоотчёт о проведении логопедического занятия для детей 6–7 лет «Символы России» Фотоотчёт о проведении логопедического занятия для детей 6-7 лет «Символы России». Организационный момент в начале занятия нацелен на привлечение.

Конспект занятия ко Дню России «Государственные символы Российской Федерации» для обучающихся 10–17 лет с ОВЗ Цель занятия: прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма. Задачи. 1. Познакомить с праздником «Днем России». Помочь ребенку.

Конспект интегрированного музыкального занятия «Натюрморт в живописи и музыке»Конспект интегрированного музыкального занятия «Натюрморт в живописи и музыке» Конспект интегрированного музыкального занятия «Натюрморт в живописи и музыке» Занятие проводится в рамках проекта «Можем ли мы увидеть.

Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Пейзаж в музыке»Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Пейзаж в музыке» Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Пейзаж в музыке» Занятие проводится в рамках проекта «Можем ли мы увидеть.

Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Портрет в музыке»Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Портрет в музыке» Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Портрет в музыке» Занятие проводится в рамках проекта «Можем ли мы увидеть.

Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Жанр анимализма в живописи и музыке»Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Жанр анимализма в живописи и музыке» Конспект интегрированного музыкального занятия в средней группе «Жанр анимализма в живописи и музыке» Занятие проводится в рамках проекта.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект музыкального занятия «Символы России в музыке» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталия Федорук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Символы России в музыке»
Опубликовано: 22 февраля 2024 в 09:02
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД