Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

Светлана Емченко
Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

К О Н С П Е К Т

логопедического занятия в компенсирующей группе

для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)

Лексическая тема «Домашние животные».

Цель: Профилактика и коррекция речевых и психофизических функций дошкольников, подготовка к обучению в школе по родному языку, через использование элементов муль-тимедиа презентации.

Публикация «Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)» размещена в разделах

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Расширение глагольного словаря. Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложноподчиненного предложения со словами потому что и сложных предложений). Обогащение экспрессивной речи сложными словами. Совершенствование навыков: звуко - буквенного анализа слов, синтеза слов, навыка чтения слов. Профилактика письменной речи. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков.

Коррекционно - развивающие задачи. Развитие связной речи, общих речевых навыков. Развитие координации речи с движением, ловкости. Развитие слухового и зрительного внимания и гнозиса. Мышления, восприятия и памяти. Тонкой и общей моторики. Закрепление навыков самооздоровления. Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, инициативности, активности, самостоятельности.

Оборудование. Компьютерное оборудование. Компьютерные презентации. CD- проигры-ватель. CD-диск со звуками машин (сигналы). Рабочие тетради на каждого ребенка. Кон-тейнеры с карандашами. Столы скамейки. Фигурки животных. Резиновый мяч.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Автобус» на стихи Г. Косовой, пальчикового упражнения «Мои друзья» с воспитателем в коррекционный час. Разучивание ритуала приветствия «Доброе животное» с педагогом-психологом. Обучать умению разгадывать ребусы, формирование навыка звуко - буквенного анализа и синтеза слов, слогов на индивидуально - подгрупповых занятиях с логопедом. Разучивание сенсомоторного упражнения «В гости к бабушке и деду» с логопедом. Знакомство с оздоровительными методиками на коррекционно - игровых минутках в группе.

Ход занятия

Логопед приглашает детей организовать круг приветствия.

1. Ритуал приветствия «Доброе животное». [Развитие коммуникативных навыков, эмпа-тии. Преодоление эмоционального зажима, через развитие речевого дыхания].

Логопед : Ребята, представьте, мы одно большое доброе животное. Возьмитесь за руки, и послушайте, как оно дышит.

(Дети берутся за руки и слушают).

А теперь подышим вместе!

(Вдох- шаг вперед. Выдох – шаг назад).

Так же четко и ровно бьется его большое доб-рое сердце.

(Стук - шаг вперед. Стук - шаг назад).

А теперь тихо пожимая руку соседа, по-приветствуйте его: «Здравствуй, я рад (рада) тебя видеть!» И улыбнитесь друг другу.

2. Организационный момент. [Сообщение темы занятия].

Упражнение «Угадай слова». [Развитие речевого слуха. Совершенствование звукового синтеза и навыка составления слов].

Логопед предлагает детям послушать звуки, составить из них слова.

Логопед : А сейчас, угадайте, какое слово я произнесла: С – е – л –о.

Дети: Село.

Логопед : Угадайте еще одно слово: С – о – к – о - л.

Дети: Сокол.

Логопед : Молодцы! Вы догадались, куда мы отправимся сегодня?

Дети: Сегодня мы отправимся на экскурсию в поселок Сокол, который находится в нашем районе.

Логопед : Верно. Мы также продолжим разговор о домашних животных. А чтобы ваши язычки стали послушными и помогли вам говорить звуки правильно, выполним гимнасти-ку.

Сенсомоторное упражнение «В гости к бабушке и дедушке»

Дети вместе с логопедом выполняют сенсомоторное упражнение

под музыкальное сопровождение.

Компьютерная презентация учебного материала. Гимнастика для глаз «Запомни карту». [Закрепление навыков самооздоровления].

На слайде изображена схема зрительно-двигательных траекторий

по технологии В. Ф. Базарного

Логопед : Путь предстоит не близкий, и чтобы нам не сбиться с пути, мы должны запомнить маршрут. Наша задача - носом и глазами «зарисовать» и запомнить рисунок схемы.

Дети «бегают» глазами по нарисованной волнистой линии, зрительно «прорисовывая» все повороты на схеме. Логопед сопровождает выполнение комментариями

Компьютерная презентация учебного материала. Разгадывание ребуса. [Совершен-ствование навыков звукобуквенного анализа слов].

Логопед : А на чем мы доедем до поселка, узнаете, когда ребус отгадаете.

Логопед обращает внимание детей на экран со слайдом.

Логопед : - Посмотрите внимательно на экран, и разгадайте ребус по первым звукам – названиям картинок.

(ребус составлен на слово "автобус")

Логопед : Замечательно! На чём поедем в поселок Сокол?

Дети: Мы поедем на автобусе.

Речедвигательная минутка. Подвижное упражнение «Автобус». [Координация речи с движением, развитие общей моторики, ориентировка в пространстве].

Логопед : - Занимаем свои места в автобусе и отправимся в путь!

Дети выполняют знакомое упражнение.

Автобусов много встречаем в пути.

Удобный маршрут сможет каждый найти.

И ночью, и днём по дорогам бегут,

На дачу и в город людей отвезут.

Дети двигаются врассыпную по комнате.

Стараются не наталкиваться друг на друга.

Постепенно образуют круг.

Двигаются по кругу топающим шагом.

Логопед : Остановка! Куда мы приехали?

Дети: В поселок Сокол.

Дыхательное упражнение «Красота» [Развитие общих речевых навыков].

Логопед : Посмотрите, как красиво вокруг. А теперь скажем на одном выдохе, плавно, ровно, не снижая голоса: «Ах, какая красота! Свежий воздух, чистота!» (Глубокий вдох, за-держка дыхания - фраза, выдох).

Дети произносят фразу. Логопед контролирует выполнение.

Упражнение «Кто как говорит?». [Развитие слухового внимания и слухового гнозиса. Расширение глагольного словаря].

Звучит запись голосов домашних животных.

Логопед : Чьи голоса вы слышите?

Дети: Мы слышим голоса домашних животных.

Логопед : Расскажите, какое домашнее животное подает голос, что оно делает?

1-й ребенок: Я слышу мычание коровы, корова мычит.

2-й ребенок: Я слышу ржание лошади, лошадь ржёт.

3-й ребенок: Я слышу меканье козы, коза мекает.

4-й ребенок: Я слышу лай собаки, собака лает.

5-й ребенок: Я слышу хрюканье свиньи, свинья хрюкает.

6-й ребенок: Я слышу блеянье овцы, овца блеет.

7-й ребенок: Я слышу мяуканье кошки, кошка мяукает.

8-й ребенок: Я слышу фырчанье кролика, кролик фыркает.

Логопед : С какой стороны раздаются голоса, слева или справа?

Дети: Справа!

Логопед : Молодцы! Ребята, значит, нам надо идти направо.

Компьютерная презентация учебного материала. «Сельский двор». [Совершенствова-ние навыков звукобуквенного анализа слов. Развитие зрительного внимания].

Логопед подводит детей к экрану.

Логопед : - Вот мы с вами и оказались в сельском дворе.

Компьютерная презентация учебного материала. Игра «Кто живет во дворе». [Акти-визация и актуализация словаря по теме «Домашние животные». Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения)].

На слайде изображение сарая, конуры, конюшни, элементов двора из-за которых вид-ны части тел домашних животных.

Логопед : - Ребята, посмотрите внимательно, кто прячется во дворе. Расскажите, части, ка-ких животных вы видите? Выберите по одному животному и составьте предложение о том, за чем или где прячется животное. Используйте слово, значит.

1-й ребенок: Я вижу острые коровьи рога, значит, за сараем прячется корова.

Логопед достает фигурку коровы и дает ребенку.

2-й ребенок: Я вижу черную собачью голову, значит, в конуре прячется собака

Логопед достает фигурку собаки и дает ребенку.

3-й ребенок: Я вижу пушистый кошачий хвост, значит, за крыльцом прячется кошка.

Логопед достает фигурку кошки и дает ребенку.

4-й ребенок: Я вижу длинные лошадиные ноги, значит, за конюшней прячется лошадь.

Логопед достает фигурку лошади и дает ребенку.

5-й ребенок: Я вижу серую козлиную бороду, значит, за кустом прячется козел.

Логопед достает фигурку козла и дает ребенку.

6-й ребенок: Я вижу тонкий поросячий хвост, значит, за корытом прячется свинья.

Логопед достает фигурку свиньи и дает ребенку.

7-й ребенок: Я вижу длинные кроличьи уши, значит, в клетке прячется кролик.

Логопед достает фигурку кролика и дает ребенку.

8-й ребенок: Из-под забора торчат овечьи копыта, значит, за забором прячется овца.

Логопед достает фигурку овцы и дает ребенку.

На экране появляется слайд с полными изображениями домашних животных.

Логопед : - Молодцы! Вы правильно угадали всех, кто спрятался во дворе.

Самостоятельная работа. Упражнение «Опиши животное». [ Развитие связной речи. ]

Логопед : Составьте рассказы-описания о животных, которых вы держите в руках. Используйте план рассказа, составленный на прошлых занятиях. Загадайте загадку и садитесь, по-ставьте своё животное на стол.

1-й ребенок: У меня домашнее животное собака. Она небольшая, лохматая, черная. У неё острые уши, хвост колечком. Собака любит кушать косточки, специальный собачий корм, мясной фарш. Она охраняет своего хозяина.

2-й ребенок: У меня домашнее животное кошка. Она рыжая, пушистая. У неё зеленые глаза, острые когти, треугольные ушки. Она умеет ловить мышей, мурлыкать. Кошка любит молоко и рыбу.

3-й ребенок: У меня домашнее животное корова. Она большая, пятнистая, рогатая. У неё добрые большие глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. Корова любит сено и клевер.

4-й ребенок: У меня домашнее животное свинья. Свинья розовая, толстая. Глаза у неё маленькие, нос пятачком, а хвостик тоненький крючком. Она любит валяться в грязи и рыть носом землю. Свинья любит яблоки, морковку и другие фрукты и овощи. И т. д.

Компьютерная презентация учебного материала. «Домашние животные и их дете-ныши». Упражнение «Собери семью». [Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние животные и их детеныши». Автоматизация произношения поставленных ран-нее звуков].

Логопед : А сейчас мы поиграем в игру «Собери семью». Вы должны назвать животных одной семьи сказать, кто с кем рядом стоит. Включите в предложения слова, отвечающие на вопрос «Какой?»

Логопед после каждого ответа переключает слайды - изображения домашних животных. Дети выполняют задание.

1-й ребенок: Рядом с белым кроликом сидят коричневая крольчиха и пуховые кролики.

2-й ребенок: Рядом с большим быком стоит пёстрая корова и ласковый теленок.

3-й ребенок: Рядом с черным бараном стоят белая овца и кудрявый ягнёнок.

4-й ребенок: Рядом с бородатым козлом стоят серая коза и смешной козленок.

5-й ребенок: Рядом с лохматым псом сидят красивая собака и черноухий щенок.

6-й ребенок: Рядом с серьезным котом сидят пушистая кошка и шаловливый котенок.

7-й ребенок: Рядом с пятнистым хряком стоят розовая свинья и веселый поросенок.

8-й ребенок: Рядом с рыжей лошадью стоят пегий конь и маленький жеребёнок.

11. Компьютерная презентация учебного материала. Упражнение «Пастушки». [Со-вершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие мышления. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения) ].

МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ.

Слайд с изображениями: быка, коровы, овцы, барана, лошади, коня, козы, козла, свиньи, хряка, кролика).

Логопед : Рассмотрите изображения домашних животных. Сейчас вы превратитесь в пас-тушков и пастушек. Ваша задача, «расставить» животных в загоны. В первом загоне будут животные, в названии которых один слог. Во втором загоне будут животные, в названии которых 2 слога. В третьем загоне будут животные, в названии которых по три слога. Ис-пользуйте в своем предложении слово потому что. Следите за правильным произношени-ем звуков и отвечайте по очереди.

1-й ребенок: Я загоню быка в первый загон, потому что в этом слове один слог.

2-й ребенок: Я загоню овцу во второй загон, потому что в этом слове два слога.

3-й ребенок: Я загоню корову в третий загон, потому что в этом слове три слога. И т. д.

Пальчиковое упражнение «Мои друзья». [Развитие мелкой моторики рук, стимуляция ре-чевой и умственной активности].

На подворье нашем овцы и барашек.

Свинья с поросёнком,

И коза с козлёнком.

Добрый пёс Трезорка

И корова Зорька.

Все они хорошие, я их всех люблю.

А кота Ваську утром рыбкой накормлю. Соединить на обеих руках большой и указательный пальцы, затем большой - средний пальцы.

Делаем двумя руками «козу» : указательный и мизинец вперед, остальные в кулачёк.

Делаем пальцами «собаку» :пальцы прижать и выпрямить, согнуть указательный, большой вверх

Делаем одной рукой «корову» : указательный и мизинец вперед, остальные в кулачёк

«Снимаем колечки» с каждого пальца на ударение.

Пальцами делаем «кота».

Самостоятельная работа. Упражнение «Узнай по силуэту» (Развитие тонкой моторики, зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.).

Логопед : - Откройте свои тетради. Рассмотрите картинку и найдите свое любимое животное, обведите его по контуру карандашом, а потом заштрихуйте.

Используется дидактическая карта "Наложенные картинки".

Дети выполняют задание. Логопед оценивает работу.

Упражнение «Танцы для глаз». (Закрепление навыка самооздоровления. Снятие зритель-ного напряжения).

Логопед : - Сегодня ваши глаза много работали с компьютером, выполняли задания в тет-ради. Поэтому им нужен отдых. Что мы с вами проводим в таких случаях?

Дети: - Гимнастику для глаз.

Логопед : - Правильно. Сейчас мы выполним танцы для глаз.

Авторское упражнение под музыку «Вальс» Шопена.

Спинки дружно подтяните, руки быстро разотрите и на глазки положите

(Растираем ладошки (пальминг) кладем их под углом на глаза).

Глаза снова открываем, затем с силой закрываем, а потом их открываем.

(Медленно закрыли, затем жмуримся, плавно открываем).

И затем из них стреляем: вверх – вниз…

(Движения глазами вверх- смотрим на потолок, вниз- смотрим на пол).

За стрелкой медленно следим, убежать её не дадим.

(Вытягиваем перед собой руку, указательный палец вверх- «стрелка»).

Сделать это нам легко смотрим близко-далеко.

(Приближаем к кончику носа палец, вытягиваем вперед от носа).

А теперь махнем ладошкой перед глазками немножко!

(Машем раскрытой ладошкой перед глазами).

Рефлексия занятия.

Речедвигательная игра «Уезжаем в детский сад». (Снятие эмоционального напряжения. Оценка работы детей. Формирование умения анализировать занятие).

Логопед : Вот и подошло к концу наше путешествие. Занимаем места в автобусе. Двери закрываются, автобус отправляется!

Дети поворачиваются друг за другом по кругу.

Автобусов много встречаем в пути.

Удобный маршрут сможет каждый найти.

И ночью, и днём по дорогам бегут,

В любимый наш садик детей привезут.

Дети двигаются врассыпную по комнате.

Стараются не наталкиваться друг на друга.

Постепенно образуют круг. Дети берутся за руки, образуя круг «дружбы».

Логопед : - Ребята, посмотрите, веселый мяч ждет нас, ему интересно узнать, куда мы ездили, расскажите ему, что вы видели и чем занимались, что было особенно интересно делать? (бросает мяч ребенку, поднявшему руку).

Ответы детей.

Логопед : Вы очень хорошо занимались. Я вами горжусь! Дома придумайте с родителями небольшую рифмовку про домашнего животного и красиво его оформите в буклет.

Публикации по теме:

Решение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речиРешение коррекционных задач в патриотическом воспитании детей с тяжелыми нарушениями речи Специфика работы дошкольного учреждения компенсирующего вида предполагает решение коррекционных задач, в том числе и в патриотическом воспитании.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи По русским народным сказкам: «Заюшкина избушка», «Крошечка Хаврошечка» с использованием моделей. Воспитатель: Здравствуйте, дети. Я очень.

Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хлеб» Конспект открытого логопедического занятия в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи "Дифференциация звуков [с], [ш],.

Конспект занятия для детей с ОВЗ 4–5 лет в группе компенсирующей направленности «Берегите воду» Конспект занятия для детей с ОВЗ 4-5 лет в группе компенсирующей направленности «Берегите воду» Задачи: конкретизировать и систематизировать.

Методические рекомендации по семейному воспитанию детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 151 комбинированного вида» Ново – Савиновского района г. Казани.

Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речиОптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи Оптимизация сроков звукопостановки у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных методов миофункциональной коррекции.

Организация образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Организации образовательного процесса с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) Одинцова Т. Д., заведующий ГБДОУ № 79 "Семицветик" Фрунзенского.

Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми речевыми нарушениями Пояснительная записка Рабочая программа учителя-логопеда разработана на основании следующих документов: - Федерального закона РФ от 29.12.2012.

Создание развивающей игровой среды в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи в соответствии с ФГОС ДО В настоящее время образование становится качественно иным: оно ориентируется не столько на запрос государства, сколько на учет запросов.

Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 5–6 лет «Волшебница-соль» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №81» Конспект непосредственно образовательной.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи) (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Емченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект логопедического занятия в компенсирующей группе для дошкольников с ОВЗ (тяжелыми нарушениями речи)
Опубликовано: 18 февраля 2018 в 10:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД