Папки-передвижки

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему «Слог»

Серова Светлана Николаевна
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему «Слог»

Серова Светлана Николаевна

МБДОУ д/с № 22 г. Красногорск, МО.

Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи

в старшей группе

Тема «Слог»

Цель: Дать понятие о слоговом составе слова.

Задачи:

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему „Слог“» размещена в разделах

Коррекционно-образовательные – познакомить с понятием «слог», формировать умение выполнять слоговой анализ слова (делить слова на слоги); дать понятие о слогообразующей роли гласных звуков, выделять гласные буквы и соотносить их количество с количеством слогов; научить составлению слоговых схем.

Коррекционно-развивающие – развивать зрительное внимание, фонематическое восприятие и фонематический слух, речевое дыхание и речевое восприятие; коррекция нарушений памяти, обогащение и активизация словарного запаса.

Коррекционно-воспитательные – воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях, ответственность, любознательность.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (символы слогов и звуков, счётные палочки.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Задание: Выделить гласный звук в слове.

Л: Дети, посмотрите на картинки и назовите гласный звук в названии предмета (мак, кит, стол, стул, сыр.) СЛАЙДЫ 3-7

2. Знакомство со слоговым составом слова.

а) «Доскажи словечко».

Папа, мама, брат и я –

Вместе дружная…. (семья).

Л: Однажды мама и дети поехали в лес за грибами. СЛАЙД 8

Сколько детей в семье?

Д: Трое.

Л: Мальчика зовут Вова, а девочек – Ира и Наташа. Ходят дети по лесу, собирают грибы, увлеклись. Пора домой. Мама зовёт детей, произносит имена громко и медленно: И-ра, Во-ва, На-та-ша. Слова у неё разделились на части. Попробуйте и вы так же произнести имена детей.

Д: И-ра, Во-ва, На-та-ша.

б) «Потерялись».

Л: Представьте, что мы с вами тоже находимся в лесу. Разбрелись по лесу и зовём каждого.

Д: хором произносят имена детей группы по слогам.

Слово делится на слоги, СЛАЙД 9

Как на дольки апельсин.

Если слоги встанут рядом –

Получаются слова:

Ты- и -ква-, а вместе тыква, СЛАЙД 10

Со- и -ва – итак, сова.

В. Берестов.

3. Слоговой анализ слова.

а) «Уложи слово на ладошку»

Л: Посмотрите, как я делю слова на слоги и хлопаю на каждый слог; «укладываю» слово на ладошку.

ма-ма

ре-бя-та

лес

Л: Сколько слогов в слове, столько и хлопков. Их можно посчитать. Давайте вместе повторим слова и посчитаем, сколько в них слогов.

Д: дети хором произносят слова (мама, ребята, лес) по слогам и хлопают на каждый слог. Называют количество слогов в словах.

4. Физкультминутка.

СЛАЙД 11

Только в лес зашли,

Появились комары.

Руки вверх – хлопок над головой,

Руки вниз – хлопок другой. Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладём

И вразвалочку идём. Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо. Руки за головой.

Вдруг мы видим у куста –

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берём

И в гнездо его кладём. Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.

б) «Дятел-телеграфист»

Новости со всех концов планеты

Почтальон всегда доставит вам.

Письма, газеты и телеграммы

Он разносит в срок по адресам.

Л: Ребята, а кто передаёт текс телеграммы для почтальона? (Телеграфист)

Он отстукивает слова на специальном аппарате. Этот аппарат называется – телеграф. СЛАЙД 12

Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре. СЛАЙД 12

Л: На весь лес отстукивает, как по телеграфу, передаёт, что он увидел в лесу. Что увидел дятел? (Жёлуди, шишки, пень, берёзу, ёлку.) Передайте по телеграфу эти слова, отстукивая счетной палочкой каждый слог. Посчитайте, сколько слогов в каждом слове. Назовите первый слог. Второй. Третий. СЛАЙД 13

Д: дети произносят хором по слогам слова, отстукивая каждый слог счётной палочкой по столу.

5. Знакомство со слогообразующей ролью гласных звуков.

Задание: Разделить слово на слоги, назвать гласный звук в каждом слоге.

СЛАЙД 14

Л: Давайте вспомним, как зовут детей, которые ходили в лес (Ира, Вова, Наташа). Посчитаем сколько слогов в имени каждого ребёнка, назовём гласные звуки в каждом слоге.

Д: дети делят имена детей на слоги, выкладывают схемы, называют гласный звук в каждом слоге. Выкладывают символы гласных звуков. Соотносят количество гласных с количеством слогов.

Л: В каждом слоге обязательно есть гласный звук, он образует слог. Слог даже может состоять из одного гласного звука (И-ра). Но чаще гласный звук дружит с согласными (Во-ва). Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

6. Упражнение в слоговом анализе.

«Игрушки»

Л: Сёстры Ира и Наташа не могут поделить игрушки, давайте им поможем. Давайте вспомним, сколько слогов в имени Ира, а сколько в имени Наташа. (Два, три). Ире дадим игрушки, в названии которых два слога, Наташе – игрушки, в названии которых три слога.

СЛАЙД 15

Д: дети называют игрушку, считают количество слогов, говорят, чья это игрушка.

Ира: кукла, мишка, юла.

Наташа: посуда, кубики, скакалка.

7. Итог занятия.

Л: Чему мы учились на занятии? (Делить слова на слоги, выделять гласный звук в слоге, различать слова и слоги.)

Какой секрет деления слова на слоги вы можете назвать? (Сколько гласных, столько и слогов.)

Назовите своё имя и определите, сколько слогов в вашем имени.

Прикреплённые файлы:

slog_3e513.ppt | 14396 Кб
 
Публикации по теме:

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи Закрепляющий этап 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи «Составь слово» Цель: учить выделять в словах первый звук и.

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи 1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи. «Повтори» Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР «В гостях у сложных слов» Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР в подготовительной группе. Программное содержание: 1.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Детский сад. Ребята, давайте жить дружно!» .

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород» Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Сад-огород» Тема занятия: «Сад-огород» Конспект подготовила: учитель-логопед.

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по развитию грамматического строя речи «Зима» Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе на развитие грамматического строя речи по теме «Зима» Коррекционно-образовательные.

Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему «Овощи» Конспект подгруппового занятия для детей старшего дошкольного возраста по развитию лексической стороны речи на тему: «Овощи» Программное.

Подгрупповое занятие по формированию фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звуки [м], [м’]. Буква М» Тема: звуки [м], [м']. Буква М. Цель: познакомить детей со звуками[М], [М’] и буквой М. Коррекционно-развивающие задачи: уточнить произношение.

Конспект НОД по формированию фонематической стороны речи у детей старшей группы «Гласные звуки и буквы» Конспект мастер-класса НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Гласные звуки и буквы» Подготовила и провела учитель-логопед.

Сборник игр и упражнений для развития фонетико-фонематической стороны речи (поэтапное проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе) Подготовительный этап «Японская печатная машинка».

Публикация Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему «Слог» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Серова Светлана Николаевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонематической стороны речи в старшей группе на тему «Слог»
Опубликовано: 28 января 2019 в 22:19
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД