МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зимующие птицы» с элементами регионального компонента

Оксана Пилюгина
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зимующие птицы» с элементами регионального компонента

Конспект логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического стоя и связной речи

для детей подготовительной группы

«Как дети ходили к Пыхте за кормом для птиц»

(Из цикла занятий «В гостях у тетушки Аксиньи»)

Лексическая тема : "Зимующие птицы"

Публикация «Конспект логопедического занятия по лексической теме „Зимующие птицы“ с элементами регионального компонента» размещена в разделах

Цель: создание условий для развития лексико-грамматического строя речи и связной речи при реализации содержания казачьего компонента как вариативной части программы по лексической теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов (воробей, голубь, ворона, снегирь, синица, свиристель, сова, галка, сорока);

развивать фонематическое восприятие (дифференциация сонорных звуков в словах, речевого слуха, общих речевых навыков;

автоматизировать произношение сонорных звуков в игровой деятельности (подвижная игра «Будь внимательным»);

совершенствовать грамматический стой речи (образовывать существительные с суффиксами –ат-, -ят-;

совершенствовать навык составления рассказа с опорой на мнемотехническую таблицу;

развивать синтаксическую сторону речи (употребление сложноподчиненных предложений) (упражнение «Кто лишний?»)

активизировать словарный запас по лексическим темам «Зима» и «Зимующие птицы»;

развивать общую и мелкую моторику через игровое упражнение «Выбери зернышки»

воспитывать навыки сотрудничества, активности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.

Предполагаемый результат:

развитие лексико-грамматического строя и связной речи по лексической теме «Зимующие птицы»

Оборудование и материалы: мультимедийная предметные картинки «Зимующие птицы», объемные фигурки птиц, схемы для составления описательного рассказа; смесь из овса, пшена, перловки, ягод рябины, калины, хлебных крошек, одноразовые тарелки для зерна.

Предварительная работа:

Воспитатель:

1. Занятие познавательного цикла с просмотром презентации на тему «Зимующие птицы»

2. Рассматривание птиц на картинках и в альбоме, составление описательных рассказов.

3. Рисование птиц, изготовление птиц из пластилина.

4. Чтение и обсуждение художественной литературы.

Учитель-логопед :

1. Расширение, уточнение и активизация словаря по лексическим темам «Зима», «Зимующие птицы».

2. Разучивание пальчиковой гимнастики «Птички»

Ход занятия

I. Орг. Момент.

Дети с учителем-логопедом рассматривают кормушки, которые они изготовили с родителями. Дети предлагают развесить кормушки на участке.

Уч. -логопед : Ребята, чего не хватает в наших кормушках?

Дети (варианты ответов) : нет корма для птичек.

Уч. -логопед : Что мы положим в кормушку?

Дети (варианты ответов) : крошки хлеба, зёрна пшеницы, овса, крупу, семечки, ягоды калины, рябины, кусочки сала.

Уч. -логопед : А где же мы возьмем корм?

Дети (варианты ответов) : попросим у мамы, возьмем дома и др.

Уч. -логопед : Ребята, я знаю, у кого мы можем попросить зерна. У нашего доброго друга - хомячка Пыхти. Он себе на зиму много припасов сделал и может с нами поделиться. Предлагаю вам отправиться к нему в гости. Напомните, где живет Пыхтя?

Дети: варианты ответов.

Уч. -логопед : Какая зимой погода в степи?

Дети (варианты ответов) : снежная, морозная, ветреная, холодная.

Уч. -логопед : Что надевают люди зимой?

Дети (варианты ответов) :

Дети с учителем-логопедом отправляются к Пыхте. На пути им встречаются сугробы

Уч. -логопед : В степи сугробы высокие. Как будем через них перебираться (дети идут с высоким подниманием колен)

Уч. -логопед : Вот мы и добрались до норки Пыхти. Как будем его будить?

Дети: варианты ответов – надо ему покричать.

Зовут Пыхтю. Сначала тихо. Пыхтя не отзывается. Зовем громче.

Уч. -логопед : Не слышит вас Пыхтя. Громче позовите его.

Появляется на ширме Пыхтя, зевает, потягивается и спрашивает недовольным голосом: - Кто там? Вы разве не знаете, что хомяки зимой спят! Чего вам надо?

Дети: Мы к тебе за зерном пришли.

Пыхтя: Зачем вам зерно?

Дети: Нам нужно птиц покормить.

Пыхтя: Каких птиц? Они же улетели в теплые края!

Дети: нам нужен корм, чтобы покормить зимующих птиц

Пыхтя: Ни те ли это птицы, которые на дереве поселились, сидят, галдят, спать мешают. Я зимой сплю и о зимующих птицах знаю очень мало.

Уч. -логопед : Наши ребята о зимующих птицах знают много. Сейчас они тебе расскажут. Что за птицы мешают спать нашему Пыхте.

Уч. -логопед : Отгадайте загадки. Назовите птиц и их птенцов.

Дети отгадывают загадки, называют птенцов.

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит

Голоском речистым, чистым

«Клё!Клё!Клё!» - поёт со свистом. (Клёст)

Цветом черная, не грач,

В сером полушалке.

Гладкий камешек-калач

Ищет в луже …. (Галка)

Северные гости

Клюют рябины грозди

Так нарядны и ярки

На головках хохолки! (Свиристель)

Чернокрылый, красногрудый

Он везде найдет приют

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Мерзнет жёлтенькая пташка.

Накорми, её, бедняжку!

Дай и семечек, и сала,

Чтоб зимой ей легче стало. (Синица)

Подбирает он проворно

Кинутые ему зерна

И гнездится на карнизе

Наш любимый … сизый. (Голубь)

Окраской - сероватая

Повадкой – вороватая

Крикунья хрипловатая

Важная персона. Кто она? (Ворона)

Красный берет, черный жилет.

Нос как топор, хвост как упор.

Всё время стучит, деревья долбит,

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А как станет светло -

Спать ляжет в дупло. (Сова)

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По двору шныряет,

Крохи добывает. (Воробей)

Уч. -логопед : Ребята, посмотрите на дерево и скажите, где сидит сорока, сова, дятел, клест, ворона, синица, свиристель, воробей, голубь, снегирь?

Составление распространённых предложений с предлогами.

Уч. -логопед : Молодцы, а сейчас я приглашаю вас за столы. Прочтите внимательно слова и скажите, у кого в названиях птиц три слога, два слога, один слог.

Ответы детей.

Уч. -логопед : У кого в названиях птиц есть звуки «Р» и «Рь». Определите место звука в слове. Произнесите слова, выделяя эти звуки.

Ответы детей.

Уч. -логопед : Ребята, что-то наш Пыхтя заскучал. Давайте его развеселим, поиграем в игру «Будь внимательным»

Дети становятся в круг. Звучит негромкая музыка. Дети свободно двигаются, не выходя из круга. Учитель-логопед произносит слова считалки. Как только дети услышат слово, не являющееся названием птицы, они останавливаются и хлопают в ладоши.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Воробьи, вороны,

Снегири и макароны.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Дятел и снегирь,

Сорока и пузырь.

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Клест и свиристели,

Совы и качели.

Уч. -логопед : Послушайте внимательно и скажите кто лишний?

Синица, ворона, аист, воробей

Клёст, сова, голубь, скворец

Свиристель, сорока, галка, ласточка

Уч. -логопед : А сейчас составьте предложения с названиями птиц и сосчитайте количество слов. Выложите к предложениям схемы.

Уч. -логопед : Ну,что Пыхтя, ты запомнил какие птицы живут по соседству с тобой?

Пыхтя: Спасибо, ребята. Я тоже буду их подкармливать. Зерно я вам уже принес. Держите. До свиданья!

Уч. -логопед :Ну, что ребята, корм у вас есть. Что вы будете с ним делать?

Ответы детей.

Уходим. Прощаемся с гостями.

Публикации по теме:

Домашнее задание для родителей в старшей логопедической группе по лексической теме «Зимующие птицы». Звуки [З, З’]» Лексическая тема «Зимующие птицы» звуки [З, З’]. Задания 1. Подбери признак (не менее трех признаков): синичка (какая) — … голубь (какой).

Конспект итогового логопедического занятия по развитию речи «Зимующие птицы» Конспект итогового логопедического занятия по развитию речи по теме "Зимующие птицы" Задачи: • воспитывать любовь и чувство сострадания.

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН «Дифференциация [В]-[Ф]. Зимующие птицы»Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН «Дифференциация [В]-[Ф]. Зимующие птицы» Тема: «Дифференциация звуков В-Ф, зимующие птицы» Цели :1. Развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики 2. Дифференциация звуков В.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР III уровня по лексической теме «Посуда» Цель: Формирование и развитие умения у детей с ОНР III ур. строить развёрнутые связные высказывания на основе использования в речи прилагательных.

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Посуда» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР по лексической теме «Посуда» Цель: Формирование и развитие умения у.

Конспект логопедического занятия «Зимующие птицы» Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Зимующие птицы» Программное содержание: • Формировать.

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы» Цель: Формирование, усвоение знаний, почему зимующие птицы так называются; чем они питаются; где живут; в чем их польза; как люди помогают.

Конспект логопедического занятия «Предлоги на-под-над. Зимующие птицы»Конспект логопедического занятия «Предлоги на-под-над. Зимующие птицы» Цель: закрепление навыка дифференциации и практического употребления в речи предлогов «на», «под», «над». Задачи: 1. Активизировать словарь.

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Зимующие птицы» ТЕМА: «Зимующие птицы». ЦЕЛИ:Коррекционные: - уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении; - формировать понятие «зимующие.

Конспект занятия по теме «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Цель: Расширить представление обучающихся о зимующих птицах. Формировать понятие о зимующих птицах. Развивающие:Развития.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зимующие птицы» с элементами регионального компонента (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Пилюгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по лексической теме «Зимующие птицы» с элементами регионального компонента
Опубликовано: 2 марта 2016 в 07:46
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД