Лучший педагог года

Конспект логопедического занятия на тему «Звук [с] и буква С»

Мищенко Юлия
Конспект логопедического занятия на тему «Звук [с] и буква С»

Конспект занятия по обучению грамоте

в старшей логопедической группе

по теме  «Звук и буква С»

учитель-логопед

Мищенко Ю. М.

Стародуб 2023 год

Тема: «Звук и буква С»

Цель: формировать знания о звуке и букве С.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Публикация «Конспект логопедического занятия на тему „Звук [с] и буква С“» размещена в разделах

познакомить детей со звуком и буквой  С;

научить характеризовать его по акустическим и артикуляционным признакам.

Коррекционно - развивающие:

развивать фонематические процессы;

упражнять в соотнесении слов со схемами;

учить образовывать относительные прилагательные;

продолжать учить составлять предложения по заданному слову;

развивать связную речь.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: игрушка Сова, предметные картинки, в названиях которых присутствует звук С, шкатулка, синие фишки, схемы «Звуковой птички»  мяч, пуговицы, пайетки.

Речевой материал:  чистоговорки со звуком С, загадки

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед : Ребята я очень рада видеть вас.

Поздоровайтесь с друзьями,

Улыбнитесь всем вокруг,

Руку дайте другу слева

И скорей вставайте в круг.

А теперь соседу справа

Мячик ты передавай.

Друга называй по имени,

Утра доброго желай

(Стук в дверь).

Л. : Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.

Актуализация имеющихся знаний

Сова: Мне рассказали, что вы узнали много звуков. Я хочу в этом убедиться.

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Почему звуки называются гласными? (они поются, мы их поем голосом)

- Какие гласные звуки вы знаете? ( поем и наматываем клубочек: а, о, у)

- А остальные звуки какие? (согласные)

- Какие бывают согласные? (твердые и мягкие, звонкие и глухие)

Сообщение темы занятия

С. : Молодцы, все помните. А я хочу познакомить вас с новым звуком. С каким? - догадайтесь сами.

-   Слушайте внимательно:

У Сони самовар. Соня открывает краник самовара и смотрит, как оттуда льется вода. Льется водичка в стакан, и Соня слышит: с-с-…

- Какой звук слышит Соня, когда льется вода из самовара? 

- Какой     первый     звук     в     слове     СССОНЯ?      — СССАМОВАР?      СССТАКАН?

С. : Сегодня мы познакомимся со звуком С.

Звук С живет в насосе.   Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с.

Представьте себе, что вы превратились в насосы, и вам надо накачать мячики.

Упражнение на дыхание  «Насос»

Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

 Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам

Сова  предлагает длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ.  

Губы улыбаются, видны зубы.

- А теперь еще раз долго, сердито посвистим, покажем, как воздух выходит из насоса, и скажем, куда спрятался кончик языка (кончик языка спрятался за нижние зубы).

- Какая струйка воздуха выходит, когда мы произносим звук С : холодная или теплая? Поднесите руку ко рту и скажите с-с-с.

(если кто-либо скажет, что струйка воздуха теплая – сравнить Х и С)

- Зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта,  когда мы произносим звук С. Гласный он или согласный? Попробуем его петь. Что происходит? (звук встречает преграду - это согласный звук).

- Звонкий или глухой этот звук? Почему? Приложим руку к горлышку. Дрожит голосок? (звук глухой).

- Сердито произносим звук (это твердый звук).

Какой фишкой будем обозначать звук С?

Игра «Поймай звук»

С. : Хлопните, когда услышите звук С.

Детям демонстрируются картинки и произносятся слова:

Сумка, санки, вата, слон, лук, стекло, поезд, автобус…

Игра «Четвертый лишний»

Найдите лишнюю картинку/игрушку (в названии которой нет звука с)

С. : Мои совята тоже приготовили для вас игру.

«Где спрятался звук (Определение позиции звука С в словах).

(схема «Звуковая птичка»)

Игра с мячом: «Добавь звук (слог)»  

Добавим С в начале  слова и получим новые слова

Мех -  (смех)

мел -  (смел)

тройка - (стройка,

наряд  -  (снаряд)

клад – (склад)

мешок  - (смешок)

Добавим С в конце  слова и получим новые слова

Ри (с)

Вку (с)

Но (с)

 ( Работа над многозначностью слова: нос у человека, у корабля,  у чайника- носик)

«Добавь слово СОК»

Пе (сок)                    ле ()                            голо ()

Ку()                          воло ()                    бро ()

Но()                          коло ()

«Какой бывает сок?»  (Работа над словообразованием)

Сок из абрикосов – абрикосовый

Из ананаса – ананасовый

Из смородины – смородиновый и т. д.

С. : Дети, когда я собиралась к вам в гости, мои лесные друзья приготовили для вас шкатулку с сюрпризом. Давайте посмотрим, что в ней?

Загадки:

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.  (Сом)

Под крышей — четыре ножки,

На крыше — суп да ложки.  (Стол)

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса, 

А зовут ее – (лиса)

Уродилась я на славу – голова бела, кудрява.

Кому нравятся щи –

Меня в них поищи (капуста)

Гладишь - ласкается,

Дразнишь – кусается (пес)

Днем спит, 

Ночью летает. ( СОВА)

Кос-кос-кос,

В саду вырос (абрикос)

С. : Какой звук мы слышим во всех отгадках?

Пальчиковая гимнастика

Игра «Назови ласково» (по раздаточным картинкам)

Составление предложений с заданным словом.

Заучивание чистоговорки:

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

Сы-сы-сы — нет осы.

Знакомство с буквой С.

Л. : Звук С на письме обозначается буквой С. Рассмотрите букву С.  На что она похожа?

- Сделайте  из большого и указательного пальцев левой руки букву С.

- Нарисуйте букву С в воздухе.

- Выложите букву С из пуговиц (пайеток)

Подведение итогов

Какой звук мы сегодня изучали?

Какой это звук? (согл., тверд, глухой)

С какой буквой познакомились?

Сова: Молодцы, ребята, вы меня очень порадовали своими знаниями.  До скорой встречи!

Публикации по теме:

Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н»Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Групповое логопедическое занятие.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект логопедического занятия для детей 5–6 лет «Звуки [М], [М’]. Буква «М» Конспект логопедического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Звуки [М], [М']. Буква «М» Коррекционно-развивающие задачи: 1. Учить детей.

Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группы с ТНР (ОНР) по теме «Почта. Звук [Ч] и буква Ч» Цель: способствовать формированию представлений о звуке и букве Ч. Задачи: Коррекционно-образовательные: - способствовать формированию образа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [Ц]. Буква Ц. Цыплёнок Цып в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [ц]. • Продолжать формировать навыки звуко-буквенного анализа.

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Звук [й]. Буква Й» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять произношение звука [й] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришлаКонспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У» Совушка в гости пришла Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.

Конспект логопедического занятия «Звук и буква «Ч» .

Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д»Конспект подгруппового логопедического занятия «Звук [Д], буква Д» Цель: Автоматизация звука д; ознакомление с буквой Д Задачи: • Закрепление навыка произношения звука д; • Научить определять позицию звука.

Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы»Конспект занятия по грамоте «Звук [Ы] и буква Ы» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве ы Материал: демонстрационный материал, ,неваляшки, рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия на тему «Звук [с] и буква С»
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 20:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия на тему «Звук [с] и буква С»» (включая файлы) размещена пользователем Мищенко Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД