Получи документы

Конспект интегрированного НОД «Русская матрешка — символ России» (3 фото)

Людмила Абаджерова
Конспект интегрированного НОД «Русская матрешка — символ России»

Тема: «Матрешки»

Цель: ознакомление и расширение представлений детей о народных промыслах и истории создания народных игрушек, развитие лексико-грамматических компонентов по данной теме.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

уточнять и расширять словарный запас по теме «народные промыслы»;

совершенствовать грамматический строй речи;

учить отвечать полным ответом;

закреплять умение образовывать относительные прилагательные;

закреплять умение согласовывать существительные с числительными;

Публикация «Конспект интегрированного НОД „Русская матрешка — символ России“» размещена в разделах

закрепить умение составлять рассказ-описание Запомнить словарные слова Родина, Россия

Коррекционно – развивающие:

развивать память, внимание, воображение;

развивать мелкую и общую моторику.

Развивать наглядно-образное мышление.

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать познавательный интерес к занятию;

воспитывать уважительное отношение к народной культуре;

воспитывать чувство самоконтроля за собственной речью.

Воспитывать патриотизм

Оборудование: сундук, народные игрушки, матрешка, предметные картинки, гуашь, пять матрешек с заданиями, мяч, мемо матрешки, трафарет матрешки, вода, кисточки

Словарная работа: русская матрёшка, Матрена, сарафан, платок, передник, рубаха, расписная, нарядная, красивая, разноцветная.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята!

Я на ярмарке была,

Сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой

И товар в нем расписной.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская… (матрешка).

(Ответы детей).

2. Беседа об истории появления русской матрёшки

Воспитатель: – Молодцы, ребята. Вы правильно отгадали, это русская матрешка. И она пришла к нам в гости. Посмотрите и скажите, какая матрешка? (яркая, нарядная, красивая, румяная, круглолицая расписная, лакированная, большеглазая).

1. (Ответы детей) Задание «Разложи по порядку»

Воспитатель: - Матрёшка пришла к нам не одна, а с подружками, у которых для вас есть задания. Перед вами пять матрёшек, ваша задача - выстроить их правильно в ряд. Какая матрёшка будет самая первая в ряду? А какая самая последняя?

Ответы детей. Дети подходят к столу и раскладывают матрёшек в ряд, считают их. Какая матрешка самая большая? Самая маленькая).(Посчитать)

- Молодцы, ребята!

Все матрешки встали в ряд,

Вышли словно на парад.

Воспитатель: - Появилась матрешка давно, более 100 лет назад в местечке Сергиев Посад под Москвой. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного старичка. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам и через некоторое время она появилась у нас в России. Токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин. Создали ее. (Слайд 1) Наши мастера наградили игрушку русской красотой – черные брови, ясные глазки с длинными ресницами, румяные щечки. И нарядили в красивый расписной русский сарафан с передником, на голову повязали яркий платочек и назвали русским именем – Матрёна. (Слайд 2) Любимая краска мастеров – гуашь. В первую очередь расписывают лицо и косынку, потом сарафан и передник, рукава сарафана, а затем уже цветы. Расписную матрешку трижды покрывают лаком вручную. Матрёшки бывают разные (Слайд 3). Самыми популярными считаются Полхов-Майдановские и Семёновские матрешки.

(Слайд 7) Город Сергиев Посад называют столицей русской игрушки. А все потому, что с момента основания, город населяли кустари, художники и резчики. Здесь около ста лет назад родилась первая русская кукла – матрешка, которая в1900 году поехала на всемирную выставку в Париж, став образом быта и промысла всей России. Чтобы отличить настоящую Сергиево-Посадскую матрешку, нужно обратить свое внимание на технику росписи, выполненную без выжигания, полностью покрывающую всю деревянную форму цветом, и украшенную характерным узором, называемым «тычок» Вторым критерием для традиционной матрешки является цветовая гамма, состоящая не более, чем из 4-5 ярких и контрастных цветов (красный, желтый, синий, зеленый и тд)

- Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Какие узоры есть на этой матрёшке?

- Дети: шиповник, яблоко.

- Воспитатель: Верно. Семёновскую матрёшку украшает большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Для семёновской матрёшки характерны яркие цвета, в основном жёлтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом. Слайд № 8

Полховский Майдан - известнейший центр по изготовлению и росписи матрёшек, расположенный на юго-западе Нижегородской области. Голова у Полхов-Майданской матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрёшек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет. Узоры имеют названия: «шиповник», «большая роза» и другие. (Слайд 9)

Кроме того матрешки бывают авторскими, не похожими на какую-то роспись.

2. Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)

Воспитатель:

- Как вы думаете, из чего делают матрешку? (Ответы детей).

- Вы правы, матрешек делают из дерева (липа, береза, осина). А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!

(Воспитатель называет материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовывает прилагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, и бросает мяч назад).

Свистулька из глины – глиняная.

Мяч из резины – резиновый.

Матрёшка из дерева – деревянная.

Кубик из пластмассы – пластмассовый.

Игрушка из бумаги – бумажная.

Барабан из картона – картонный

Паровозик из железа – железный.

Шар из стекла – стеклянный.

Мишка из кожи – кожаный.

Игрушка из войлока-войлочная.

Барышня из соломы-соломенная.

- Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!

3. Задание «Посчитай от 1 до 10»

Воспитатель: - надо собрать матрешек из кусочков от 1 до 10

4. Физкультминутка

Воспитатель:

Мы весёлые матрёшки (вращение кистями рук)

Ладушки, ладушки (хлопки)

На ногах у нас сапожки (ноги на пятку)

Ладушки, ладушки. (хлопки)

Завязали мы платочки (завязывают платочки)

Ладушки, ладушки. (хлопки)

Раскраснелись наши щечки (похлопывание по щекам)

Ладушки, ладушки. (хлопки)

В сарафанах наших пёстрых (наклоны)

Ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сестры (повороты)

Ладушки, ладушки.

5. Задание «Найди пару матрешке»

(Карточки с изображением матрешек раскладываются по парам)

6. Задание «Собери слово с матрешками»

(Дети выстраивают матрешек по росту (на каждой буква)

1 ребенок выкладывает слово Игра

2 ребенок выкладывает слово Родина

3 ребенок выкладывает слово Россия

Молодцы ребята и с этим заданием Вы справились.

Воспитатель: Теперь представьте, что вы в мастерской, возьмите себе ваши матрешки (заготовки) и распишите ее по своему вкусу. Но прежде, чем мы будем рисовать, необходимо размять пальчики.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело –

Украшай матрешек смело.

(Дети украшают матрешек узорами).

Но прежде, чем мы будем рисовать, необходимо размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Мы – красавицы матрешки (разжимают кулаки, шевелят пальчиками)

Разноцветные одежки.

Раз – Матрена, два – Малаша (загибают пальцы)

Мила – три, четыре – Даша.

Маргарита – это пять.

А с Марией будет шесть

Нас нетрудно перечесть.

Воспитатель:. Я Вам предлагая расписать матрешек цветочными узорами. Мы будем украшать их росписью Полхов-Майдановской росписью, и это станет Вашей авторской работой. Сначала мы нарисуем черным восковым мелком контур цветка, а потом раскрасим его выбранным цветом.

Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь. По окончании работы проводится выставка рисунков.

- Воспитатель: Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке?

7. Рефлексия

Воспитатель: - Вот какая у нас получилась ярмарка!

- Что нового вы узнали о народной игрушке?

- Что большего всего понравилось на занятии?

- Что было трудно для вас?

- В награду за ваши старания матрешка принесла вам подарок (в большой матрешке лежат конфеты)

Конспект интегрированного НОД «Русская матрешка — символ России»
Фото «Русская матрешка — символ России»
Конспект интегрированного НОД - фото
Публикации по теме:

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России»Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Русская береза — символ России» НОД «Русская береза - символ России» подготовительная группа Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект непосредственно образовательной интегрированной деятельности «Наша русская матрешка» Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через представление о русской матрешке,.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУКонспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУ Конспект НОД «Русская матрешка» в средней группе ДОУ Цель: формировать интерес к матрешке, как символу русского народного искусства, народной.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка»Конспект занятия «Игры с игрушками моторного характера «Матрешка — русская игрушка» .

Конспект занятия по аппликации «Наша русская матрешка» в подготовительной группеКонспект занятия по аппликации «Наша русская матрешка» в подготовительной группе Тема: «Наша русская матрешка» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Цель: Формирование умения складывать матрешку.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект интегрированного НОД «Русская матрешка — символ России» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Абаджерова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект интегрированного НОД «Русская матрешка — символ России»
Опубликовано: 6 октября 2023 в 22:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД