Папки-передвижки

Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»

Татьяна Выборнова
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»

ТЕМА: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]»

(подготовительная группа ФФНР)

Цель: умение дифференцировать звуки [р] – [л].

Задачи:

- закреплять знания о механизме организации звуков, их акустических

особенностях;

- формировать отличительные особенности звуков;

- закреплять условно-рефлекторные связи на заменимый уклад [р] – [л];

Публикация «Конспект фронтального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Р] — [Л]“» размещена в разделах

- развивать навыки звукового анализа слова (подбор слов, содержащих данный звук, определение места звука в слове);

- развивать фонематический слух.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала, артикуляционные профили звуков [р], [л], запись ритмичной музыки «Оркестр», мячики для массажа рук, домики для картинок, разрезные картинки со звуками [р], [л], кубики с картинками, мешочек.

Ход занятия:

1. Пальчиковая гимнастика, массаж рук с помощью массажных мячиков.

2. Гимнастика на дыхание:

- вдох через рот, выдох через нос,

- вдох через рот, выдох через рот,

- вдох через рот, выдох через нос,

- вдох через нос, выдох через рот.

Организационный момент.

Сегодня у нас будет очень сложная работа, так как мы с вами будем учиться различать звуки [р] и [л].

1. Совместное проговаривание изолированных звуков, используя игровые моменты:

Игра: «Самолёт».

Цель: закрепление имеющихся знаний о звуках [р] – [л].

Логопед : «Ребята, сегодня к нам в гости прилетел самолет и зовет нас с собой в путешествие. А чтобы отправиться в путешествие, мы должны завести моторчик. Давайте все вместе заведём мотор самолё та: р-р-р-р-р…»

Дети: произносят р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора.

Логопед : «Завели мотор, и полетел самолёт высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л-л… Как гудит самолёт?»

Дети: л-л-л…

Логопед : правильно, молодцы!

2. Анализ артикуляционных укладов у зеркала. Анализ проводится в сравнительном плане, общие и различительные особенности звуков.

Логопед : Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [л]?

Дети: Когда мы произносим звук [л], наши губы улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка упирается в верхние зубы. Форма языка напоминает седло.

Логопед : А каково положение органов артикуляции при произнесении звука [р]?

Дети: При произнесении звука [р] наши губы улыбаются, зубы слегка разомкнуты, кончик языка касается бугорков за верхними зубами, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, форма языка напоминает ложечку.

Логопед : Что ещё мы можем сказать про эти звуки?

Дети: Эти звуки согласные, звонкие.

Логопед : Почему вы так считаете?

Дети: Их можно пропеть.

Логопед обобщает ответы детей.

3. Повторение звука «р», слогов, слов, чистоговорок.

Цель: различение звуков [р] – [л] в слогах и в словах.

Ра – ра – ра – высокая гора, Ар – ар – ар – кипит наш самовар,

Ро – ро – ро – новое ведро, Ор – ор – ор – подмету я двор,

Ру – ру – ру – скачет кенгуру, Ур – ур – ур – повесим абажур

Ры – ры – ры – Рома видит рыб. Ир – ир – ир – выпили кефир.

4. Повторение звука «л», слогов, слов, чистоговорок.

Цель: различение в слогах, словах и в чистоговорках звуков [р] – [л].

Ла – ла – ла – наша мила Мала Ал – ал – ал – наш малыш упал,

Ло – ло – ло – мы приехали в село, Ол – ол – ол – это я пришёл,

Лу – лу – лу – мы гуляли по селу Ул – ул – ул – наш малыш уснул,

Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.

5. Игра «Замени звук».

Цель: образование новых слов путем замены звуков [р] – [л].

Упражнение образования новых слов, путём замены звука [р]-[л] (слова – паронимы).

Логопед : ребята, я буду произносить слова, в которых вам необходимо заменить звук [Р] на [Л]. Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. Спрашивать детей по очереди.

Рак – лак бар – бал борт – болт

Ров – лов жир – жил стар – стал

Рот – лот пир – пил рожь – ложь

Рама – лама мир – мил город – голод

6. Игра «Волшебный мешочек».

Цель: различение звуков [р] – [л] с помощью называния картинок, восприятие слов на слух.

Логопед предлагает ребёнку достать из «волшебного мешочка» кубик. Назвать картинки, которые на нём наклеены, хорошо проговаривая каждый звук и определить его место в слове.

Физкультминутка.

Мы играем на гармошке. Наши ножки: топ – топ.

Громко хлопаем в ладошки. Наши ручки: хлоп – хлоп!

Головой слегка качаем. Вниз ладошки опускаем,

Руки к верху поднимаем. Отдыхаем, отдыхаем.

7. Игра «Найди свой домик».

Цель: восприятие звуков [р] – [л] на слух и зрительно с помощью картинок.

Дети делятся на две команды.

Логопед : ребята, вам нужно подобрать картинки в соответствии со звуком на домике и «заселить жильцов», располагая картинку в домике. Дети перечислите жильцов домика, чётко проговаривая заданный звук.

Итог занятия.

Логопед : ребята, вот и подошло к концу наше путешествие, вы все справились с заданиями, молодцы! Давайте вспомним, как гудит самолет, на котором мы путешествовали и заведем мотор.

Дети: гудят «л-л-л-л-л-л», завели мотор «р-р-р-р-р-р».

Публикации по теме:

План-конспект фронтального логопедического занятия «Звук [ы]» Тема занятия: «Звук «Ы». Цели: 1. Познакомить детей со звуком «Ы»; 2. Закрепить правильную артикуляцию звука «Ы»; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [И] и буква И» Тема занятия: «Звук и буква «И». Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке И; 2. Познакомить детей с буквой И; 3. Развитие фонематического.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

План-конспект фронтального логопедического занятия «Буква «П», звуки [П] и [П’]» Цели: 1. Закрепить знания детей о звуке «П»; 2. Познакомить детей со звуком «Пь»; 3. Познакомить детей с буквой П; 4. Развитие фонематического.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Выборнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект фронтального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]»
Опубликовано: 14 сентября 2020 в 21:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД