Папки-передвижки

Конспект НОД «Дружба народов — сила страны!» в подготовительной к школе группе

Ольга Пантюкова
Конспект НОД «Дружба народов — сила страны!» в подготовительной к школе группе

Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности

педагога с детьми подготовительной к школе группы

общеразвивающей направленности

образовательная область: познавательное развитие

на тему: «Дружба народов – сила страны.

Публикация «Конспект НОД „Дружба народов — сила страны!“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к людям разных национальностей, проживающих на территории России.

Задачи

Обучающие:

-углублять и расширять представления детей о людях разных национальностей, проживающих в России;

-обогащать и обобщать имеющиеся знания детей о национальных особенностях жителей России: о традициях, обычаях, праздниках, играх, кухне, национальных костюмах, сказках народов России;

- продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения;

Развивающие:

-развивать умение детей отвечать полным ответом на вопрос, развивать диалогическую речь;

-развивать умения рассуждать, анализировать, сопоставлять, делать выводы;

-развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России и их традициях;

- расширять кругозор и обогащать активный словарь детей;

Воспитательные:

- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Методы и приё мы:

игровые: игровая ситуация;

словесные: художественная литература (притча, беседа, объяснения;

наглядные: иллюстрации с изображениями по теме.

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, презентация «Многонациональная Россия», клубочек ниток, куклы в национальных костюмах, поднос, домики с флагами (3 шт., веники, карта России, трафареты людей в национальных костюмах.

Предварительная работа: беседа о России, о народах её населяющих; рассматривание карты мира, России; рассматривание предметных картинок с изображением национальных костюмов народов России; разучивание пословиц о дружбе и о Родине, пальчиковая гимнастика «народы России»; знакомство с народными промыслами, с бытом и традициями народов России; прослушивание песен разных народов; разгадывание загадок; организация мини-музея «Народы России»; дидактические игры - пазлы «Костюмы народов России», «Чей костюм?».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубочек волшебных ниток, поприветствовать друг друга. Каждый, кто получает волшебный клубок, наматывает нитку на свой палец, только не туго и 1 раз, чтобы не пережать пальчик.

Дети: действуют по показу воспитателя.

Воспитатель: Посмотрите, как мы все связаны одной нитью. (Воспитатель предлагает слегка ее натянуть, для того, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого.) Мы с вами – единое целое.

(Воспитатель просит детей снять нитку с пальцев, убирает клубочек)

На экране слайд № 2 с картой России.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: предполагаемые ответы детей

Воспитатель: Как называется наша страна?

Дети: индивидуальные ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно, это карта России. Обратите внимание, какую огромную площадь занимает наша страна. Что мы можем увидеть на карте?

Дети: индивидуальные ответы детей

Воспитатель: Молодцы, на карте мы видим реки, леса, озера, города. Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Ребята, как вы думаете, в нашей стране живут только русские?

Дети: предполагаемые ответы детей

Воспитатель: Конечно, нет. В нашей стране живут люди разных национальностей, они наши соседи. А кто такие соседи?

Дети: дети размышляют.

Воспитатель: Замечательно. А как должны вести себя соседи?

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно. А вы дружите со своими соседями? Ходите, друг к другу в гости?

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я расскажу вам одну притчу.

Воспитатель рассказывает притчу «Вавилонская башня».

Давным-давно люди на Земле говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что им жилось всё лучше и лучше. Возгордились от этого люди и решили оставить о себе память на все времена. Решили построить башню до самого неба. Выбрали высокую гору, и закипела работа. Башня строилась много лет. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город — Вавилон. И вот башня почти готова. Но вдруг среди людей появился сам Бог. Не понравилось ему желание людей добраться до неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня. И наслал он на землю великую бурю. Ветер унёс все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем Вавилоне люди перестали друг друга понимать. Никак не могли они договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она постепенно разрушилась. Все побросали работу, ходят и ищут: кто бы их смог понять? И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону — строить свои города.

Воспитатель вносит кукол на подносе.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам прибыли гости из разных уголков нашей необъятной Родины. Вы наверно уже догадались, откуда они приехали?

Дети: предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, к какой национальности принадлежит эта гостья? (про каждую куклу) Как вы догадались?

Дети: дети размышляют и делают выводы (По одежде и головным уборам)

Воспитатель: Ребята, что нужно сделать, чтобы они жили дружно и ходили, друг к другу в гости?

Дети: предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, познакомить наших гостей.

Воспитатель выставляет 3 домика. Дети делятся на 3 группы, каждая группа берет себе одну куклу. Рассматривают ее национальный костюм (сами на основе освоенного опыта). Начинается знакомство.

Воспитатель: Салам Алейкум! Говорят люди, живущие в республике Татарстан. А мы говорим - Здравствуйте! Это Айгуль (в переводе-лунный цветок, кто она по национальности?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб. Какие вы видите цвета, на флаге? (Воспитатель обращает внимание детей на флаг, который висит на домике) Слайд № 3

Дети: индивидуальные ответы детей (Зелёный, белый, красный)

Воспитатель: Совершенно верно. Ребята, посмотрите, на гербе изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается покровителем республики Татарстан и её народа.

Воспитатель обращает внимание на хозяйку дома. Ребята, что особенного в татарском национальном костюме?

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Вы очень внимательные. Женским национальным костюмом было платье КЮЛЬМЕК, понизу вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент, так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол, который расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером. На голове молодые девушки носили КАЛФАК. А взрослые женщины носили вот такой головной убор – ЯУЛЫК. Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой. Как назывался головной убор у мужчин? Слайд № 3, № 4

Дети: предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! На голове носили тюбетейку, которая тоже украшалась вышивкой. Татары трудолюбивый и энергичный народ. Ну, а кто много трудится, тот и хорошо отдыхает. У татарского народа весной есть праздник, что означает восточный новый год. Навруз Байрам – древнейший земледельческий праздник, праздник весеннего равноденствия. В Татарстане Навруз проходит, как праздник согласия и дружбы народов. В этот день люди ходят в гости друг к другу, угощаются самыми вкусными явствами. Существует поверье: если Новый год встретить, не веселясь, то весь год будет плохой. Слайд № 5

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называлось жилище татар?

Дети: Индивидуальные ответы детей

Воспитатель: Какие вы молодцы! Так как татарский народ занимался скотоводством и, чтобы животных кормить им приходилось постоянно путешествовать (кочевать) с одного пастбища на другое. Поэтому жилище у татарского народа было разборное и называлось оно ЮРТА. Каждый раз татары собирали заново свой дом, поэтому он состоял из палок. Даже мебель в ЮРТЕ была сборная. Шкаф, в котором хранилась посуда, был тоже сборный и собирался, как лего без единого гвоздя (слайд). Когда нужно было переезжать, то ребенка в колыбели привязывали ремнями к лошади и так перевозили для его безопасности. Слайд № 6

Воспитатель: Ребята, а что сейчас используют для перевозки детей.

Дети: ответы детей

Воспитатель: Молодцы! Какие вы знаете татарские национальные блюда?

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, молодцы. Одно из блюд татарского народа – это БИШБАРМАК. Кто знает, что это означает? Дети: предполагаемые ответы детей

Воспитатель: Это означает пять пальцев, поэтому и ели его пятью пальцами – руками. Готовили еду в большой чугунной кастрюле круглой формы, называлась она КАЗАН. Пили и ели из круглых глубоких чашек – ПИАЛА. Слайд № 7

Физкультминутка «Моя Россия».

Приезжай за моря и океаны, (дети «едут»)

Над всею Землё й пролети: (дети «летят»)

Есть на свете различные страны (разводят руки в стороны)

Но такой, как у нас, не найти (отрицательно качают головой)

Глубоки наши светлые воды (дети приседают)

Широка и привольна Земля (дети встают, руки в стороны)

И гремят, не смолкая, заводы, («стучат» руки перед собой)

И шумят, расцветая поля… (плавные взмахи руками, разведёнными в стороны).

Воспитатель: А чья это изба? Где же хозяйка? Это русская кукла, ее зовут Мария.

Дети, приглашают гостей в дом

Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об этом народе?

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, дом на Руси имел много названий - изба, хата, терем, хоромы. Слайд № 8

Воспитатель: Посмотрите, как выглядела русская изба снаружи?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, деревянные стены, а крыша была крытая соломой. Внутри избы на почетном месте стоит большая печь, на которой готовят еду, спят и топят избу. В русском доме обязательно присутствует красный угол с иконкой. Ребята, что особенного в русском национальном костюме? Слайд № 9, № 10

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Вы очень внимательные, у каждого народа в его национальном костюме есть свои оригинальные черты, детали, украшения, орнаменты, придающие яркость, красочность, самобытность каждой национальности. Например, у русских женщин узор на сарафане имел определенное значение: например, если на сарафане были вышиты кони, то значит у нее сыновья, а если птички - то дочки. Какие вы знаете русские национальные блюда?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Русские национальные блюда – это уха, щи, окрошка. Слайд № 11

Воспитатель: У каждого народа свои праздники. Какие русские народные праздники вы знаете?

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Молодцы. Масленица, Пасха и т. д. Слайд № 12,№ 13

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в избе лежат два веника - этот крепко связанный (показывает, а этот развязался и рассыпался (рассыпает прутики по полу). Возьмите по прутику. (Дети подходят, берут прутики.) Попробуйте сломать прутик. (Дети ломают.)

Воспитатель: Легко?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Конечно, совсем нетрудно! А вот эти же прутики, в единый веник связанные, кто сломает?

Дети пробуют сломать веник.

Воспитатель: Вот она - сила единства! Так и люди: по одному – легко победить, а если мы вместе – мы непобедимы!

Воспитатель (про куклу Армину) : А сейчас нас в гости приглашает Армина. А эта гостья откуда к нам приехала?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, из Армении. Жители Армении - армяне - доброжелательные и гостеприимные люди. В армянском доме гостю самое почетное место. Слайд № 14

Воспитатель: А сейчас обратите внимание на армянский национальный костюм. Слайды № 15- 18

Воспитатель: Расскажите о женском головном уборе армянок?

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: А полоски на шапочке, должны быть из какой ткани?

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, из легкой, белой ткани. А что носят мужчины - армяне?

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Колоз, папаху из меха. Ребята, головной убор и шапка, в частности, являлись олицетворением чести и достоинства армянского мужчины. Бросить его папаху на землю было равносильно его позору и бесчестью. Армянское национальное угощение – Гата. В середине Великого поста каждая семья печет Гату, где прячется монета. Вечером, после ужина, вся семья собирается за столом, и глава семьи режет праздничную Гату на количество всех членов семьи и обязательно домового. Кому выпадала монетка, тот становился счастливчиком года и считался хранителем удачи и очага! Слайд № 19

Воспитатель: Какие армянские народные праздники вы знаете? Слайд № 20

Дети: индивидуальные ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, вы очень много знаете про армянский народ! Ребята, наши гости говорят спасибо за то, что вы их познакомили между собой. Ребята, а что у наших гостей общего?

Дети: размышляют и делают вывод.

Воспитатель: Молодцы, действительно у них одна Родина - Россия. Все они соседи. Теперь в нашей группе будут стоять эти домики, давайте будем чаще играть с ними и пополнять наш гостеприимный дом новыми соседями. Слайд № 21

Гимнастика для глаз

Глазки видят все вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Воспитатель: Чтобы дружить, надо много знать друг о друге. А хорошо ли вы знаете своих соседей, сейчас проверим. Я буду называть государство, а вы национальность людей, живущих в нём и наоборот, я называть национальность, а вы государство. Готовы!

Дети: ответы детей.

Воспитатель: На Украине (украинцы)

Где живут грузины (в Грузии)

В Армении живут (армяне)

Как называют жителей Белоруссии (белорусы)

Азербайджанцы живут (В Азербайджане)

В России живут (русские, чукчи, мордва, чуваши.)

Какие же вы внимательные! Вы не только хорошо знаете своих друзей - соседей, но и знаете, что в нашей стране, кроме русских, живёт много людей других национальностей.

Воспитатель: Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового вы узнали? Что вам особенно запомнилось? Ваня? А тебе, Саша? Вам хочется кому-нибудь рассказать об этом? А кому ты расскажешь, Артем? А ты, Соня? Что вызвало у вас затруднения? Ангелина? А у тебя Ксюша?

Плавный вывод детей из деятельности

История учит нас: поодиночке, порознь не сделать того, что можно сделать вместе. Так и в жизни бывает. Один человек посадит дерево, а все вместе - сад. Дружба объединяет людей и народы. Давайте на карте нашей России выложим «хоровод дружбы».

(Дети наклеивают на карту людей разных национальностей, держащихся за руки. Места на карте заранее обозначены скотчем)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Богатырская наша сила». Конспект познавательной беседы в подготовительной группе«Богатырская наша сила». Конспект познавательной беседы в подготовительной группе Методические задачи: развивать у детей чувство патриотизма и любви к Родине; продолжать знакомить детей с былинами и сказаниями о подвигах.

Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы)Конспект беседы «День смеха у нас и у разных народов» (с детьми подготовительной к школе группы) Цель: расширить представления детей о международных праздниках разной направленности. Задачи: - обогащать первоначальные представления.

Конспект НОД по ФЭМП «По дорогам волшебной страны» в подготовительной группе Образовательные задачи: • Продолжать учить составлять число 10 из единиц • Познакомить с обозначением числа 10 • Закрепить навыки счёта.

Конспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект проведения комплексного занятия «Дружба народов» для детей старшего дошкольного возраста Задачи – Воспитывать у детей любовь и уважение к людям разных национальностей. Расширять знания об их жизни, обычаях. Развивать способность.

Конспект тематического мероприятия для детей подготовительной группы «В дружбе народов единство страны»Конспект тематического мероприятия для детей подготовительной группы «В дружбе народов единство страны» Цель: Приобщение детей к истории России Задачи: 1. Расширять представление о государственном празднике – Дне Народного Единства, истории.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Дружба — лучшее богатство»Краткосрочный познавательно-творческий проект в подготовительной к школе группе «Дружба — лучшее богатство» Пояснительная записка. Задачи проекта: развивать уверенность в себе и своих возможностях, коммуникативные навыки; развивать эмоциональную.

Коллективная лепка-аппликация в подготовительной группе «Дружба народов». ФотоотчетКоллективная лепка-аппликация в подготовительной группе «Дружба народов». Фотоотчет В преддверии праздника день Российского флага, мы с ребятами из подготовительной группы, выполнили групповую подделку. цель: -патриотическое.

Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии»Паспорт проекта по ознакомлению детей со сказками народов России в подготовительной к школе группе «Народные сказки Чувашии» Введение «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя.

Сценарий праздника «Фестиваль Дружба Народов» в подготовительной группе Сценарий праздника «Фестиваль Дружба Народов» Подготовительная группа. Дети выходят под музыку и поют песню (затем уходят на свои места).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Дружба народов — сила страны!» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 26 марта 2023 в 14:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Дружба народов — сила страны!» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Пантюкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД