МААМ-картинки

Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза

Инна Григорьева
Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза

Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.

Занятие 1.

Тема: Звуко-буквенный анализ и синтез слов.

Цель: Развитие фонематического анализа и синтеза, фонематического восприятия.

Публикация «Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза» размещена в разделах

Задачи: Вспомнить вместе с детьми гласные и согласные звуки, закрепить знания детей о звонких и глухих, твердых и мягких согласных; развивать фонематическое восприятие, учить дифференцировать согласные звуки, закрепить знания о парных согласных.

Оборудование: таблица «Алфавит», буквы для составления слов, индивидуальные карточки для работы (приложение 4).

Картинки: заяц, ежик, рюкзак, корова, вишня.

Ход занятия

Орг. момент.

Логопед приветствует детей. Логопед просит детей вспомнить, какие звуки относятся к гласным и согласным.

II. Основная часть

1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Сегодня буквы хотят пригласить вас в гости в страну Букв и Звуков. В этой стране живут Гласные и Согласные звуки. Гласные звуки живут в красных домиках, крыши домиков окрашены в красный - для гласных звуков первого ряда и розовый цвет — для йотированных гласных второго ряда. Согласных Звуки, живут в синих домиках, крыши домиков окрашены синий цвет — для твердых согласных – и зеленый – для мягких согласных. На дверках домиков согласных звуков есть колокольчики для звонких звуков и наушники — для глухих согласных звуков.

Иногда согласные и гласные собираются в улицы Слогов. Там они вместе играют, составляют слоги, затем несут слоги на площадь, где составляют из слогов слова. На площади Слов буквы узнают значения новых слов и припоминают значения уже известных. Около дворца Грамматики составляют из слов предложения, а потом целые сказки, рассказы и сочиняют стихи.

У стен города несут службу ударение и все знаки препинания. Все они следят за порядком в Городе Звуков и Букв. Итак, в путь!

2. Закрепление знаний о гласных звуках.

Логопед: Мы заглянули на улицу Гласных. Гласные очень пугливы. Они спрятались в свои домики.

Какие гласные должны стоять в словах? Запишите их в квадратиках (запись на карточках). Подумайте, какого цвета должны быть домики каждой гласной.

Д[]м к[]т кр[]н л[]с к[]т кр[]т

3. Развитие фонематического восприятия. Дифференциация гласных и согласных звуков.

Логопед: Гласные очень обрадовались тому, что вы хорошо справились с заданием. Они так распелись, что слышны только их голоса, а согласных звуков не слышно. Рассмотрите картинки и отгадайте по голосам гласных названия предметов. Запишите их.

Логопед: называет только гласные, дети отгадывают слова с опорой на картинки.

Картинки: заяц (а-я, ежик (е-и, рюкзак (ю-а, корова (о-о-а, вишня (и-я).4. Закрепление знания о парных согласных.

Логопед: Погостив немного у гласных, пойдем в гости к Согласным Звукам. Зайдем в гости парным согласным. Назовите все пары согласных по звонкости и глухости. А какие пары могут образовывать согласные по мягкости и твердости?

Парные согласные приготовили вам игру. «Правильные» слова – вставьте верно парные согласные (запись на карточках, припомнив правило о правописании парных согласных на конце и в корне слов.

Индивидуальные карточки:

1 вариант: водопа_, ло_ка, тетра_ь, голу_ь, морко_ь

2 вариант: шокола_, моро_, бере_, самока_, лоша_ь

4. Физминутка.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж уснул.

Встали пальчики — Ура

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием Ура! Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

5. Работа по развитию буквенного синтеза на уровне слов.

Логопед: Мы очутились на улице Слов. Но что мы видим? Слово рассыполось! Соберите из букв ключевое слово, а потом из букв этого слова составьте как можно больше новых слов.

Буквы: Т. Е. Л. Е. В. И. З. О. Р.

III. Итог занятия

Логопед: Гласные и согласные очень довольны нашим путешествием. Они рады вашим хорошим знаниям звуков. Проводить вас вышли все жители страны Звуков и Букв. Сколько их? Давайте припомним и назовем все имена жителей. (Называют по памяти или с опорой на алфавит.)

Занятие 2.

Тема: Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов.

Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;

Задачи: учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки; закреплять знания о гласных и согласных звуках; развивать логическое мышление.

Оборудование: Картинки: кот, утка, заяц, ящерица; предметная картинка с изображением Кузи (приложение 5).

Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.

Ход занятия

Орг. момент

6. Развитие логического мышления.

Логопед: Ребята, послушайте загадки и отгадайте их. Запишите отгадки. Далее, вы из первых звуков отгаданного слова вы должны записать цепочку и отгадать загаданное слово.

Загадки:

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе, орешки я грызу

(белка)

Тихо не спеша ползу,

Домик на себе несу.

(улитка)

Мягкие лапки, а в лапках цап-царапки.

(кошка)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный

(волк)

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый

Он летает на охоту

За лягушками к болоту

(аист)

Цепочка: БУКВА

Запись отгаданного слова на доске.

Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.

II. Основная часть

7. Знакомство с героем занятия.

Логопед: Отгадайте имя героя, который придет к нам на занятие по первым буквам слов – названий картинок. Почему количество звуков и букв в имени Кузя различно?

Картинки: кот, утка, заяц, ящерица. (Кузя)

1. Закрепление знания о гласных звуках

Логопед: Кузя перепутал нам слова, ему очень нравятся гласные звуки, и он решил забрать их себе. Посмотрите, что из этого получилось! Таких слов не бывает, поможем Кузе вернуть гласные буквы А, О, У, И в слова.

БРБН-… КН-… ЛТ-… ЛН-…

МШК-… БЗР-… РССД-… БРН-…

ГРД-… ВД.. НТК-… СХР-…

Ребята, запишите, что у вас получилось.

8. Дифференциация звуков и букв в словах.

Логопед: Молодцы! Вы хорошо умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Кузя хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в ее названии.

Образец: кошка – 5 букв, 5 звуков. Заяц 4 буквы, 5 звуков. Конь – 4 буквы, 3 звука.

Картинки: туча, ящик, еж, юбка, пень, морковь.

Работа со словами-перевертышами.

Логопед: Кузя нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево.

Запишите слова, которые у вас

получились.

Казак, кот, мот, топот, мир, луг, хорош, зов.

Физминутка.

«Засолка капусты».

Мы капусту рубим, рубим, (Резкие движения кистями рук вверх и вниз).

Мы морковку трём, трём, (Пальцы рук сжаты в кулаки, движение кулаков к себе и от себя).

Мы капусту солим, солим, (Движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмём, жмём. (Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки

9. Развитие буквенного синтеза

Логопед: Кузе нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные слова» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы в словах так, чтобы получились новые слова. Назовите и запишите составленные слова.

Слова: стекло, моряк, картон.

Логопед: Из какого слова у вас получилось наибольшее количество слов? Какие это слова?

10. Работа по преобразованию слов.

Логопед: Кузя так увлекся, что не заметил, как прошло время занятия и пришла пора прощаться. Он предлагает последнюю игру. Прочитайте слова и добавьте к нему первую букву, чтобы получилось новое слово.

Оса, утка, усы, ужи, исток, лад, роза.

III. Итог занятия

Логопед: Назовите образованные слова и, выбрав любую пару из них, определите количество букв и звуков в ней.

Занятие 3.

Тема: Слог. Дифференциация одно-, двух-, трехсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза.

Цель: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах;

Задачи: закреплять знания учащихся о слоге, о слогообразующей роли гласной; развивать словарный запас детей по теме «Животные»; закреплять навыки словообразования; научить дифференцировать, двух- трехсложные слова; развивать графомоторные функции, слуховое и зрительное восприятие, внимание и мышление.

Оборудование: картинки каждому ребенку для обозначения открытых и закрытых слогов (замок); индивидуальные карточки (приложение 6).

Ход занятия

Орг. момент

1. Закрепление знания о закрытых и открытых слогах.

Логопед: Рассмотрите карточки и скажите, что это такое? Поднимите нужный символ на услышанный слог.

Слоги: оп, ву, ки, пы,, ол, гур, ан, ус, кар, ор, А, маш, а.

Развитие зрительного восприятия и мышления.

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, что здесь лишнее.

Картинка: медведь, заяц, лиса, волк, белка, бабочка. (лишняя бабочка, т. к. это насекомое).

Логопед: формулирует тему и пишет ее на доске

II. Основная часть

11. Развитие словаря.

Логопед: Представьте, что вы пришли в зоопарк и там вы увидели животных, но в надписях обозначающих, что это за животное пропущен слог, вставьте его и запишите себе в тетрадь. Картинки животных с надписями;

Мед_дь, жи_ф, _бе-зья-на, ко_ла, кен_ру, зеб_.

Ди

Логопед: Ребята, посмотрите карточки и запишите в таблицу названия животных, в соответствующие столбики по количеству слогов.

1 2 3

Речевой материал: тигр, жираф, зебра, коала, крокодил, кенгуру, слон, лиса, заяц, волк.

2. Работа по словообразованию

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови ласково»

Речевой материал: заяц, белка, лиса, обезьяна, слон.

Запишите получившиеся слова.

12. Физминутка.

Сам, сам, самолет (два хлопка, руки в стороны,

Тут и там самолет (два хлопка, руки в стороны).

Летит самолет близко, далеко (руки к груди, руки в стороны, руки вперед,

Летит самолет низко, высоко (руки в стороны, присесть, встать, руки вверх).

Логопед: Послушайте слова и, если слово состоит из одного слога – хлопните в ладоши один раз, если слово состоит из двух слогов – хлопните в ладоши два раза, если слово из трех слогов — хлопните в ладоши три раза.

Слова: дом, ручка, ворона, стол, парта, молоко, рюкзак, барабан, заяц.

Логопед: Молодцы! Вы справились с заданием, следующее задание подберите слова к заданным схемам. (Работа по вариантам).

III. Итог занятия.

Логопед: Ребята, назовите из подобранных слов такие, в которых два слога, один слог, три слога. Запишите слова в тетрадь.

Комплекс занятий по профилактике дисграфии, обусловленной нарушениями зрительного восприятия и пространственных представлений.

Публикации по теме:

Игры по профилактике дисграфии у старших дошкольниковИгры по профилактике дисграфии у старших дошкольников Игротека для дошкольников. Авторские игры учителя – логопеда Гончаренко О. Н. Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Формирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтезаФормирование у детей представлений о структурных единицах языковой системы и навыков языкового анализа и синтеза Метод моделирования - как инновационный подход в работе по формированию у детей представлений о структурных единицах языковой системы и.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

Развитие творческих способностей детей посредством синтеза искусствРазвитие творческих способностей детей посредством синтеза искусств Музыкальное воспитание и изобразительная деятельность являются частью эстетического воспитания и не могут рассматриваться отдельно. Ребенок.

Пособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза словПособие по формированию навыка звукового и слогового анализа и синтеза слов Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Библиотека изображений:

Публикация Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Инна Григорьева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Комплекс занятий по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза
Опубликовано: 22 мая 2023 в 11:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД