Получи документы

Классификация нарушений психологического здоровья

тютикова виктория
Классификация нарушений психологического здоровья

Внутриличностные конфликты по-разному проявляются внешне в

зависимости от стиля поведения ребенка в конфликте.

А. Бодалев и В. Столин выделяют два основных деструктивных

стиля поведения в конфликте: ассимилятивный и аккомодативный.

При ассимилятивном стиле поведения ребенок стремится

приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим

желаниям и возможностям. Неконструктивность его поведения

проявляется в ригидности, в результате чего ребенок пытается

полностью соответствовать желаниям окружающих.

При аккомодативном поведении ребенок, наоборот, активно

использует наступательную позицию, стремится подчинить

Публикация «Классификация нарушений психологического здоровья» размещена в разделах

окружение своим потребностям. Неконструктивность такой позиции

заключается в негибкости поведения, в преобладании

экстернального локуса контроля, недостаточной критичности.

От чего зависит выбор ребенка? По мнению Л. Крейслера, «пара

«активность—пассивность» появляется на сцене уже в первый

период жизни», то есть уже младенцы проявляют либо активное,

либо пассивное поведение.

Можно предположить, что склонность ребенка к активным или

пассивным способам поведения во многом определяется

особенностями его темперамента, закрепляемыми, естественно,

условиями развития.

Конечно, ребенок может в разных ситуациях использовать и тот, и

другой стиль. Поэтому можно говорить лишь о преобладающем

стиле поведения для конкретного ребенка. Но условное отнесение

поведения в конфликте к ассимилятивному или аккомодативному

удобно, поскольку дает возможность выйти на поведенческие

проявления внутреннего конфликта.

Кроме того, беря за основу стиль поведения в конфликте, можно

составить классификацию нарушений психологического здоровья

старших дошкольников и младших школьников.

Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья

подробно.

ЗАЩИТНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

Если следствием резонанса проблем развития в младенчестве и

актуальной тревожности родителей является закрепление у ребенка

страха перед окружающим миром, то при наличии активной позиции

(преобладании ассимиляции, в поведении ребенка отчетливо

проявится защитная агрессивность.

Прежде всего стоит отметить, что агрессия традиционно

рассматривается как состояние, поведение или черта личности.

Агрессивное поведение присуще всем людям и является

необходимым условием жизнедеятельности.

В некоторые возрастные периоды — раннем и подростковом

возрасте — агрессивные действия считаются не только

нормальными, но и в определенной степени необходимыми для

становления самостоятельности, автономности. Полное отсутствие

агрессивности в эти периоды может быть следствием тех или иных

нарушений развития, например вытеснения агрессивности или

формирования реактивных образований. Агрессивность,

необходимую для развития ребенка, принято называть нормативной.

Ненормативная агрессивность, то есть склонность к частому

проявлению агрессивного поведения, как черта личности

формируется по разным причинам.

Защитной назовем агрессивность, основной причиной которой

является нарушение развития в младенческом возрасте,

закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция

агрессии в этом случае — защита от внешнего мира, который

представляется ребенку небезопасным. Поэтому у таких детей в той

или иной форме присутствует страх смерти, который они, как

правило, отрицают.

Приведем поведенческие проявления защитной агрессивности

ребенка:

— часто конфликтует, дерется;

— громко говорит;

— на занятиях и уроках выкрикивает;

— может проявлять обостренную тенденцию к

лидерству.

Защитную агрессивность следует отличать от агрессивности,

вызванной гиперактивностью. В последнем случае у ребенка также

бывает нарушено внимание, он постоянно отвлекается.

СТРАХИ

Если же у ребенка преобладают пассивные формы реагирования на

окружающую действительность (аккомодативное поведение в

конфликте, то у него возникают различные страхи.

Маскировочную функцию детских страхов подробно описывает Р.

Мэй. Он полагает, что иррациональный и непредсказуемый характер

детских страхов можно объяснить, если допустить, что многие из

так называемых страхов представляют собой скрытую тревогу.

Становится понятным, почему снятие одного страха может привести

к появлению другого: устранение объекта не ведет за собой

устранения причины тревоги.

Как мы уже говорили, усугублению ситуации содействует наличие у

самих родителей повышенного уровня тревоги и страхов. Более

всего подвержены влиянию родительских страхов дети, находящиеся

с ними в симбиотических отношениях (в полной эмоциональной

слитности). В этом случае ребенок играет роль «эмоционального

костыля матери», то есть помогает ей компенсировать ее

собственные внутренние конфликты. Симбиотические отношения,

как правило, достаточно устойчивы и могут сохраняться, когда

ребенок вырастет.

Приведем характеристику детей со страхами:

— заявляют о большом количестве источников страха;

— многие страхи имеют постоянный характер;

— реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых

они возникают;

— у ребенка отсутствует возможность для преодоления

и ослабления страха;

— страх наносит ущерб качеству жизни.

ДЕСТРУКТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

Если у ребенка в раннем возрасте отсутствует автономность,

способность к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в

активном варианте у него появляется деструктивная агрессивность.

Как известно, в раннем возрасте агрессивные действия являются для

ребенка не просто нормальной, но особенно важной формой

активности, являющейся предпосылкой его последующей успешной

социализации.

Агрессивные действия ребенка — это сообщение о своих

потребностях, заявление о себе, установление своего места в мире.

Однако сложность состоит в том, что первые агрессивные действия

направляются на мать и близких людей, которые нередко из самых

лучших побуждений не допускают их проявления. И если ребенок

столкнется с неодобрением проявлений своего гнева, он будет делать

все, чтобы избежать проявления гнева открыто. В этом случае

невыраженная эмоция, как пишет В. Оклендер, остается внутри

ребенка, мешая здоровому росту. Ребенок привыкает жить,

систематически подавляя свои эмоции. При этом его собственное

«Я» может стать настолько слабым и диффузным, что ему будет

требоваться постоянное подтверждение собственного

существования.

Однако дети с активным стилем поведения находят способы

проявления агрессии — косвенные — с тем, чтобы все-таки заявить

о своей силе и индивидуальности. Это могут быть насмешки над

окружающими, побуждение к агрессивным действиям других,

воровство или внезапные вспышки ярости на фоне общего хорошего

поведения. Основная функция агрессии здесь — это стремление

заявить о своих желаниях, потребностях, выйти из-под опеки

социального окружения. А основная форма — разрушение, что

позволяет назвать такую агрессивность деструктивной.

Поведенческие признаки детей с деструктивной агрессивностью:

— испытывают стремление к употреблению слов

анальной проблематики («туалетных»);

— присутствует стремление ломать (рвать, резать);

— склонны к проявлению косвенной агрессии

(например, ябедничают или действуют исподтишка);

— проявляют радость при разрушении чего-либо

(например, при виде бьющейся посуды);

— в общепринятом смысле почти неагрессивны (редко

дерутся);

— в ситуациях проверки знаний проявляют

неуверенность, сверхконтроль.

СОЦИАЛЬНЫЕ СТРАХИ

Если у ребенка отсутствует автономность, способность к

самостоятельным выборам, суждениям, оценкам, то в пассивном

варианте у него возникают различные социальные страхи: он боится

не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения,

становится неуверенным.

И это понятно. Дети с пассивным стилем поведения в конфликте не

имеют возможности проявить чувство гнева. Чтобы защититься от

него, они отрицают даже наличие у себя этого чувства. Но таким

образом они как бы отрицают часть самих себя. Дети становятся

робкими, осторожными, угождают окружающим, чтобы услышать

слова поощрения. Более того, у малышей пропадает способность

различать истинные мотивы своего поведения. В некоторых случаях

исчезает сама возможность хотеть чего-либо, действовать по

собственному желанию.

Поведенческие признаки детей с социальными страхами:

— стремятся соответствовать установленным нормам,

образцам поведения, готовы жертвовать своими

интересами;

— очень стремятся к поощрениям;

— при выполнении учебных заданий часто задают

вопросы типа «А можно так?», «А как надо?», «А это —

правильно?»;

— творческие или незнакомые задания выполняют хуже,

чем задания по образцу или хорошо знакомые;

— присутствует страх ошибок (в частности, сильно

беспокоятся на контрольных);

— не способны к агрессивным действиям;

— могут появляться расстройства речи (запинки);

— имеют развитое чувство долга, ответственности;

— обладают высокой эмоциональной

чувствительностью;

— все эмоции переживают внутри;

— остро реагируют на неуспех;

— имеют склонность к психосоматическому

реагированию (заболевают в эмоционально

напряженных ситуациях);

— на уроках в значимых ситуациях могут действовать

хаотично, испытывать трудности в планировании своих

действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

ДЕМОНСТРАТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

Как мы уже говорили, в дошкольном возрасте для благополучного

развития ребенка особенно важны стабильные внутрисемейные

отношения. Конфликты супругов, развод или уход из жизни одного

из родителей могут привести к депривации потребностей в

безопасности, в любви и принятии.

Дети с активным стилем реагирования могут использовать

различные способы получения негативного внимания. Иногда для

этого они прибегают к агрессивным действиям. Но цель их, в

отличие от уже описанных нами вариантов, — не защита от

окружающего мира и не причинение вреда кому-то, а привлечение

внимания к себе. Поэтому такую агрессивность можно назвать

демонстративной.

Иногда дети привлекают к себе внимание и без агрессивности. Это

может быть стремление нарядно одеться, ответить первым у доски

или даже использовать такие социально неодобряемые действия, как

воровство и лживость.

Поведенческие признаки детей с демонстративной агрессивностью:

— стараются привлечь к себе внимание социально

неодобряемыми способами;

— проявляют преимущественно вербальную агрессию;

— могут прибегать к лживости или воровству;

— проявляют большое внимание к своей одежде,

внешнему виду (девочки).

ЗАМКНУТОСТЬ

В этой же ситуации дети с пассивным стилем поведения в конфликте

действуют противоположным способом. Они замыкаются в себе,

отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

При внимательном наблюдении за ними можно заметить

существенные изменения в их поведении. Родители обращаются за

помощью к психологу только в том случае, если у ребенка возникает

уже те или иные невротические или психосоматические проявления

или ухудшается успеваемость в школе.

Поведенческие признаки замкнутых детей:

— на занятиях или уроках мечтают о чем-то, часто не

слышат вопросов взрослых;

— снижено внимание;

— в поведении отсутствует спонтанность, живость;

— невелико количество контактов со сверстниками.

Публикации по теме:

Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов»Опыт работы «Создание психологического комфорта в ДОУ для педагогов» Уважаемые коллеги! Продолжаем разговор о технологии тимбилдинга. В ФГОС ДО основным вопросом является вопрос психологического комфорта.

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Календарный план недели «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению» в средней группе Тема недели: «Дома бывают разные. Классификация зданий по назначению"ПонедельникУтроУтренняя гимнастика Д/и «Найди что я назову»,Пальчиковая.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур»Конспект занятия по математике в старшей группе «Классификация геометрических фигур» Цель: обобщение полученных ранее знаний о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: Дать представление о глубине; Закрепить знания.

Консультация для педагогов ДОУ «Классификация народных игр» Русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классификация нарушений психологического здоровья
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 06:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД