МААМ-картинки

Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Юлия Плужникова
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Плужникова Юлия Владимировна

учитель - логопед

МАДОУ детский сад № 11 "Звёздочка"

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Основная цель кинезиологии : развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности. Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система упражнений и игр помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и исправлять недостатки речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.

Публикация «Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

Кинезиологические приёмы, которые можно использовать в логопедической практике:

• артикуляционные упражнения;

• дыхательные упражнения;

• упражнения на звукоразличение (восприятие и дифференциация звуков);

• сопряженная гимнастика (одновременная работа мелкой моторики пальцев рук и артикуляционных органов);

• упражнения, направленные на развитие общей и мелкой моторики.

Этапы реализации и содержание работы по использованию кинезиологических упражнений в логопедической практике:

1. Сначала воспитатели с воспитанниками разучивают кинезиологические упражнения, отрабатывая технику.

2. Затем, преследуя задачи развития речи, учитель-логопед:

• добавляет к этим упражнениям речевое сопровождение;

• подключает движение языка к движениям рук;

• сочетает дыхательные и двигательные упражнения;

• дополняет растяжки, двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).

Усовершенствованные упражнения нужно прорабатывать постепенно: вначале дети выполняют их пассивно, с помощью логопеда (индивидуально, а по мере усвоения – самостоятельно (индивидуально или в группе).

Важно отметить, что последовательное соединение кинезиологических упражнений с приёмами и методами логопедического воздействия, переходит в один игровой приём. В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга

Использование кинезиологических упражнений влияет не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, а также позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию и коррекции проблем в развитии речи ребёнка, повысить речевую активность, облегчить процесс чтения и письма. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка:

• звукопроизношение (подготовить органы артикуляции к постановке звуков, формировать правильное речевое дыхание, автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях);

• фонематические процессы (нормализовать темп и ритм речи, умение различать звуки, определять их количество и последовательность звуков в слове);

• лексико-грамматический строй речи (обогащать словарный запас, формировать навыки словоизменения, словообразования).

Применение кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:

• подготовить органы артикуляции к постановке звуков;

• формировать правильное речевое дыхание;

• автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Использование кинезиологических упражнений в деятельности учителя- логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. На фоне комплексной коррекционной помощи кинезиологические упражнения, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Кинезиологические упражнения можно использовать в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи. Мы составили комплексы кинезиологических упражнений, используемых в логопедической работе:

• по коррекции нарушений звукопроизношения

• по коррекции нарушений фонематического слуха

• по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи

Постановка звуков, дыхания, голоса – первый этап формирования произносительных навыков у детей с нарушениями речи. На данном этапе активно применяем кинезиологические упражнения по развитию дыхания, артикуляционной моторики. За этапом произносительных умений следует этап автоматизации, превращения умений в прочные навыки, что достигается в результате кинезиологических упражнений и речевой практики. Выполняя движения кинезиологических упражнений, дети произносят поставленный звук изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, стихах и потешках. Применение, данных кинезиологических упражнений в логопедической работе по коррекции нарушений звукопроизношения у ребёнка, позволят:

• подготовить органы артикуляции к постановке звуков;

• формировать правильное речевое дыхание;

• автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Упражнения для развития мелкой моторики

“Колечко ”

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

“Кулак – ребро - ладонь”

На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

“Лезгинка ”

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз.

Упражнение «Змейка»

Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет педагог. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Упражнения на дыхание позволяют развить ритмику организма, самоконтроль и произвольность.

1. Ныряльщик. Встать, сделать глубокий вдох, задержать дыхание и закрыть нос пальцами. присесть, как будто нырнуть в воду.

2. Кулачки. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большие пальцы. На выдохе- сжать кулак с усилением. Затем ослабить усиление, сделать выдох.

Публикации по теме:

Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам»Логопедические игры для коррекции речевого развития «Дарим жизнь старым кассетам» В своей работе логопеды часто используют разного рода предметы. Для того чтобы занятие сделать более интересным, насыщенным, я использую.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаИгры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возрастаРечь невозможна без речевого дыхания. Дыхание.

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Консультация для воспитателей «Нормативы речевого развития детей дошкольного возраста» Первая младшая группа. Словарь: Период от 2 до 3 лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем,.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 29 декабря 2021 в 20:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Кинезиология как метод коррекции недостатков речевого развития у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Плужникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.

10 июня. День летней безопасности. «Безопасность на воде». Передвижка для родителей

У малышей обычно отсутствует природный страх перед водой. Дети не способны адекватно оценить уровень угрозы, а значит, основная задача по обеспечению их безопасности на воде ложится на родителей.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД