Лучший педагог года

Картотека заданий по автоматизации звука [C]

Надежда Останина
Картотека заданий по автоматизации звука [C]

Картотека заданий по автоматизации звука С

Данное пособие предназначено учителям-логопедам и воспитателям дошкольных групп детского сада и решает следующие задачи :

1. Развитие фонематического слуха у детей.

2. Автоматизация поставленного звука С.

3. Умение образовывать новые формы слов со звуком С.

4. Развивать связную речь детей.

Работа над автоматизацией звука С начинается с артикуляционной гимнастики, где ребенок по 4-5 раз выполняет упражнения для подготовки речевого аппарата к постановке звука С.

Публикация «Картотека заданий по автоматизации звука [C]» размещена в разделах

На одном занятии отрабатывается одна карточка.

Сначала работаем над словами, где звук С находится в первой позиции, затем – в конце, а после – в середине слова.

Как только ребенок начинает уверенно выполнять задание первой карточки, переходим к заданиям второй карточки. И так, постепенно усложняя задания, переходим к последним карточкам, когда ребенку нужно воспроизвести текст с большим количеством слов с буквой С. При воспроизведении текста рекомендую пользоваться опорными схемами для пересказа или мнемотаблицами, составленными вместе с ребенком.

Карточка 1

1.«Поймай звук [с]» (хлопни в ладоши, если услышишь звук [с]) :

С, п, м, с; са, ма, ва, су; ас, ам, ус, оп; Саня, Соня, дом, коса, вода, молоко, лес, колесо.

2. Повторяй слоги в ритмической последовательности:

Са-са – са-са-са

Са-са – са-са – са-са

Са-са-са – са-са-са – са-са-са

Са-са-са –са-са

3. Запомни и повтори цепочку слов:

Сад – сани – сапоги

Сани – сапоги – сад

Сапоги – сад – сани

4. Проговаривай предложения:

У Сани сад. Саня идет в сад. Саня поливает сад. Саня в саду.

Карточка 2

1. Повтори слоги и слова:

Са-са-са – сапоги, салат, сосна

Со-со-со – сок, солнце, колесо

Сы-сы-сы – сын, сытый, усы

Су-су-су – суп, сушки, несу

2. Запомни и повтори слоги и слова:

Са-со-су-сы сом – сок – осы

Со-су-сы-са сук – суп – коса

Су-сы-са-со сын – сумка – колесо

3. Проговаривай чистоговорки:

Са-са-са - у Сони светлая коса

Сы-сы-сы - у деда длинные усы

Со-со-со - отвалились колесо

Су-су-су - в лесу видели лису

4. Проговаривай скороговорку сначала в медленном темпе, потом ускоряясь:

У маленькой Сани сани едут сами.

Карточка 3

1. Повторяй слова: Оса, коса, сундук, лиса,

сода, носок, сумка, песок,

касса, посуда, бусы, усы,

стол, сом, косы, весы.

2. Проговаривай чистоговорки:

Са-са-са – у Сани лиса

Сы-сы-сы – у Сани нет лисы

Со-со-со – лиса купила колесо

Су-су-су – Саня видит лису

Сой-сой-сой – подружились мы с лисой

3. «Назови ласково»

Лиса – лисонька, лисичка

Собака –

Стакан –

Сумка –

Колбаса –

Карточка 4

1. Проговаривай чистоговорки:

Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!

Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?

Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.

Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.

2. Запомни и повтори цепочку слов6

Песок – посуда – сундук

Сундук – песок – посуда

Посуда – сундук – песок

3. Проговаривание предложений:

У Сони сок. Соня пьет сок. У Сони сумка. В сумке у Сони посуда.

4. «Считай до 10-ти» (сом, сумка)

Карточка 5

1. Проговаривай слоги:

Са-са – са-са-са ас-ас-ас

Со-со – со-со-со ос-ос-ос

Су-су – су-су-су ус-ус-ус

Сы-сы – сы- сы- сы ыс-ыс-ыс

2. Проговаривай слова: Самолет, сачок, лиса, самокат, лесок, оса,

самосвал, утес, укус,

сабля, сад, нос и ус.

3. Проговаривай чистоговорки:

Са-са-са – вот летит оса

Ас-ас-ас – мы пили квас

Со-со-со – у Сани колесо

Ос-ос-ос – у Сони пес

Су-су-су – мы видели лису

Ус-ус-ус – на ноге укус

Сы-сы-сы - у сома усы

Ис-ис-ис – в лесу много лис

Карточка 6

1. Проговаривай слоги и слова:

Ас-ас-ас – квас

Ос-ос-ос – нос

Ус-ус-ус – фокус

Ос-ос-ос – кокос

Ыс-ыс-ыс – кумыс

2. Запомни и повтори цепочку слогов и слов:

Ас-ос-ус-ыс кактус – автобус – ананас - квас

Ос-ус-ыс-ас автобус – квас – кактус - ананас

Ус-ыс-ас-ос ананас – кактус – квас – насос

3. Проговаривай словосочетания:

Высокая сосна. Садовая скамейка. Стальной насос. Скользкий спуск. Сосульки свисают. Смелый спасатель. Опасный спуск. Автобусная остановка. Сосновый лес. Состав слова. Способный студент. Вкусные сосиски. Солист ансамбля. Пустая посуда

Карточка 7

1. Проговаривай слоги и слова:

Ста-ста-ста – стакан, станок, стадо, стадион, капуста, паста, невеста

Сто-сто-сто – место, тесто, пусто, густо, стол

Сту-сту-сту – стул, стук, ступенька, пастух

Сты-сты-сты – хвосты, мосты, кусты, аисты

2. Запомни и повтори цепочку слогов:

Ста-сто-сту-сты сту-сты-ста-сто

Сто-сту-сты-ста сты-ста-сто-сту

3. Послушай слова. В каждом из них замени первый звук на звук С. Четко произнеси получившиеся слова.

Дом (сом). Лук (сук). Танки (санки). Бок (сок). Ком (сом). Жук (сук). Фон (сон). Лайка (сайка). Банки — (санки).

4. Назови слово, в котором нет звука [с] :

Слон, собака, лиса, белка.

Стул, стол, скамейка, диван.

Миска, сковородка, тарелка, стакан.

Карточка 8

1. Проговаривай слоги и слова:

Аст-аст-аст – наст

Ост-ост-ост – хвост

Ост-ост-ост – мост

Уст-уст-уст – куст

2. Запомни и повтори цепочку слов:

Аист – мост – хвост – куст

Куст – аист – хвост – мост

3. Проговаривай предложения:

В саду стоит аист. Под кустом стоит петух. Петух поднимает хвост. За садом высокий мост.

4. Закончи предложения словами со звуком С.

У Сони есть. (косы, бусы, косынка, собака).

На суку сидит. (сойка, сова, оса, соловей).

В саду стоит. (сосна, скамейка, Соня, собака).

На столе много. (салфеток, посуды, салатов, мисок, сосисок).

В сумке у Сони. (капуста, ананас, компас, поднос, носки).

Карточка 9

1. Проговаривай слоги и слова:

Сва-сва-сва – свалка, сваливать, свадьба

Спа-спа-спа – спать, спальня

Ска-ска-ска – скакать, скачет, скалка, скала

2. Послушай предложения. Представь, что объектов не один, а два. Составь и проговори новые предложения, выделяя звук С.

Например: Одна собака ест из миски. Две собаки едят из мисок.

Один стакан стоит на подносе.

Один автобус остановился у моста.

Один самолет летит над лесом.

Одна лиса испугалась собаки.

Один артист спел песню.

Одна сосна растет у моста.

Карточка 10

1. Повтори цепочку слогов:

Ска-ско-ску-скы аск-оск-уск-ыск

Ско-ску-скы-ска оск-уск-ыск-аск

2. Проговаривай слова:

Каска, киска, миска, маска, скакать, иск, писк, поиск, киоск, воск, пуск, спуск.

3. Договаривай чистоговорки:

Ста-ста-ста - спит собака у. (куста).

Сок-сок-сок - кекса вкусного. (кусок).

Сос-сос-сос - пыль попала в. (пылесос).

4. Проговаривай скороговорку:

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски:

Сыта киска – пуста миска.

5. «Считай до 10-ти»(маска, ананас)

Карточка 11

1. Повтори цепочку слогов и слов:

Спа-спо-спу-спы асп-осп-усп-ысп

Спо-спу-спы-спа осп-усп-ысп-асп

Спать – спутать – спутник – спой

Спой – спутник – спутать – спать

2. Проговаривай рифмовки:

Сом Самсон видит сотый сон.

А у Сони и у Сани в банке сомики с усами.

Этот сом, этот сом спит спокойно под мостом.

Под откосом, под мостом, обитал усатый сом.

3. Проговаривай стихотворение, выдели слова со звуком С.

А в лесу темным-темно,

И все спят в лесу давно,

Но сова одна не спит,

На сосне сова сидит.

Свысока на лес глядит,

Карточка 12

1. Проговаривай рифмовки:

• Эй, не стойте близко-близко, я собака, а не киска!

• А у нас, а у нас в сумке вкусный ананас.

• В миске у киски суп и сосиски.

2. Проговаривай стихотворения, выдели слова со звуком С.

В лесу осеннем тихо-тихо,

Слетают листья меж ветвей,

Гуляет по лесу лосиха

И маленький лосенок с ней.

3. Отгадай загадки. Заучи их.

Что за синее стекло:

Скользко, весело, светло? (Лед.)

Кто так медленно ползет,

На себе свой дом везет? (Улитка.)

Карточка 13

1. Проговаривай предложения:

У нас газ погас. У сов нет усов.

Оксанка на санках. Соломы воз Саня вез.

С сосны смола сама стекла.

У киски в миске суп и сосиски.

Гусак на гусака глядит свысока.

Съел Слава сало, да сала было мало!

2. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С. Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ.

ВЫСОКАЯ СОСНА

У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме. Из сосны Сонин папа напилит несколько досок.

Карточка 14

После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С. Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ.

ВМЕСТЕ ВЕСЕЛЕЕ

У Светы есть своя комната. У окна стоят стол и стул. На стене висят полки с книгами. Есть полка с мозаикой, кукольной посудой и мебелью. В углу комнаты сидят меховые слонята, лисята, котики и собаки. Есть у Светы много кукол. Только не любит Света сидеть в своей комнате одна. Она зовет к себе соседку Соню. Вместе детям намного веселее!

Карточка 15

После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С. Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ.

НА АВТОБУСНОЙ ОСТАНОВКЕ

Слава и Соня стояли на автобусной остановке. Они ели бигмаги из «Макдоналдса». Дети заметили бездомную собаку. Она стояла недалеко от остановки и внимательно наблюдала за Соней и Славой. С ее языка стекала слюна. Она тихонько скулила от голода. Слава отломил кусок своего бигмага и дал его бедной собаке. Собака съела мясо и завиляла хвостом. Довольная Соня улыбнулась Славе.

Карточка 16

После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С. Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ.

СОНЯ И ОСА

Как-то Соня со своим псом Султаном гуляла в саду. Соня ходила по саду босиком и босой ногой наступила на осу. От укуса осы Соня заплакала и стала скакать на одной ноге. Султан залаял, а потом лизнул Сонину ногу. Тогда Соня успокоилась и засмеялась.

Карточка 17

Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С.

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Как-то утром пес Барбос сидел в своей будке и играл с костью. Около будки стояла пустая ми-ска Барбоса. Вылез пес понюхать свою миску, Посмотрел, нет ли в миске хоть маленького кус-ка мяса. А когда оглянулся по сторонам, не уз-нал своего двора. Вся земля была не серая, а белая. Кроме того, сверху летели на землю ка-кие-то белые мухи. Пес раскрыл пасть, схватил несколько мух и удивился: на языке осталась од-на вода. Барбос был не глуп, а просто мал, и первый раз увидел снег.

Карточка 18

1. Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С.

СОНЯ И СОБАКА

У Сони есть свой дом. В саду у Сони стоит несколько сосен. Под соснами бе-седка. Соня сидит в беседке на скамейке и зовет свою собаку: «Сильва, Сильва, иди сюда!» Соня показывает собаке кусок колбасы и командует: «Сильва, дай ла-пу!» Сильва, сидя, подает Соне лапку. За это Соня дает собаке маленький кусок колбасы. Сильва виляет хвостом и опять дает Соне лапу, так, без команды!

Карточка 19

1. Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С.

СНЕГОВИК

Слава и Макс стали лепить во дворе высокого снеговика. Сперва они скатали комки из снега, затем поставили их друг на друга. Нос снеговику дети сделали из пластикового стакана, глаза — из колес маленького автобуса. А сосновая ветка стала ртом снеговика. На голову снеговику Слава и Макс надели старую кастрю-лю. А его руками стали две пластиковые бутылки. Скоро во дворе стемнело, Слава и Макс собрались домой. А высокий снеговик стоял посреди двора и грустно смо-трел на детей своими круглыми глазами.

Карточка 20

1. Четко, выделяя звук С, повтори сначала каждое предложение, а затем перескажи рассказ. После уточнения смысла текста назови все слова со звуком С.

ПЛОДОВЫЙ САД

Все плодовые деревья, которые растут в современных садах, люди вывели от диких растений. Садоводы создали много разных сортов сливы и яблони, персика и абрикоса, смородины и малины. Из этих плодов люди делают соки, варенье, напитки. Прекрасные деревья и кусты растут в плодовых садах по всей Земле. В садах работают натуралисты и садоводы.

Публикации по теме:

Занятие по автоматизации изолированного звука [л] Тема: Звук [л].Цель:автоматизировать изолированный звук [л].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:- упражнять в правильном произношении.

Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р]Дидактическое пособие «Лэпбук» для автоматизации звука [р] Работая с детьми, каждый раз приходится искать новые подходы, формы и методы в своей педагогической деятельности. Постановка звука - это.

Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш]Игра «Логопедический магазин» для автоматизации звука [Ш] Игра на автоматизацию звука [Ш] вначале и в середине словаКоррекционно-образовательную работу с детьми я стараюсь строить с учетом индивидуальных,.

Игра «Память» для автоматизации звука [Л]Игра «Память» для автоматизации звука [Л] Здравствуйте, коллеги! В этой публикации я делюсь с вами игрой "Память". Хочу показать, как эту игру я применяю на своих логопедических.

Игрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звукаИгрушки-тренажеры для автоматизации поставленного звука Все, кто работает с детьми над исправлением звукопроизношения, знают насколько тяжело происходит процесс автоматизации поставленного звука.

Конспект «Индивидуальное занятие по автоматизации звука [Ш]» Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш. Составила: учитель – логопед Катина Светлана Викторовна Цель: формирование правильного произношения.

Использование пластилинотерапии и бионергопластики для автоматизации звука [Л] для детей 5–6 летИспользование пластилинотерапии и бионергопластики для автоматизации звука [Л] для детей 5–6 лет Задачи: развивать зрительное внимание, артикуляционную, тонкую моторику, формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека заданий по автоматизации звука [C]
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 16:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека заданий по автоматизации звука [C]» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Останина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД