Папки-передвижки

Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Семья»

Май Светлана
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Семья»

1. «Моя семья»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи, учить детей отвечать на вопросы полным предложением

Материал: семейные фотографии детей.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть семейные фотографии и ответить на вопросы:

- С кем ты живёшь?

- Кто самый старший в вашей семье?

Публикация «Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста „Семья“» размещена в разделах

- Кто самый младший?

- Для мамы ты кто?

- А для бабушки?

- Ты любишь своих близких?

- Кто чем занимается в семье?

- Кто о тебе заботится?

- Как ты заботишься о других?

2. «Кто что делает»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие действия; учить составлять предложения.

Материал: картинки, на которых изображены члены семьи за разными занятиями.

Ход игры:

Ребенок берет картинку и называет, что изображено на картинке : «Мама гладит белье», «Дедушка читает газету» и т. д.

«Моя семья самая…»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- пополнить словарь детей определениями, характеризующими семью.

Материал: мяч

Ход игры:

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, задавая вопрос: «Саша, какая у тебя семья Ребенок должен ответить полным предложением: «Моя семья самая дружная». После ответа ребенок возвращает мяч педагогу.

«Помоги бабушке навести порядок»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- учить детей образовывать притяжательные прилагательные в единственном и множественном числах.

Материал: предметные картинки, кукла – бабушка Настя.

Ход игры:

Педагог просит детей помочь бабашке Насте навести дома порядок. Педагог показывает детям картинку и спрашивает : «Чья эта сумка?», «Чей это шарф?», «Чьи это очки?» и т. п.

Инструкция: если дети ограничиваются прилагательными «папины», «мамина», то можно предложить им другие образцы: «дочкина», «внучкина», «дядин».

«Скажи, о ком говорю»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи.

Материал: -

Ход игры:

Педагог перечисляет определения, характеризующие членов семьи, дети должны назвать члена семьи, подходящего под эту характеристику.

«Любимая, заботливая, нежная - мама»

«Добрая, милая, ласковая - бабушка»

«Младший, смешной, непоседливый – брат»

«Серьезный, сильный, трудолюбивый - папа»

«Веселая, умная, красивая - сестра»

«Добрый, серьезный, умный - дедушка»

«Рисуем портрет»

Цель – развитие связной речи детей.

Задачи:

- учить детей составлять описательный рассказ по схеме, активизировать в речи детей употребление определений, закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: опорная схема

Ход игры: педагог предлагает детям нарисовать словесный портрет одного из членов своей семьи, опираясь на схему.

Инструкция: в начале игры педагог дает образец составления портрета.

«Скажи по - другому»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

- учить детей образовывать сложные слова, обогатить речь детей по теме «семья»

Материал – цветные картинки с изображением членов семьи.

Ход игры: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Скажи по - другому» : «Я буду говорить, что изображено на картинке, а ты скажи по - другому». В начале игры детям дается образец: «У мамы голубые глаза – Мама голубоглазая»

У папы серые глаза – Папа сероглазый

У брата румяные щеки – Брат румянощекий

У сестры карие глаза – Сестра кареглазая

«Поймай звук»

Цель – развитие фонематического слуха детей

Задачи:

- учить детей определять наличие заданного звука в слове, обогатить словарь детей по данной теме, развивать слуховое внимание.

Материал –

Ход игры: дети должны хлопнуть в ладоши, когда услышат слово с заданным звуком.

«Назови ласково»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

- активизировать в речи детей определения, характеризующие человеческие качества, закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

Материал: картинки с изображением членов семьи.

Ход: педагог говорит, что каждому члену семьи очень приятно, когда его называют ласково. Предлагает вспомнить, как можно назвать каждого из членов семьи. Любой из детей берет картинку с изображением члена семьи и называет ласковые имена. Если ребенок затрудняется, другие дети или педагог помогают ему.

«Один - много»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- учить детей образовывать существительные во множественном числе.

Материал: мяч

Ход игры:

Дети стоят в кругу, педагог бросает мяч одному из детей, называя одного из членов семьи. Ребенок кидает мяч педагогу обратно, называя это слово во множественном числе.

«Назови слова - родственники»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать в речи детей слова по теме «семья»

Материал: -

Ход игры:

Педагог предлагает детям назвать слова – родственники: семья – семейный, семейка, семьянин; родня – родные – родственники - родители

«Кто приехал»

Цель – развитие активного словаря детей.

Задачи:

- активизировать словарь детей по теме «семья», учить соотносить слова с движениями, развивать мелкую моторику рук.

Материал: -

Ход игры:

Кто приехал? (ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)

Мы, мы, мы! (теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и

одновременно хлопает три раза)

Мама, мама, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да (хлопает кончиками указательных пальцев)

Папа, папа, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопает кончиками средних пальцев)

Братец, братец, это ты?

или:

Ах, сестричка, это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопает кончиками безымянных пальцев)

Дедушка, а это ты?

или:

Бабушка, а это ты? (хлопает кончиками больших пальцев)

Да, да, да! (хлопает кончиками мизинцев)

Все мы вместе, да, да, да! (хлопает в ладоши)

Как у бабушки Маланьи»

Цель – обогащение активного словаря детей

Задачи:

- учить соотносить слова с движениями, развивать чувство юмора,

Материал –

Ход игры

Дети стоят в кругу, педагог стоит в центре. Дети произносят текст и выполняют движения:

Как у бабушки Маланьи было семь сыновей,

Было семь сыновей, все они без бровей! (закрывают руками брови)

Вот с такими глазами, (показывают руками круглые глаза)

Вот с такими ушами, (оттопыривают уши)

Вот с такими носами, (показывают большой нос)

Вот с такой головой, (большую голову)

Вот с такой бородой (наклоняются, показывают руками длинную бороду)

Все они сидели, на нее глядели, делали вот так!

После слов «Делали вот так!» Педагог дает задание детям: показать, как мама шьет и т. п.

Инструкция: игра может проводиться несколько раз по усмотрению педагога.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (с мячом) Цель: развивать у детей память, мышление, быстроту реакции. Материалы: мяч. Ход.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки,.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем» Цели: уточнить знания детей о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить.

Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Что это за птица?» Цель: уточнить и расширять представления детей о жизни птиц; учить описывать птиц по характерным.

Картотека дворовых игр для детей старшего дошкольного возрастаКартотека дворовых игр для детей старшего дошкольного возраста Большинство игр не только развивают ловкость, выносливость, силу - но и учат таким важным вещам, как сплоченность и взаимовыручка. Летний.

Картотека физминуток для детей старшего дошкольного возраста Физкультминутки для детей старшего дошкольного возраста. 1. Физкультминутка «Бегал по двору щеночек» Бегал по двору щеночек, (дети выполняют.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Семья»
Опубликовано: 25 октября 2023 в 05:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста «Семья»» (включая файлы) размещена пользователем Май Светлана на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД