МААМ-картинки

Картотека наблюдений в природе в средней группе

Ольга Ахметова
Картотека наблюдений в природе в средней группе

Наблюдения летом

Карточка №___

Природа в опасности

- Ребята, вы все знаете правила поведения в природе. Нельзя, например, ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек и жаб.

Но, возможно, ты спросишь, а будет ли природе хуже, если я собирая яблоки, сломаю несколько веток, или сорву всего 3-4 цветка, или поймаю одну единственную бабочку?

Публикация «Картотека наблюдений в природе в средней группе» размещена в разделах

- Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую – нанесет твой товарищ, третью, 4, 5 – кто-то еще, что же станет с природой!

А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.

Карточка №___

Наблюдение за птицами летом

Объяснить, что летом у птиц много забот, поэтому близко их не увидеть. Они вывели птенцов и заботятся об их выкармливании и воспитании. Познакомить с зябликом (можно на картинке). Это яркогрудая птица, бойко распевающая свою веселую песню, состоящую из разнообразных звуков: свиста, чириканья, резкого пиканья. Зяблики поедают много вредных гусениц.

Вопросы: 1. Чем летом заняты птицы?

2. Где они живут?

3. Какую пользу приносят птицы?

4. Как называют эту птицу? Что вы о ней знаете?

5. Чем птицы выкармливают своих птенцов?

6. Как поет зяблик?

Карточка №___

Наблюдение за божьими коровками

Цель: предложить рассмотреть божью коровку; уточнить знания о насекомых, о их строении.

Вопросы:1. Можно ли назвать жуком? Почему?

2. Опишите божью коровку, почему у них такая яркая окраска?

3. Чем отличаются от бабочек?

4. Какую пользу приносят?

5. Для чего нужны две пары крыльев? (1 слой для перелета, 2 слой

для защиты)

Карточка №___

Кузнечики

Давайте сядем и отдохнем немного. Слышите, как здорово и весело стрекочут в траве кузнечики? А вы видите хоть одного? А почему?

Кузнечики очень искусно прячутся. И все-таки мы сейчас поймаем нескольких. Снимите шапочки и быстро проведите ими по траве. Так, теперь загляните внутрь, но только осторожно. Попался кто-нибудь?

Как раз кузнечики и попались. Зеленые, как трава, длинные ноги похожи на стебельки, а крылышки – на листья. Конечно, их нелегко заметить в траве. Теперь, откройте шапочки, вот и нет кузнечиков! Видите, как высоко они подпрыгнули! А еще кто-нибудь остался? Конечно: маленькие разноцветные жучки, муравьи торопливо ползают в шапочках и стараются выбраться наружу. Г. Ганейзер.

Вопросы:

1. Кузнечик – это насекомое, как и у всех насекомых у него 6 ног.

2. Опишите кузнечика. Что у него есть?

3. Как кузнечик передвигается?

4. Легко ли кузнечика поймать? Что помогает ему спрятаться от врагов?

5. Какие звуки издают кузнечики?

6. Чем питаются кузнечики?

7. Как зимуют?

Интересно у кузнечиков устроены глаза. Глаз кузнечика состоит из множества маленьких глазков, и все эти глазки смотрят. Можете себе представить?

Карточка №___

Наблюдение за муравьями

Цель: расширять представления о муравьях, воспитывать интерес к жизни этих животных.

Загадки:

• Чей домишко из иголок на земле у старых елок?

• На поляне возле елок дом построен из иголок.

• За травой не виден он, а жильцов в нем – миллион.

• Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью, строим дом себе под елью.

Вопросы:

1. Кто это?

2. С помощью чего муравей передвигается? Сколько у муравья ног? (6)

3. Чем питается муравей? (разводит тлю, щекочет ее усиками, а та выделяет сладкое молочко, слизнет его муравей и еще пощекочет; гусеницами,)

4. Почему муравьев называют санитарами леса?

5. Где живет муравей? Какие материалы используют муравьи при строительстве муравейника?

6. Есть ли у муравьев враги? Как они от них защищаются? (от врагов спасаются путем «выстреливания» едкой муравьиной кислотой)

7. Какую пользу приносят?

8. Можно ли разорять муравейники в лесу?

9. Какой вред приносят муравьи, например, садоводам? (организуют муравейники, разводят тлю, которая вредит кустарникам и деревьям, листья от нее скручиваются, желтеют, опадают)

10. Как зимуют муравьи? (прячутся под муравьиной кучей, в земле, там им тепло)

Наблюдения осенью

Карточка №___

Наблюдение за птицами

Цель: обратить внимание детей на размер, повадки, на то, как птицы держатся на ветках. Назвать птиц перелётных, отметить их размер и оперение. Уточнить знания детей о взаимосвязи изменений в природе с жизнью птиц. Активизировать знания детей о пользе птиц, природоохранительные навыки.

Вопросы: 1. Каких птиц называют перелётными?

2. почему осенью птицы улетают в тёплые края?

3. Каких перелётных птиц вы знаете?

4. Как птицы готовятся к полёту?

5. Какие улетают первыми?

6. Чем птицы питались летом?

7. Что было бы, если бы перелётные птицы остались зимовать?

Художественное слово:

Голуби, голуби один, два, три –

Прилетели голуби-сизари.

Сели и нахохлились у дверей,

Кто накормит крошками сизарей….

Карточка №___

Наблюдение за перелётными птицами

Цель: уточнить знания о том, что перелётные птицы улетают от нас осенью и с чем это связанно.

Вопросы: 1. Каких птиц называют перелётными?

2. Как птицы готовятся к полёту?

3. Подумайте, что было бы, если перелётные птицы остались

зимовать? (вспомнить рассказ Малинина «Серя Шейка»).

Художественное слово:

Возвращаются скворцы наши старые жильцы,

Воробьи у лужи серой стайкой кружат,

А малиновка и дрозд занялись устройством гнёзд

Носят, носят в домики птицы по соломинке.

Чёрный, проворный кричит: «Крак, червяк – враг» (грач).

Карточка №___

Наблюдение за температурой воздуха

Цель: обогащение и расширение знаний о неживой природе.

Вопросы: 1. Почему в разное время года люди одеваются по-разному?

2. Какими приборами пользуются люди, чтобы определить

температуру воздуха, тела, земли, воды?

3. Как устроен градусник?

Провести опыт: опустить термометр в стакан с холодной и теплой водой. Определить температуру воздуха в группе.

Художественное слово:

Я под липкой посижу и что делать укажу:

Или разрешу гулять или уложу в кровать.

Карточка №___

Наблюдение за небом

Цель: углубить знания детей о небе.

Вопросы: 1. Какое небо?

2. Можно ли определить какая сегодня погода?

3. Есть ли у неба начало? А конец?

4. В ясную солнечную погоду небо какое? А в дождливую?

Предложить понаблюдать за вечерним небом.

5. На что похоже небо?

6. Что вы видите на небе?

7. Как назвать небо, если на нём звёзды?

Художественное слово:

Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю

Скучно, скучно мне одной, а зовут меня (луной).

Синенькая шубенка весь свет покрывает

Карточка №___

Рассматривание почвы

Цель: отметить, как изменилась почва, отчего это произошло; рассмотреть из чего состоит почва: песок, трава, корешки; отметить какого цвета почва в разных местах, провести опыты; развивать наблюдательность.

Вопросы: 1. Есть ли воздух в почве?

2. Что тяжелее вода или почва?

3. Какая температура у почвы?

4. От чего это зависит?

5. Пропускает ли почва воду?

Сравнить, что лучше пропускает воду, отметить свойства сухой и мокрой почвы.

Художественное слово:

«Меня режут, бьют, ворочают и мнут,

А я всё терплю, всем добром плачу» (земля)

Карточка №___

Наблюдение за температурой воздуха,

повторное наблюдение за работой термометра.

Цель: обогащать и расширять знания детей о неживой природе, продолжить знакомство с различными видами градусников, их устройством; расширить детский кругозор, обогащать словарный запас (термометр, температура, шкала, столбик, ртуть).

Художественное слово:

«Я под мышкой посижу, и что делать укажу,

Или разрешу гулять, или уложу в кровать…»

Вопросы: 1. Почему в разное время года все люди одеваются по-разному?

2. Каким прибором пользуются люди, чтобы определить

температуру тела, воздуха? Земли? Воды?

3. Какой отличительный признак больного человека? (горячий)

4. Как устроен градусник?

Градусники-термометры бывают разными: спиртовые, ртутные, электрические.

5. Какую помощь человеку оказывает градусник? Для чего нужно определять температуру?

Карточка №___

Беседа о природе

Цель: дать знания о живой и неживой природе, рассмотреть эти объекты. Отметить, что живым существам нужен воздух, вода, солнце, пища. Дать знания о правилах поведения в природе, отметить, что к природе нужно относиться бережно, надо её охранять, рассказать, как влияет природа на человека и человек на природу.

Карточка №___

Наблюдение за игровой деятельностью

детей соседней группы

Цель: отметить, во что играют, какие взаимоотношения между детьми, уточнить знания детей о сезонных играх и забавах.

Вопросы: 1. Во что играют дети?

2. Как?

3. Какие летние/зимние атрибуты, игры вы знаете?

4. Какие атрибуты к играм можно использовать?

Художественное слово:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет (мяч)

Ростом мал да удал, от меня ускакал (мяч)

Два коня у меня, два коня по воде они возят меня

А вода тверда словно каменная (коньки)

Карточка №___

Наблюдение за грузовой машиной

Цель: закрепить знания детей о назначении грузовой машины, его отличительных особенностях.

Художественное слово:

На резиновом ходу все дороги обойду

Я работы не боюсь, и на стройке пригожусь

Мне открыты все пути, всем со мною по пути.

Вопросы: 1. Какой сухопутный транспорт вы знаете?

2. К какому виду транспорта относятся машины?

3. Почему она называется грузовой?

4. Какие грузы машина перевозит?

5. Какой груз привозит машина в детский сад?

6. Что есть у грузовой машины?

7. Кто управляет машиной?

8. Без чего машина не поедет?

Художественное слово:

«Шла по улице машина, шла машина без бензина.

Шла машина без шофера, по сигналу светофора,

Шла сама, куда не зная, шла машина заводная».

Закончить наблюдение можно с/р игрой.

Карточка №___

Наблюдение за легковой машиной

- К какому виду транспорта относится автомобиль, который вы видите перед собой?

- Для чего предназначен автомобиль?

- Чем отличается грузовой автомобиль от легкового?

- Какие модели легковых автомобилей вы знаете?

- Чем хорош легковой автомобиль и каковы его недостатки?

- Каким вы представляете себе автомобиль будущего?

- Назовите части легкового автомобиля.

- Как называют человека сидящего за рулём?

Художественное слово:

Пьёт бензин как молоко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней (машина)

Карточка №___

Наблюдение за деревьями

Цель: закрепить знания о том, как изменяются деревья в разные времена года.

Вопросы: 1. Как можно назвать деревья без листьев?

2. Почему листья опадают?

3. Чем отличаются деревья на участке?

Загадки:

- Зелена, а не луг, кудрява, а без волос (берёза)

- Что же это за девица не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт, а в иголках целый год (ёлка)

Предложить сравнить лиственницу и ель, установить сходство и отличия.

Художественное слово:

Берёзы светлою резьбой, блестят в лазури голубой

Как вишни ёлочки темнеют, а между клёнами синеют,

То там, то здесь в листве сквозной просветы в небо, что оконце.

Лес пахнет дубом и сосной.

Карточка №___

Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить детей отмечать состояние погоды, определять от чего она зависит, делать выводы.

Вопросы: 1. Какая погода? (солнечная, дождливая, ветреная, пасмурная)

2. Как одеты дети, взрослые?

3. Какой ветер?

4. Какое небо?

5. Есть ли ветер на небе?

Художественное слово:

Без рук, без ног по свету рыщет, поёт, да свищет (ветер)

Без рук, без ног под окном стучится, в избу просится (ветер)

Есть на свете конь – всему не сдержать (ветер)

Светит, сверкает, всех согревает (солнце)

Один костёр весь мир согревает (солнце)

Шёл, шел долговяз в сырую землю увяз (дождь)

Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (дождь)

Карточка №___

Наблюдение за солнцем

Цель: формировать представление о небесных телах.

Вопросы: 1. Какое солнце?

2. В какое время года греет сильно?

3. Почему нельзя смотреть на солнце широко открытыми

глазами?

4. Почему ночами солнце не видно?

Опыт: игры с солнечным зайчиком.

Художественное слово:

Встало утром солнышко, и гулять отправилось

И на нашей улице всё ему понравилось.

Карточка №___

Наблюдение за воробьями

Цель: учить детей узнавать воробья, отличать его от других птиц (маленький, серенький, прыгает, чирикает, быстро летает).

Вопросы: 1. Посмотрите на воробьев и опишите их.

2. Чем воробьи отличаются от других птиц?

3. Чем воробьи заняты?

4. Чем воробьев подкармливают зимой?

5. Чем полезны воробьи?

Предложить детям покормить воробьев хлебными крошками, семечками.. .

Художественное слово:

Маленький мальчишка в сереньком пальтишке

По дворам шныряет, крошки собирает,

По полям кочует, коноплю ворует.

Присматриваясь к поведению воробьев можно предсказать погоду:

- воробьи в пыли купаются – к дождю.

- если в продолжительное ненастье защебечут воробьи – скоро наступит ясная погода.

Карточка №___

Экскурсия на огород

Цель: познакомить детей с огородными работами, растениями которые здесь растут, способами посадками, борьбы с сорняками.

Вопросы: 1. Какие растения растут?

2. Как нужно их садить?

3. Как ухаживать за ними?

4. Какие растения полезны, какие нет?

5. Какие части растений используют в еду?

Карточка №___

Смена дня и ночи

1. Назовите части суток?

2. Нужно ли чтобы были и день, и ночь?

Может быть было бы лучше, если бы была только ночь или только день?

3. Чем хороша ночь и что в ней плохого?

А чем хорош день и что в нем плохого?

4. Назовите приметы дня? Ночи?

Наблюдение за облаками

Цель: развивать умение определять, как движутся облака, на что они похожи.

Вопросы: 1. На что похожи облака?

2. С чем можно их сравнивать?

3. Что делает ветер с облаками?

4. Как движутся облака?

5. Как сегодня движутся облака?

6. Какое сегодня небо?

Поговорить с детьми о влиянии силы ветра на движение облаков.

Загадки:

Без ног, без крыльев, без парусов плывут.

7. Почему облака движутся?

8. Какой силы ветер, если облака плывут? Бегут? Летят?

9. Какой силы сегодня ветер?

Художественное слово:

Облака, облака пышные, белые,

Расскажите облака из чего вы сделаны?

Может вас облака делали из молока.

Пушистая вата, плывет куда-то: чем волна ниже, тем дождик ближе.

Карточка № ___

За солнцем.

Цель: наблюдение с одного и того же места, в одно и тоже время за восходом и заходом солнца. Фиксировать наблюдения в модели долготы дня (путь солнца укорачивается, день становится короче).

Ход: предложить детям перечислить характерные признаки осеннего солнца (светит, но не греет). Научить детей определять путь солнца по ориентиру (отдельно стоящего дерева, освещённому солнцем).Чем тень длиннее – солнце ниже, чем короче – солнце выше.

Карточка №___

За дождём.

Цель: Сравнить осенний дождь с летним, перечислить признаки. Выяснить причину появления тумана, росы, инея.

Ход:

• Почему на улице сыро?

• Как вы думаете, дождь был тёплый или холодный?

• Почему?

Туман возникает от того, что земля перенасыщена влагой. Туман стоит в воздухе и оседает в виде капель.

Роса – становится холодно, предметы сжимаются, выпадает роса.

Иней – замёрзшая роса.

Карточка №___

За растениями.

Цель: Уточнить знания детей об изменениях в жизни растений осенью.

Ход:

Предложить детям назвать первые признаки осени в растительном мире (изменяется окраска листьев, трава пожухла, появление плодов и семян).

Публикации по теме:

Картотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на март месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПРКартотека наблюдений на прогулке на апрель месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на декабрь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на февраль месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке на январь месяц в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Картотека наблюдений.

Картотека наблюдений на прогулке «Вырос одуванчик первый молодой» в весенний период для детей средней группы Наблюдение за одуванчиком «Вырос одуванчик первый молодой» Цель: вызвать эмоциональный отклик на красоту цветка. Воспитатель загадывает.

Картотека наблюдений за птицами Наблюдение за воробьем (1) Цель: сформировать у детей знаний о воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее.

Организация проведения наблюдений в природе детей в средней группе по теме «Золотая осень» Организация проведения наблюдений в природе детей в средней группе по теме «Золотая осень» Цель: Создать условия для формирования знаний.

Прогулка и организация наблюдений в природе с детьми второй младшей группы 1. Подготовка к прогулке: подготовка участка для прогулки обеспечение чистоты на участке, исправности оборудования, уточнение погодных.

Рекомендации для родителей по проведению наблюдений с детьми 3–4 лет за сезонными явлениями в природе Работу по ознакомлению детей первой младшей группы с сезонными явлениями мы начали с планирования. Старались, по возможности, охватить все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека наблюдений в природе в средней группе
Опубликовано: 8 апреля 2019 в 20:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД