Папки-передвижки

Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста

Петрова Наталья
Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста

1. " Волшебный мешочек» Игровая задача - развивать умение угадывать фигуру не глядя, щупая руками, закрепить знания о геометрических формах. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Варианты игр:

1. В мешочек складывают все фигуры. Ребёнка просим при помощи рук достать все круглые блоки.

2. Предложить ребёнку достать все квадратные блоки.

3. Предложить ребёнку достать все прямоугольные блоки.

4. Предложить достать все треугольные блоки.

2. "Найди лишнюю фигуру" Игровая задача - учить группировать геометрические фигуры по одному общему признаку: по цвету, форме, величине, толщине.

Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста» размещена в разделах

Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша.

Вариант игры: на стол выкладываем три фигуры. Ребенку предлагается определить, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

3. «Найди не похожую фигуру» Игровая задача - продолжать учить геометрические формы, учить отличать фигуры по одному общему признаку, по двум признакам, по трём признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Материал: набор блоков Дьенеша. Варианты игр:

1. Перед ребёнком положить любую фигуру и попросить его найти фигуры, не похожие на эту фигуру, по цвету.

2. Найти фигуру, которая не такого размера.

3. Предложить найти фигуру, которая не такой формы.

4. Предложить фигуру, которая отличается по толщине.

4. "Бусы" Игровая задача -продолжать учить геометрические формы и цвет.

Материал: мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.

Варианты игр:

1. Перед ребёнком выложить ряд фигур, чередую последовательно по цвету: желтый, синий, красный. Сделать бусы как эти по образцу.

2. Предложить ребёнку собрать бусы из фигур выложенных перед ним, чередуя их по форме: треугольник, квадрат, прямоугольник.

3. Перед ребёнком выложить ряд фигур, чередуя их по форме или толщине. Сделать бусы по словесной инструкции педагога.

5. «Помоги зайке» Игровая задача - закреплять представления детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление. Материал: Набор блоков Дьенеша.

Варианты игр:

1. Выложить перед ребёнком на столе фигуры друг за другом так, чтобы каждя последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.

2. На столе выкладываем цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.). Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

6. «Угощение для зайчат» Игровая задача - развивать способности сравнивать предметы по одному - четырем свойствам.

Материал: 9 изображений медвежат, блоки Дьенеша. Игровое правило: Печенье у медвежат в обеих лапах должны быть разные.

Варианты игр:

1. В гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы. Давайте угостим медвежат. Печенье в левой и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной). Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье», в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое). Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

2. Игры с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры. Карточки с символами свойств кладут стопкой «рубашками» вверх. Ребенок вынимает из стопки любую карточку. Находит «печенье» с таким же свойством и т. д.

7. «Найди изменения» Игровая задача- продолжать давать представление о геометрической форме фигур, цвете и толщине.

Материал: набор блоков Дьенеша. Варианты игр:

1. Несколько фигур выкладывается на стол, их нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения.

2. Ребёнок запоминает фигуры, а потом одна или две фигуры меняются местами.

3. Одна или две фигуры заменяется на новую.

8. «Улитка большая» Игровая задача: упражнять детей в классификации блоков по двум признакам (цвет и форма).

Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков. Игровое правило: начинать с середины спирали, присоединять блок сходный по цвету или форме. Вариант игры: ребёнку предлагается построить домик для улитики из фигур. Домик получится нарядным и красивым. Выкладывать начинаем с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

9. «Помоги Ёжику и Зайке» Игровая задача - продолжать учить детей группировать фигуры по признакам.

Материал: игрушки (ёжик, кукла, заяц, логические блоки Дьенеша. Варианты игр:

1. Детям предлагается разделить фигуры между ёжиком и зайкой так, чтобы у ёжика оказались все красные фигуры. Предложите им ответить на вопросы: Какие фигуры оказались у мишки, зайки?

2. Попробуйте разделить фигуры по-другому: а) чтобы у ёжика оказались все круглые; б) чтобы зайцу достались все большие; в) чтобы зайцу достались все желтые.

3. Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и ёжику и зайке? (Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

10. «Выполни задание» Игровая задача: совершенствовать слуховое восприятие у детей, совершенствовать умения группировать геометрические фигуры по признакам.

Материал: большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка. Варианты игр:

1. Просим ребёнка найти большую игрушку и маленькую, отмечая их размер. Затем дать малышу следующие задание: Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из маленькой. Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое неудовольствие (рычит или отворачивается).

2. Покатать матрешку в большой машине.

3. Поставить маленькую собаку возле матрешки.

4. Построить для большой собачки домик из больших кубиков, а для маленькой – из маленьких.

5. Взять маленькую собачку и посадить её на ковер.

6. Взять большую собаку и посадить её в большую коробку.

7. Собрать маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую.

11. «Угости зайчика» Игровая задача: совершенствовать умения группировать по признакам (толщина, цвет, размер, форма)

Материал: игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять больших и маленьких муляжей морковок на подносе. Варианты игр:

1. Предложить ребёнку познакомиться с зайчиком, рассмотреть, погладить. Зайчик просит помочь ему собрать морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка большая и маленькая. Большую морковку нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое ведерко.

2. Сгруппировать предметы по цвету.

12. «Заплатки на штанишки» Игровая задача: формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине. Материал: картонное изображение волка (матрешки, куклы) с отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и штанишки. Варианты игр:

1. познакомить с волком и обратить внимание на то, что у волка дырявые штанишки. Показать детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать штанишки только треугольными заплатками.

2. Заштопать заплатки только красными и синими заплатками.

3. Заштопать только зелёными прямоугольными.

4. Заштопать только жёлтыми круглыми и синими прямоугольными.

5. «Заштопать» у матрёшек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.

13. «Маленькие человечки» Игровая задача - формировать умение соотносить предметы по форме, цвету, величине. Материал: вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник, прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького размера – человечки. Варианты игр:

1. Предложить рассмотреть произвольно лежащие на столе маленькие геометрические фигуры (веселые человечки). Затем показываем, например, круг и говорим: «Этого человечка зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажи, каких еще человечков зовут круг? (Ребёнок показывают круги)». Так же малыш показывают и другие геометрические фигуры. Вариант 2. Предложить человечкам найти свои домики. Объяснить, что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой круг, человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на большой квадрат). Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм, затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать «человечков» разного размера, а затем и цвета.

14. «Помоги Маше найти свои игрушки» Игровая задача: закрепить умение выделять общий признак.

Материал: рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Игровое действие Вариант 1. Поочередно показать матрешки, одетые в платья четырех основных цветов и рассказать, что у каждой матрешке есть свои игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Помочь матрешкам найти свои игрушки. Показывает одну из матрешек и предложить выбрать бусины такого же цвета, как у неё платье. Вариант 2. Усложнение. После того как ребёнок выберет все бусины и положит их рядом с матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

15. «Большой и маленький» Игровая задача: формировать разлить и называть геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, развивать память, мышление внимание.

Материал: вкладыши «Зайчики» (большие и маленькие, «Собачки» (по возрастанию). Игровое действие Вариант 1. Ребёнок рассматривает геометрические фигуры, называет их и показывает. Соотносит вкладыши «Зайчики» по высоте, вкладыши «Собачки» по возрастанию показу взрослого. Вариант 2. Выполняет задание по образцу (картинке или схеме). Вариант 3. Самостоятельно по словесной инструкции педагога.

16. «Разноцветные нити» Игровая задача: продолжать развивать мелкую моторику кисти рук, закреплять знание основных цветов, развивать внимание, воображение. Материал: клубочки и прищепки основных цветов и соответствующих цветов коробочки. Игровое действие Вариант 1. Приходит «бабушка» и жалуется, что котята размотали все клубочки. Предложить смотать клубочку. Вариант 2. Усложнение. Развесить прищепки на ручку корзинки. Постоянно вовлекать детей в результативную активность.

17. «Разноцветные капли дождя» Игровая задача: продолжать формировать сенсорные способности детей, умение набирать пипеткой и капать в ячейки по цвету, развивать память, мышление. Материал: пипетка, баночки с гуашью основных цветов, палитра. Игровое правило: аккуратно набирать при помощи пипетки соответствующий цвет.

Игровое действие Вариант 1. Показать баночки с разноцветной гуашью. Дать рисунок и палитру с ячейками по цвету (2 цвета). Показывает действия. Потом предлагает детям по словесному указателю набрать в баночке и накапать в ячейки, не смешивая цветов. Каждое действие оговаривается с каждым ребенком. Вариант 2. Усложнение - четыре цвета. Вариант 3. Усложнение – шесть цветов

18. «Зашнуруй ботиночки» Игровая задача: формировать умения выполнять действия со шуровкой, развивать сенсорные способности. Материал: сапожки, соответствующего цвета шнурки. Игровое правило: зашнуровать сапожок соответствующего цвету шнурка. Игровое действие Вариант 1. Предложить зашнуровать сапожок одинакового цвета со шнурками. Вариант 2. Зашнуровать только красные сапожки. Вариант 3. Зашнуровать только зелёные сапожки. Вариант 4. Зашнуровать красные и синие сапожки. 19. «Сложи радугу из половинки» Игровая задача: развивать способность логического мышления, учить повторять по оразцу.

Материал: радуга семи цветов разделённая на две половинки. Игровое правило: соотнести по цвету цвета радуги. Игровое действие Вариант 1. Рассмотреть с ребёнком половинки радуги. Собрать одну половинку самим, а другие предложить собрать ребёнку, называя цвета. Вариант 2. Усложнение - собирать самостоятельно.

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Дидактическая игра из крышек по сенсорному развитию «Цветики» для детей раннего возрастаДидактическая игра из крышек по сенсорному развитию «Цветики» для детей раннего возраста Игра «Цветики»СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В раннем возрасте познание окружающего мира идет через процессы ощущения и восприятия,.

Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесная корзинка»Дидактическая игра по сенсорному развитию детей раннего возраста «Чудесная корзинка» Продолжая тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста с использованием системы Марии Монтессори» предлагаю вашему вниманию дидактическую.

Игры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими рукамиИгры по сенсорному развитию детей раннего возраста своими руками Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей.

Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.

Картотека упражнений по развитию дыхания для детей дошкольного возраста 1. Упражнение «Снег» Возьмите вату, порвите её на маленькие кусочки - снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая сильную.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей раннего возраста «Изучение формы» Конспект занятия с детьми раннего возраста. «Кукла Оля» Цель: формировать восприятие формы. Задачи: 1. Упражнять детей в определении и назывании.

Лэпбук «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста»Лэпбук «Дидактические игры по сенсорному развитию для детей раннего возраста» Цель: показать влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей. Задачи: 1. Обогащать чувственный опыт детей. 2. Учить обследовать.

Настольная игра по сенсорному развитию «Конфеты для кукол» для детей раннего возрастаНастольная игра по сенсорному развитию «Конфеты для кукол» для детей раннего возраста Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю еще одну настольную игру по сенсорному развитию для детей раннего возраста, сделанную своими.

Библиотека изображений:

Публикация Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Петрова Наталья на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста
Опубликовано: 21 февраля 2022 в 19:21
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД