МААМ-картинки

Как преодолеть заикание у дошкольников

Наталья Зобнина
Как преодолеть заикание у дошкольников

Заикание — своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Попытки произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание. У детей раннего возраста (в два, два с половиной, три года)

Публикация «Как преодолеть заикание у дошкольников» размещена в разделах

ОНО МОЖЕТ ВОЗНИКНУТЬ «внезапно» в результате психотравмы — испуга, конфликта, при изменении условий жизни: неохотного хождения в детский сад, ревности к младшему брату или сестре (при бестактном поведении родителей). При этом заикание может то стихать, то появляться вновь, волнообразно, как бы рецидивируя. Основным условием снятия заикания является мир в семье. Все вопросы по воспитанию ребенка должны решаться тогда, когда ребенок спит, в тех случаях, когда брак родителей распался, нельзя восстанавливать ребёнка против отца, матери и других членов семьи. Ребёнок не должен быть свидетелем семейных конфликтов, так как это закрепит у него заикание. Неспроста заикание называется логоневрозом. Нельзя обсуждайть заикание с врачами и знакомыми в присутствии ребёнка. Желательно, чтобы ребенок вообще не слышал этого слова. Если в семье заикается кто-то из взрослых, то тот наверняка уже занимался с логопедом и знает, что говорить надо медленно, следя за своим речевым дыханием. Для преодоления заикания надо прежде всего понять причину его возникновения. Оно чаще всего возникает в момент бурного развития у ребенка ситуативной речи, при непосильных речевых заданиях ему. Например, при поступлении в детский сад резко меняется не только среда привычной жизни малыша, но и необходимость в большем количестве общаться со значительной группой детей и новыми взрослыми (воспитательницами и другим персоналом). Ребёнок оказывается в стрессовой ситуации. Чтобы ее преодолеть, надо на некоторое время взять его совсем из детского сада. Не «прозевайте» момент возникновения заикания. Окружите ребенка усиленным вниманием: почаще берите его на руки, удобно устраивайтесь на диване так, чтобы его головка или ручки прижимались к вам. Помогайте ему играть с куклами, машинками. На прогулках (в парке, а не во дворе) избегайте встреч с говорливыми знакомыми. Рекомендуется консультация учителя-логопеда и невролога. Желательно понаблюдать, в каких ситуациях ребёнок заикается больше. Как правило, оставаясь «наедине» со своими игрушками и разговаривая с ними, малыш перестает заикаться. Поэтому можно рекомендовать так называемый «режим молчания», когда ребенок в присутствии занятых каким-либо спокойным трудом родителей, так же спокойно, молча занимается игрой в любимые игрушки. Не задавайте ребенку излишние, зачастую совсем ненужные вопросы, побуждающие его к ответам, без которых можно обойтись. Не просите ребенка выступать перед «публикой», читать стихи, петь песни и танцевать. Дети очень любят слушать уже знакомые, «тысячу» раз прочитанные сказки или маленькие рассказы. Поэтому, если в доме появилась новая, и, как кажется родителям, невероятно интересная книга, то сначала оставьте ребенка «наедине» с этой книгой, чтобы он рассмотрел ее картинки. Книги со страшными для малыша картинками приносить в дом не надо, а если это уж сказка про бабу Ягу, то сначала расскажите ребёнку, как герой книги ее перехитрит и баба Яга или Кощей будут побеждены отважным героем. И все же эти сказки лучше рекомендовать лишь после достижения ребенком пятилетнего возраста. Ребёнок должен получать радость от общения с книгой. Речь взрослого при рассказе по картинкам должна быть плавной, не напряженной, общение с ребенком должно носить дружеский характер. Желательно, чтобы заикающийся ребенок, особенно до пяти лет, ограничил просмотр телевизора, так как нет-нет, а на экране внезапно появляются различные рекламы, пугающие ребенка не только своим резким и громким появлением, но и содержанием. Ребёнок учится говорить, подражая речи окружающих, поэтому постарайтесь говорить с заикающимся ребенком нараспев, медленно, короткими предложениями без излишней эмоциональности, плавно. Но не требуйте от ребенка говорить медленно, не фиксируйте его внимание на речевом «спотыкании». Надо организовать речевой режим трех-четырехлетнего заикающегося ребёнка так, чтобы у него реже возникала необходимость говорить, отвечать на ваши вопросы. Желательно, чтобы малыш привыкал играть с настольными играми, в лото, учился через раз, по очереди, выигрывать и проигрывать, учился справедливости, преодолевая избалованность и капризы. Игра в мозаику не только успокоит его и внушит ему уверенность в умении складывать из частей целое (предварительно покажите ему, как это делается, но и разовьет у него мелкую моторику пальцев обеих рук. Не тормозите активность левой руки, заикание в большинстве случаев наблюдается у парциальных, скрытых, частичных левшей. Для рисования давайте ребенку большие листы бумаги (обычный печатный лист или альбом). Ребенку нужен простор. Если ребенок начинает рисовать в правой половине листа, постепенно дорисовывайте вместе с ним левую сторону листа и неназойливо приучайте его видеть левую сторону листа и начинать рисовать паровоз или дом на левой половине листа, а вагоны, машины, едущие к дому, на правом поле листа. Для рисования лучше давать фломастеры, краски или большие, «толстые» карандаши, так как обычные цветные карандаши быстро ломаются, начинается поиск заменителя, ребенок начинает нервничать. Всегда хвалите ребенка за рисунки, лепку из пластилина, конструирование. Собирайте их в папку или коробку, создавая коллекцию. Уважайте труд ребенка. Помните, что вы ближайший и самый верный друг ребёнка на всю его жизнь. Ребёнка надо воспитывать на похвале, а не на окрике. Тогда и он будет в будущем вашими опорой и подмогой. Обострение заикания может наблюдаться в кризисные периоды, в 7-9-11-13 лет при поступлении ребёнка в школу, смене учителей, нарастании учебной нагрузки, вступлении в отрочество и юность. При обострении заикания у ребенка в этом возрасте проконсультируйтесь у психоневролога и учителя-логопеда.

Публикации по теме:

Советы родителям «Как помочь ребёнку преодолеть трудности письма» Постарайтесь прежде всего коренным образом изменить отношение ребенка к занятиям (имеется в виду дополнительная домашняя работа родителей.

Как преодолеть детские страхи Страхи возникают у детей, когда они не могут адаптироваться к каким-либо новым условиям, ситуациям объектам. Многие страхи формируются в.

Советы логопеда для родителей «Если у ребёнка заикание» Для того чтобы уберечь ребёнка от заикания, необходима большая профилактической работы со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях,.

Консультация для родителей «Как преодолеть страх перед школой» 1. Никогда не запугивайте ребёнка школой, даже не вольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь.

Консультация для родителей «Советы родителям как преодолеть сопротивление воспитанию у детей дошкольного возраста» Практика семейного воспитания свидетельствует об усилении тенденции сопротивления воспитанию у детей дошкольного возраста. Родители часто.

Рекомендации родителям «Как преодолеть кризис 3 лет» Что делать родителям? В первую очередь, взрослым нужно понять, что детское поведение – это не плохая наследственность или вредный характер.

«Заикание». Рекомендации родителям Рекомендации родителям: «Заикание» Заикание – это нарушение темпа, ритма плавности речи, вызывание судорогами мышц речевого аппарата. При.

Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость»Семинар-практикум для родителей «Застенчивый ребенок. Как преодолеть детскую застенчивость» Как много психологических травм получают застенчивые дети от неграмотного обращения взрослых, в то время как они нуждаются в особой чуткости.

Заикание. Советы учителя-логопеда родителям ЭТОГО МОГЛО И НЕ БЫТЬ ЗАИКАНИЕ - это речевой дефект, возникающий у детей в раннем детском возрасте от 2 до 5 лет, и ИМЕННО НА РОДИТЕЛЕЙ.

Заикание у детей дошкольного возраста Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей и её можно считать одной из самых древнейших в истории развития учения о расстройствах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как преодолеть заикание у дошкольников
Опубликовано: 23 октября 2018 в 20:42
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как преодолеть заикание у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Зобнина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД