МААМ-картинки

Как логопед помогает детям: интервью со специалистом из центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда»

Департамент труда и социальной защиты
Как логопед помогает детям: интервью со специалистом из центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда»

2243370-11

14 ноября празднуется Международный день логопеда. Мы обратились к Ларисе Ивановой, логопеду столичного ЦССВ «Полярная звезда», и попросили ее рассказать о том, как она помогает своим подопечным развивать речевые навыки, как выстраивает занятия и как находит подход к каждому ребенку.

Помочь ребенку поверить в свои силы

— Лариса, расскажите, каким детям нужна помощь логопеда?

Публикация «Как логопед помогает детям: интервью со специалистом из центра содействия семейному воспитанию „Полярная звезда“» размещена в разделах

– В основном логопеды работают с детьми дошкольного и школьного возраста, у которых есть разные речевые нарушения. У дошкольников они связаны с устной речью: дети плохо произносят звуки, несвязно говорят, неправильно строят предложения. У школьников к этим проблемам прибавляются трудности в письме.

— Какие навыки и качества нужны для того, чтобы быть хорошим логопедом?

– Для того, чтобы справляться с задачами, логопед должен хорошо разбираться в медицине, психологии и педагогике. На занятия приходят дети с разными особенностями, и к каждому надо найти свой подход. А результат работы напрямую зависит от того, насколько ребенок доверяет логопеду. Поэтому специалист, работающий с детьми, должен быть внимательным, тактичным, спокойным, уравновешенным и отзывчивым человеком.

— С какими детьми вы работаете в «Полярной звезде»?

– В нашем центре живут дети, оставшиеся без попечения родителей. Как правило, до того, как оказаться у нас, они жили в неблагополучных семьях, что привело к негативным последствиям в развитии их личности. У наших детей может быть неустойчивое эмоциональное состояние, повышенная тревожность, ранимость, неуверенность в своих силах, заниженная самооценка, страх неудач… Им проще не делать, не рисковать, чтобы потом не переживать провал. Они часто боятся учиться и выбирают легкие задачи — как бы берегут свой успех. Мои занятия посещают дети с речевыми нарушениями, а также дети, у которых, кроме речевых проблем, есть отклонения в психическом и физическом плане: сниженный интеллект, нарушения поведения, задержка психического развития, церебрально-органическое поражение центральной нервной системы. Очень мало детей, которые имеют чисто логопедический диагноз.

— Что важно в работе с такими детьми?

– Прежде всего надо построить доверительные отношения, чтобы дети с удовольствием приходили, чтобы им было интересно заниматься. Моя главная задача — дать каждому ребенку возможность поверить в свои силы и не бояться совершить ошибку.

Логопед работает в связке с дефектологом и психологом

— Каковы первые шаги в работе, когда к вам приходит новый ребенок?

– Все дети, которые поступают в наш ЦССВ, обязательно приходят ко мне, чтобы познакомиться и пройти обследование. У дошкольников я проверяю навыки устной речи и даю простые, доступные задания в игровой форме. У детей школьного возраста обследую еще и навыки письменной речи, чтения. Затем в зависимости от нарушений каждого ребенка разрабатываю индивидуальный план работы, формирую подгруппы и начинаю занятия.

— Вы взаимодействуете с другими специалистами?

– Конечно! Логопед не может работать без помощи психологов и дефектологов, хирургов. Часто во время диагностики я прошу назначить дополнительные исследования, чтобы выяснить первоисточник проблемы и коллективно ее решить. Например, у одного ребенка не поднимался наверх язык — уздечка была слишком короткая. Я назначила ему консультацию с хирургом, недавно прошла операция. Как только швы затянулись, мы начали логопедическую гимнастику и смогли поставить мальчику звук «Р». Теперь он рычит у нас, как настоящий тигр!

— Как проходит занятие?

– Подгруппы у меня небольшие — всего 3-4 человека: детям так легче усваивать материал, а мне проще находить к каждому индивидуальный подход. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Длина каждого урока зависит от возраста ребят: с совсем маленькими занимаюсь не больше 10 минут, с детьми от 3 до 5 лет — 20 минут, со старшими дошкольниками — 25–30 минут, со школьниками — 35–40 минут. Сами занятия я обычно строю в зависимости от календарно-тематического плана. Сейчас у нас осень, поэтому с детьми мы и говорим об осени. Загадываю загадки о дожде, листопаде, задаю наводящие вопросы, читаю стихотворения. Стараюсь увлечь детей и прошу, например, представить зайчика, который никогда не видел осень, и рассказать ему о том, что происходит в это время года. Во время занятий обязательно делаем динамическую паузу, физкультурную минутку, чтобы дети не уставали и не теряли внимание. В конце занятия обычно подводим итоги и еще раз закрепляем пройденный материал. Иногда я провожу и индивидуальные занятия — если ребенку потребуется.

— С какими проблемами сталкиваетесь во время занятий и как их решаете?

– Иногда дети как будто не хотят заниматься. Тогда я пересматриваю структуру урока и стараюсь найти проблему, которая часто может быть связана с эмоциональным состоянием ребенка. Всегда чувствуется, готов ребенок к занятию или его что-то тревожит. Тогда я начинаю с ним беседовать, задаю наводящие вопросы — и ребенок делится, выговаривается и уже после этого готов работать.

Прогресс — это маленькие победы малыша над разными трудностями

— Всегда ли занятия идут по плану?

– Когда как. Часто бывает, что я запланировала одно занятие, а дети хотят поделать что-то другое: разучить скороговорки, поиграть в интересную игру. С одним из подопечных, например, мы начали разучивать алфавит: после буквы «А» он захотел выучить букву «П» — все потому, что очень хотел написать слово «папа». Научились! Я всегда учитываю желания детей — только так получается эффективная работа. План я обычно составляю на полгода. Если вижу, что дети все быстро освоили, то пишу новый. Если не успевают пройти, то все повторяем — дети ведь могут быть и на госпитализации, и на обследовании. Каких-то жестких ограничений нет.

— Как понимаете, что ребенок прогрессирует?

– После каждого занятия фиксирую минимальные изменения в речи ребенка и в конце каждого месяца сдаю отчет о том, чего он достиг. В конце каждого учебного года тоже провожу диагностику и сравниваю ее результаты с тем, что было в начале. Прогресс каждого ребенка зависит от многих факторов: как быстро он адаптировался к нашим условиям жизни, какое у него физическое состояние и не болел ли он до этого, насколько он в целом готов воспринимать новый материал. Не менее важно — в каких условиях ребенок жил до того, как попал к нам: у многих детей проблемы были в жизни, часто сильные и трагичные, и это тоже шрамы оставило на сердце и душе. Со своей стороны стараюсь выстроить занятие так, чтобы на каждом занятии каждый ребенок почувствовал результат от проделанной работы, осознал, что совершил маленькую победу над своими трудностями, приобрел уверенность. И если это происходит, то идет динамика, прогресс в развитии.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о творческих работах к летнему семейному проекту «Любимые цветы детства»Фотоотчёт о творческих работах к летнему семейному проекту «Любимые цветы детства» Публикация является продолжением серии постов о реализации летнего семейного проекта «Любимые цветы детства». Материал будет интересен.

Фотоотчёт по аппликации «Полярная сова» в средней группеФотоотчёт по аппликации «Полярная сова» в средней группе Совы являются довольно обычнми обитателями лесов и полей нашей страны. Это большеголовые хищные птицы с огромными глазами. Страшный взгляд.

Календарно-тематический план воспитателя центра помощи семье и детям КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН воспитателя ГБУ СО "Центр социальной помощи семье и детям Почепского района" на 2015-2016 г. г. С е н т.

Конспект беседы по правовому воспитанию в старшей группе «Маленьким детям — большие права» Конспект беседы по правовому воспитанию в старшей группе: «Маленьким детям - большие права» Цель: формировать основы правового сознания.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Полярная сова»Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Полярная сова» Задачи: познакомить детей с жизнью северных животных; закреплять навыки нетрадиционной техникой - печать поролоновой губкой; развивать.

План работы с молодым специалистом План работы с молодым специалистом на 2016- 2017 учебный год Цель работы: развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога.

Видео-интервью «Разговор с родителями» Видео-интервью: разговор с родителями. Многие родители обращают внимание на то, что вроде бы дети дошкольного возраста умеет пользоваться.

Видео-круиз «Любовью дорожить умейте» для воспитанников Центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей Цель: Формирование у воспитанников гармонии чувств и красоты человеческих отношений. Задачи: 1. Помочь детям понять, что любовь — основа.

Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Эссе «Моя профессия учитель-логопед» Давайте познакомимся! Я, Чурбанова Елена Владимировна, учитель-логопед детского сада «Сказка»! К.

Эссе «Моя профессия -учитель-логопед» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Алёнушка» ЭССЕ «Моя профессия – учитель-логопед!» Учитель-логопед.

Библиотека изображений:

Публикация Как логопед помогает детям: интервью со специалистом из центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Департамент труда и социальной защиты на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Как логопед помогает детям: интервью со специалистом из центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда»
Опубликовано: 12 ноября 2020 в 23:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД