Лучший педагог года

К вопросу о методическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС до

Анна Сербов
К вопросу о методическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС до

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы профессиональной деятельности педагогов, возникающие при реализации государственного образовательного стандарта дошкольного образования, возможные пути преодоления трудностей посредством методического сопровождения профессиональной деятельности педагога.

Публикация «К вопросу о методическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах

Annotation : in the article the problems of professional activity of teachers, arising up during realization of state educational standard of preschool education, possible ways of overcoming of difficulties, are examined by means of methodical accompaniment of professional activity of teacher.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, система методической работы, методическое сопровождение педагогов, государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Keywords : professional activity, system of methodical work, methodical accompaniment of teachers, state educational standard of preschool education.

Современное состояние образовательной системы характеризуется стремительными изменениями, связанными с введением и реализацией государственных образовательных стандартов всех уровней образования, в том числе и дошкольного. Принятие такого документа как государственный образовательные стандарт дошкольного образования можно рассматривать как нововведение, поскольку ранее подобного документа не было. В основу государственного образовательного стандарта дошкольного образования заложены концепции культурологического, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов, требования соответствующих способов организации учебно- воспитательного процесса, что оказывает существенное влияние на профессиональную деятельность педагогического коллектива и методической работы в организации дошкольного образования. [ 3]

Данные подходы активно разрабатывались в теории психолого-педагогической науки во второй половине ХХ века. (Л. С. Выготский, Д. Б. Элькони, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. А. Люблинская, Е. В. Бондаревская, Р. М. Чумичева и др.).

Следует отметить, что ключевой фигурой в образовательном процессе остается педагог и от его подготовленности к профессиональной деятельности в новых условиях напрямую зависит успех реализации требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Современные требования к обеспечению психолого-педагогических условий для всестороннего развития личности ребенка в образовательном процессе, заложенные в государственном образовательном стандарте, привели к ряду трудностей и проблем, с которыми сталкиваются педагогов своей профессиональной деятельности. Как показывает анализ практики, они связаны в первую очередь с тем, что, в организациях дошкольного образования укоренилась традиция знаниевого подхода к проектированию и реализации учебно-воспитательного процесса. Педагоги слабо ориентируются в возможности практического применения концептуальных подходов, заложенных в основу государственного образовательного стандарта дошкольного образования (87%). Это одна из первостепенных проблем, препятствующих успешной реализации основных образовательных программ дошкольного образования, разработанных в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

В силу сложившейся многолетней практики использования авторитарно-знаниевого похода, предполагающего репродуктивное усвоение детьми ЗУНов, большая часть педагогов-практиков (79 %) убеждена, что традиционные способы и методы обучения и воспитания вполне применимы и результативны в новых образовательных условиях. При этом не принимается во внимание то, что информация, транслируемая педагогом, направлена преимущественно на развитие памяти малышей, нежели формирование обобщенных способов самостоятельной деятельности и развитие мыслительных операций, необходимые для становления логического мышления, как того требует современная образовательная ситуация.

Многочисленные публикации в периодической методической литературе в период последнего десятилетия свидетельствуют о том, что из организации детской жизни практически исчезли творческие, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, что значительно обедняет процесс личностного развития дошкольников. Педагоги-практики декларативно реализуют данное направление деятельности, часто представляя его в «фестивальных» демонстрационных формах, в виде открытых показательных мероприятиях, вместо системной работы по развитию игровой деятельности дошкольников. [1;.2; 5]

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на создание условия для развития самостоятельной игровой деятельности дошкольников, являющейся эффективным средством дальнейшей успешной социализации на последующих этапах развития личности ребенка. Однако анализ методической готовности педагогов к организации и реализации процесса развития игровой деятельности дошкольников показал, что около 60% педагогов не владеют данной методикой и заменяют игровыми упражнениями и заданиями на занятиях активную игровую деятельность дошкольников. [4]

Немаловажным, на наш взгляд, является и то, что в существующей системе методической работы с педагогическими кадрами в организациях дошкольного образования преобладают малоэффективные формы развития профессиональных компетенций педагогов в области организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста на основе культурологического, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. Таким образом, нами обнаружены существующие противоречия между:

существующим уровнем теоретико-методической готовности педагогов к профессиональной деятельности и реальными требованиями к реализации новых подходов, заложенных в государственном образовательном стандарте дошкольного образования;

между сложившимся стереотипом организации педагогического процесса на основе традиционной авторитарно-знаниевой парадигмы и необходимостью проектирования и реализации культурологического, личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов. В образовании детей дошкольного возраста;

между существующей традицией использования в системе методической работы малоэффективных форм повышения уровня профессиональной деятельности и активными формами методического сопровождения педагогов в новых условиях функционирования дошкольного образования.

Вышеперечисленные противоречия, связанные с проектированием и реализацией педагогического процесса в новых условиях убеждают в необходимости обновления методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов с учетом требований государственного образовательного стандарта дошкольного образования, имеющегося педагогического опыта и уровня профессиональной подготовки педагогов.

Вопросу обеспечения методического сопровождения деятельности педагогов по повышению профессиональной компетентности в условиях реализации государственных образовательных стандартов дошкольного образования посвящены ряд работ К. Ю. Белой, И. Б. Вербицкой, А. А. Майер, В. П. Дубровой, Е. П. Милошевич, Т. Т. Федоровой и др.

Исследователи отмечают, что процессе сопровождения профессиональной деятельности педагогов в новых условиях требует поиска новых эффективных форм работы, с целью активизации каждого педагога как непосредственного участника реализации основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной с учетом требований государственного образовательного стандарта, стимулирования инновационной деятельности педагогов. [2;4;6;7]

Решение данной проблемы исследователи видят в создании системы методической поддержки профессиональной деятельности педагогов посредством активного применения, ставших традиционными интерактивных методов и форм методической работы. Они отмечают, что основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения, в том числе и профессионального. Ценность такого подхода в том, что он обеспечивает обратную связь, откровенный обмен мнениями, формирует положительное отношение к инновационным изменениям, позволяет снять отчуждение и сопротивление новшествам в дошкольном образовании. [2;4;6;9]

Одним из преимуществ интерактивных способов повышения уровня профессиональной деятельности является создание комфортных условий обучения, таких, при которых педагог чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффек-тивным весь процесс методического сопровождения профессиональной деятельности.

В соответствии с вышеизложенным нами сформулировано предположение о том, что методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов организаций дошкольного образования станет более эффективным, если будет разработана система методического сопровождения, которая построена на компетентностном и деятельностном подходе к повышению уровня профессиональной деятельности педагогов, разработана с учетом профессионального опыта, подготовленности к инновационной деятельности и включает пять взаимосвязанных компонентов (целевой, теоретико- методологический, процессуальный, диагностический, аналитико-результативный).

Условиями эффективности системы методического сопровождения педагогов должны стать

а) оказание методической помощи в решении индивидуальных проблем профессионального развития педагога;

б) формирование профессиональной мотивации к инновационной деятельности, выражающейся в убежденности педагога в эффективности профессиональной деятельности на концептуальных основах, заложенных в государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Список литературы

1. Белая К. Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением: Автореф. Дисс. кан. пед. наук. -М., 1998. 19 с.

2. Вербицкая, И. Б. Методическое сопровождение педагогов дошкольных образовательных учреждений / И. Б. Вербицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 467-469. — URL : https://moluch.ru/archive/207/50749/ ( дата обращения: 23.10.2021).

3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ПриказМП ПМР № 318 от 28 февраля 2017 г. «Об утверждении решения Коллегии Министерства просвещения Приднестровской Молдавской Республики»)

4. Давлятшина О. В. Научно-методическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов в условиях образовательной организации [Текст] / О. В. Давлятшина // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – № 1. – С. 158–164

5. Дошкольное образование в XXI веке [Текст] //Сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием. Уфа, 26 апреля 2013. — Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 2013. — 574 с

6. Дуброва В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. П. Дуброва, Е. П. Милошевич. – М. : Новая школа, 1995.- 124 с.

7. Майер, А. А. Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ [Текст] : методическое пособие / А. А. Майер. — М. : ТЦ Сфера, 2012. 128 с.

8. Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей [Текст] : материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Кемерово, 19– 20 февраля 2014 года: в 2 ч. /ред. Кол. : Е. А. Пахомова, А. В. Чепкасов, О. Г. Красношлыкова и др. — Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2014. — Ч. 1. — 288с.

9. Федорова, Т. Т. Приоритетные направления деятельности методической службы / Т. Т. Федорова // Методист. - 2005.- №5. - с. 24-26.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Проектная деятельность в условиях ДОУ как инструмент практической реализации ФГОС I. Проектный метод в деятельности ДОУ 1.1 Метод проектов как инструмент практической реализации ФГОС Сегодня государством поставлена.

Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОСТворческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС "Творческие выставки как форма работы с родителями в ДОУ в условиях реализации ФГОС". С 1 января 2014 года в нашей стране был введен в.

Диссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС доДиссеминация педагогического опыта в условиях реализации ФГОС до Наш детский сад является стажировочной площадкой ГАОУ ДПО "Института развития образования"Свердловской области и проводит муниципальные.

Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС Лэпбук по развитию речи «Волшебная страна» в условиях реализации ФГОС  В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается, как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит.

Метапредметный подход на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования.

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС доМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС до Методическая разработка. Продолжение. Проект по организации мини-музея в средней группе «Пчелки». 1. Название проекта – «Мини-музей «Воинская.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
К вопросу о методическом сопровождении профессиональной деятельности педагогов в условиях реализации ФГОС до
Опубликовано: 18 января 2022 в 12:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД