МААМ-картинки

Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Бубенщикова Татьяна
Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков

Вырастить патриота - достойного гражданина нашего общества, является одной из важнейших задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество, потому не наследуется, а формируется. Нравственно-патриотическое воспитание – одна из актуальных и важнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Задачи педагогов и родителей – как можно раньше пробудить к ребенку любовь к родной земле, воспитывать любовь и уважение к матери, семье, улице, городу, чувство гордости за достижения страны, уважение к армии, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. Ведь все это и составляет истоки нравственно-патриотического воспитания, которое зарождается в познании дошкольника, а формируется в процессе систематического и целенаправленного развития. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Публикация «Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Из всех образовательных областей художественно-эстетического развития, единственно по-настоящему воспитывающей духовно-нравственное, патриотическое начало является музыка, так как она способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, преобразовывать его мировоззрение и отношение к окружающему миру и воспитывать нравственность и душевное благородство.

Занимаясь музыкальной образовательной деятельностью, ставятся следующие задачи:

-всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно-нравственное воспитание музыкой;

-активизация познавательной деятельности детей;

-воспитание силой музыки внутреннего мира ребенка, отношения к окружающей действительности, формирование жизненной позиции;

-овладение языком музыкального искусства на основе полученных знаний и навыков.

Для реализации этих задач я использую такие виды и формы организации музыкальной деятельности как : музыкальные занятия комплексные и тематические, беседы-концерты, праздники и развлечения с родителями, спортивно-музыкальные, игровые досуги, литературно-музыкальные гостиные, викторины. Все мероприятия провожу совместно с инструктором по физической культуре. Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными областями и задача педагога, осуществляющего музыкальное воспитание детей, в тесном контакте с воспитателями, родителями и педагогами систематизировать и активизи-ровать деятельность и способствовать рождению нравственного и духовного мира ребенка, его личного отношения к окружающему миру.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. При знакомстве на занятиях, досугах и народных праздниках с прибаутками, календарным, игровым, потешным фольклором, народными музыкальными инструментами обогащается внутренний мир ребёнка, они осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и усваивают народные мелодии, переживания простого русского народа, воспевание красоты родной природы. Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах : «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р. н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка».

Народная тематика используется на таких праздниках как «Осенины», «Осенние гуляния», «Веселая масленица», где дети водят хороводы, поют народные песни, кричат зазывалки и т. д.

Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема защитников Отечества. Эта тема очень любима детьми. Песни этой тематики легко запоминаются детьми, содержание созвучно с желаниями быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Они слушают и с большой гордостью исполняют патриотические песни: «Гимн РФ» муз. А. Александрова, сл. С. Михалкова, «Звезда Россия» Ю. Таран, «Росиночка–Россия» муз. Е. Зарицкой, сл. И. Шевчука, «Морской капитан» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва, «Песня о пограничнике» муз. С. Богуславского, сл. О. Высотской, «Есть такая профессия – Родину защищать» муз. Н. Лукониной, сл. Л. Чадовой, с увлечением исполняют танцы и играют в военные игры, перевоплощаясь в лётчиков, моряков.

Совместно с папами проходят развлечения к 23 февраля.

В сознании каждого ребенка тема Дня Победы находит особый отклик. В процессе ознакомления с музыкой и песнями тех времен и о тех временах, в ней раскрывается величие подвига, героизма советского солдата, воспитывает уважение к ветеранам войны. Музыкальный материал, разучиваемый по этой теме, дети любят и еще долго вспоминают в свободной деятельности. Военные песни являются патриотическими, так как они имеют такое воздействие на человека, что хочется радоваться победе, гордиться, любить и защищать её. Дети слушают: «Нам нужна одна Победа» муз. и сл. Б. Окуджавы, «Священная война» муз. А. Александрова. С особым удовольствием исполняются песни военных лет совместно с воспитателями и приглашёнными гостями на праздничные мероприятия, такие как: «День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, «Огонек» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского, «Катюша» муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского и т. д.

Одним из этапов нравственно-патриотического воспитания является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для дошкольника Родина – это мама, семья, окружающие, детский сад, друзья. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему. Музыкальный репертуар несет большое воспитательное воздействие на душу ребенка. В него входит большое количество музыки для слушания : классической, народной и современной. Дети знакомятся с произведениями П. И. Чайковского из «Детского альбома», «Музыкальными шедеврами» О. П. Радыновой.

Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Она учит доброте, дружбе, уважению старших, любви к маме, Родине, своему городу и детскому саду: «Если добрый ты» Б. Савельева, «Улыбка» В. Шаинского, «Детский сад» Е. Зарецкой, «Самая хорошая» А. Иванникова, «Мама» Ю. Верижникова, «Здравствуй, Родина моя» Ю. Чичкова, «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» Д. Тухманова и т. д.

Также немаловажную роль в воспитании патриотизма играет знакомство детей со столицей нашей Родины, с символикой и гимнами России, родного города Богдановича. Дети с интересом узнают о том месте, где они родились и живут, знакомятся с музыкальной культурой родного края, песнями о родном городе, национальностями, населяющими его, их традициях, обычаях, музыкальной культуре, принимают активное участие в торжествах, посвящённых дню родного города и Дню России.

Чувство любви к родной природе еще одно из слагаемых патриотизма. Это достигается различными средствами, в том числе средствами музыкального искусства. Дети с удовольствием слушают музыкальные произведения, в которых переданы образы животных, птиц, образы природы, что способствует развитию воображения и представления о мире. (П. И. Чайковский альбом «Времена года», Ж. К. Сен-Санс «Карнавал животных», произведения Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Гречанинова)

Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родине и всему окружающему. Благодаря этому у детей формируется чувство ответственности и уважения к истории и культуре народной страны, края, города, воспитывается чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине. А от нас, педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. И пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольниковСетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников «Сетевое взаимодействие в процессе реализации нравственно-патриотического, духовного воспитания и этнокультурного наследия дошкольников.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Центр нравственно-патриотического воспитания в средней группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в средней группе Нравственно-патриотический уголок. В настоящее время важным направлением в воспитании подрастающего поколения является нравственно-патриотическое.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Библиотека изображений:

Публикация Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Бубенщикова Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников
Опубликовано: 6 января 2024 в 19:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД