Лучший педагог года

Опыт работы «Развитие речи через движения пальцев рук у детей раннего возраста»

Мария Плотских
Опыт работы «Развитие речи через движения пальцев рук у детей раннего возраста»

Из опыта работы

«Развитие речи через движения пальцев рук у детей раннего возраста"

2. Условия возникновения педагогического опыта.

Публикация «Опыт работы „Развитие речи через движения пальцев рук у детей раннего возраста“» размещена в разделах

В ходе многолетних наблюдений за детьми раннего возраста было выявлено, что задержка в развитии речи тяжело сказывается на общем развитии маленького ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребёнка. Для детей с речевой патологией немалую сложность представляют движения пальцев рук, так как мелкая моторика тесно связана с речевой функцией. Отмечено стимулирующее влияние функции руки на развитие психических функций и деятельность головного мозга в целом. В мою группу приходили дети, большинство которых не владели тонкими движениями рук. Этих ребятишек отличала общая скованность, медлительность в выполнении движений, задержка в развитии речи, хотя они были здоровы, не страдали нарушениями слуха или поражение центральной нервной системы. Упражнения, разработанные отечественными исследователями, дали возможность развивать речь через движения пальцев рук.

3. Актуальность педагогического опыта.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые им нужно нам передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Наблюдения показали, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Регулярные упражнения и игры с предметами, зажатыми в кисти руки маленького ребёнка, улучшают память, умственные способности, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Простые движения рук способны улучшить произношение многих звуков, а значит и развивать речь.

4. Теоретическая база опыта.

Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была здесь роль руки, она дала возможность путём движений постепенно развивать речь. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно ещё во II веке до н. э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводили в гармоничное отношение тело и разум, поддерживали мозговые системы в оптимальном состоянии. Японский врач Намикоси Токудзиро разработал оздоравливающую методику воздействия на кисти рук.

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают

большое стимулирующее влияние функции руки. Выдающий русский

просветитель XVIII Н. И. Новиков ещё в 1782г. утверждал, что на протяжении

всего раннего детства сначала развиваются тонкие движения пальцев рук,

затем появляется артикуляция слогов, все последующее совершенствование

речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки

движений пальцев рук. Английский психолог Д. Селли также придавал очень

большое значение «созидательной работе рук» для развития речи детей.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были

тесно связаны с речью и способствовали её развитию. Великий русский

педагог К. Д. Ушинский писал в своё время, движения рук являются могучим

средством «развязывания» языка ребёнка. Электрофизиологические

исследования, проведённые Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой показали, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Так, давно было известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.

5. Новизна опыта.

Данный опыт работы предусматривает комплексный подход к решению проблемы развития речи посредством создания системы работы по развитию движений пальцев рук с детьми раннего возраста.

1. Организована предметно-развивающая среда группы, позволяющая детям

совершенствовать пальцевую моторику, развивать навыки общения и речь.

2. Систематизирован и обобщён материал для развития движений пальцев

рук.

3. Составлены комплексы пальчиковой гимнастики, игр с предметами и

материалами, игровые занятия по лепке из солёного теста, планирование

совместной деятельности детей и взрослых по аппликации.

4. Разработан перспективный план игр-занятий по развитию движений пальцев

рук.

6. Ведущая педагогическая идея.

Цель: создание условий для развития речи у, детей раннего возраста

посредством движений пальцев рук.

Принципы:

• Наглядно, доступно, систематическое вооружение детей новым

материалом от простого к сложному.

• Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных

особенностей детей.

• Использование личностно-ориентированного подхода в организации

педагогической деятельности.

• Учёт времени активности малыша и его эмоционального настроя.

7. Технология педагогического опыта.

В данном опыте представлены специальные игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В процессе обыгрывания сюжета и выполнений практических действий с тестом, с предметами и материалами и т. д. ведётся непрерывный разговор с детьми, используются потешки, стихотворения, загадки, прибаутки. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность.

Созданная система работы по данному направлению включает в себя: Организацию совместной деятельности с детьми:

- Игры с предметами и материалами;

- Пальчиковая гимнастика;

- Совместная деятельность по аппликации;

- Игровые занятия по лепке из теста.

Работа по развитию речи через движения пальцев рук у детей раннего возраста необходимо осуществлять с использованием педагогических методов и приё мов:

• Наглядные методы (при выполнении упражнений показ положения

пальцев и кисти).

Методические приё мы: показ действия образца.

• Словесные методы (сопровождение игры звукоподражаниями, стихами,

ласковыми словами).

Методические приё мы: вопросы к детям, указания, пояснения, объяснения.

• Игровые методы (подбор фигурок, которые изображают предметы,

животных, птиц).

Методические приё мы: сюрпризные моменты, создание игровой ситуации, внезапное появление объектов.

• Практические методы (использование стандартного и разнообразного бросового материала). Методические приё мы: подражание.

При организации детской деятельности используются такие формы работы :

- Индивидуальные игры-занятия;

- Групповые игровые занятия;

- Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Игры с предметами и материалами.

1. Предметы подбираются в соответствии с целью задания.

2. Уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным

особенностям ребёнка.

3. Необходимо обыгрывать сюжеты игр-занятий, чтобы заинтересовать малышей.

4. Игры проводятся в свободное время индивидуально или небольшой группой

детей.

5. Не допускать переутомления детей — длительность игры не превышает 5-10

минут.

6. Во время игр учитывать все меры безопасности.

7. Применять методы: показ действий, действия руками ребёнка, поэтапная

словесная инструкция.

Пальчиковая гимнастика.

1. Пальчиковые игры и упражнения проводятся:

* В перерывах между занятиями;

* Во время совместной игровой деятельности;

* В помещении или на прогулке;

* В качестве физкультминуток на занятиях.

2. Упражнения с пальчиками выполняются не более 5 минут, показав образец

выполнения.

3. Применять методы обучения: показ действий, действия

руками ребёнка, самостоятельные действия ребёнка.

Совместная деятельность по аппликации:

1. Для доступности занятия следует проводить с учётом их возрастных особенностей и возможностей.

2. Фигурки для аппликации должны быть достаточно крупными, чтобы малышам

было удобно работать с ними.

3. Удобно использовать двустороннюю цветную бумагу, в это случае маленькие

дошколята не будут путать, какую сторону необходимо приклеивать.

4. При обучении детей приклеиванию деталей лучше использовать клейстер,

сваренный из муки или крахмала, который малыши могут намазывать

пальчиками или клеящим карандашом.

5. Аппликация проводится еженедельно с небольшой группой детей или

индивидуально.

6. Длительность совместной деятельности по аппликации можно

варьировать в зависимости от ситуации и желания детей (примерно 7-10 минут).

7. Чтобы заинтересовать малышей, надо обыграть ситуацию и эмоционально

прокомментировать сюжет аппликации.

8. В процессе обыгрывания сюжета и выполнений практических действий

необходимо вести непрерывный разговор с детьми.

9. Аппликация проводится в форме игры, учитывая возрастные особенности детей

и их возможности. В процессе работы соблюдаются все меры безопасности.

Игровые занятия по лепке из теста:

1 .Лепка из теста проводится в форме игровых занятий еженедельно с небольшой

группой детей 3-4 ребёнка.

2. При обыгрывании сюжета могут использоваться игрушки.

3. Использовать разнообразные приё мы действий с тестом: разминание,

ощипывание, сплющивание, «шлёпанье».

4. Игровая деятельность сопровождается комментариями педагога.

5. Используется тематическое планирование: одна тема в месяц.

6. Длительность игровых занятий 5-7 минут.

7. В процессе работы соблюдаются все меры безопасности, учитывается возраст и

уровень возможностей и интересов детей.

Рецепт приготовления солёного теста.

1 стакан муки,

0,5 стакана соли,

0,5 стакана воды,

2 столовые ложки растительного масла

Рецепт клейстера:

Одна чайная ложка муки или крахмала развести в небольшом количестве тёплой воды, затем в получившийся раствор влить кипяток, непрерывно помешивая.

Приложение

Игровые занятия с детьми 2 группы раннего возраста

по лепке из соленого теста

Игровое занятие №1

Тема: «Тесто — шлёп - шлёп».

Цель: познакомить детей с тестом, учить шлёпать ладонями обеих рук по тесту.

Ход игры: Воспитатель шлепает по тесту своей ладонью. Попросить детей повторить действие. Воспитатель: Шлёп, Шлёп, шлёп моя ладошка! Получилась тонкая лепёшка!

Игровое занятие № 2 Тема: «Покормим птиц».

Цель: продолжать знакомить детей с тестом и его свойствами, научить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска.

Ход игры: Показать детям игрушечных птиц, продемонстрировать, как они летают, прыгают. Предложить покормить их крошками. Раздать детям кусочки теста - это «хлеб». Показать, как можно отщипывать от куска хлеба маленькие кусочки - это «крошки». Предложить малышам отщипывать крошки и складывать их на поднос, чтобы получилось много «крошек». Показать, как птицы клюют крошки, благодарят детей.

Игровое занятие №3

Тема: «Блинчики».

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами теста, учить сплющивать шарики при

помощи пальчиков рук.

Ход игры: Рассмотреть с детьми готовый блинчик, сделанный воспитателем. Обратить внимание детей на то, что блинчик плоский и круглый. Предложить малышам сделать блинчики для кукол. При необходимости показать ещё раз, как нужно сплющивать шарик, или взяв руки ребенка, действуя его руками. Готовые поделки обыграть, разложить блинчики на тарелочки, угостить кукол.

Игровое занятие №4

Тема: «Конфеты на тарелочке».

Цель: учить надавливать указательным пальцем на шарик, формировать положительное отношение к лепке.

Ход игры: Предложить детям лист с нарисованным кругом или вырезанный круг. Воспитатель: это тарелочка, она круглая. На тарелочке есть что-нибудь? Нет. А к нам сегодня придут гости. Давайте положим на тарелочку конфеты. Положить на «тарелочку» шарики из теста и предложить ребенку нажать на него пальчиком. Воспитатель: Какие красивые конфеты получились! Наверное, вкусные! А вот и гости идут. Тук-тук-тук! Кто там? Это я, собачка! Ав, ав! Здравствуйте, собачка! Заходи к нам в гости! Угощайся конфетами.

Игровое занятие № 5 Тема: «Колбаска».

Цель: показать детям, как раскатывать из теста колбаски, вызвать эмоции от лепки. Ход игры: Объяснить детям, что они будут лепить колбаску. Показать, как можно раскатать колбаску, постепенно передвигая ладошку с одного конца на другой. Обыграть готовые поделки.

Игровое занятие №6

Тема: «Пирожки».

Цель: научить детей скатывать шарики из теста в руках, развивать мелкую моторику. Ход игры: Предложить детям перекладывать тесто из одной руки в другую. Действия сопровождаем песенкой:

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А для милой мамочки

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай мамочка,

Вкусные два пряничка.

Я ребяток позову -

Пирожками угощу.

Если у кого-то не получается, можно обхватить руки малыша и сделать пирожок вместе.

Игровое занятие №7

Тема: «Бусы».

Цель: учить детей вдавливать шарики из теста в пластилиновую основу в определенном порядке.

Ход игры: Показать детям основу и выложить на ней бусы для мамы. Обратить внимание детей на то, что «бусинки» располагаются рядом друг с другом на одной ниточке. Предложить детям сделать бусы самостоятельно. Чтобы детям было легче ориентироваться нарисовать на поверхности пластилина «нитку».

Игровое занятие № 8 Тема: «Булка с изюмом».

Цель: учить детей вдавливать детали в тестяную основу.

Ход игры - лепки: Раздать детям шарики из теста и изюм. Предложить сделать булки с изюмом - показать, как можно вдавливать в тесто по одной изюминке. Предложить детям дальше действовать самостоятельно.

Игровое занятие №9

Тема: «Солнышко».

Цель: учить детей надавливающим движением указательного пальца размазывать тесто на картоне.

Ход игры: Воспитатель: у вас на картинках голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? Потому что у солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем луч - вот так.

Предложить детям нажать пальчиком на край солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону - так получается солнечный луч. Воспитатель: вот какой получился луч! Давайте сделаем солнышку много лучей! Теперь оно светит ярко.

Совместная деятельность воспитателя и детей I младшей

группы по аппликации.

Тема №1 «Мячики».

Цель: учить детей прикладывать изображение проклеиной стороной к бумаге, прижимать

его ладонью. Учить располагать изображения на листе картона, развивать на листе

моторику рук.

Ход проведения: Игра с резиновыми мячами. Воспитатель. Посмотрите, вот мячики.

Поиграйте с ними - покатайте мячи по полу. Теперь давайте соберем мячики в коробку -вот

так. Затем показать малышам разноцветные круги, вырезанные из цветной бумаги и

аппликацию - образец.

Воспитатель: А вот круги. Правда, они похожи на разноцветные мячи? Давайте и мы

спрячем бумажные мячики в коробку. Помочь детям разложить круги на листе бумаги.

Затем поднять лист чтобы кружочки упали. Обратить внимание детей на то, что на образце

круги приклеены. Предложить и детям приклеить круги.

Тема №2 «Кубики».

Цель: учить с помощью воспитателя наносить клей, прикладывать изображение проклеенной стороной к бумаге, формировать положительное отношение к аппликации.

Ход проведения: Показать детям пластмассовые кубики. Воспитатель, вот разноцветные

кубики. Поиграйте с ними - выложите дорожку. Затем показать квадраты, вырезанные из

цветной бумаги. Воспитатель: а вот квадраты. Правда они похожи на кубики? Давайте сделаем красивую картинку, приклеим квадраты к бумаге и получится картинка. Разноцветные кубики.

Тема №3 «Мухомор».

Цель: продолжать учить аккуратно прикладывать и приклеивать детали к картинке, учить располагать шарики на ровном расстоянии друг от друга, знакомить с окружающим миром. Ход проведения: Показать детям картинку с изображением мухомора. Воспитатель: давайте внимательно рассмотрим мухомор. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке? Белые крапинки. Раздать детям заголовки с изображениями мухоморов и белые кружочки. Посмотрите, у вас на картинках тоже изображен мухомор. Только чего-то у него не хватает. Кто догадался? Правильно, белых крапинок на шляпке. Давайте приклеим на шляпку белые крапинки, чтобы все узнали его, не стали срывать и есть ядовитый гриб.

Тема №4 «Утята».

Цель: закреплять практические навыки аппликации, формировать пространственные представления, развивать тонкие движения пальчиков. Ход проведения: Воспитатель: давайте поиграем в утят!

Утята плывут,

Лапками гребут.

Покажите, как утята гребут лапками.

Игра начинается, Брызги разлетаются!

Предложить детям изобразить брызги, взмахнув руками вверх, а затем разведя их в

стороны. Раздать детям картон - это пруд, и фигурки утят. Обратить внимание малышей на

то, что утята плавают в определенном положении (нельзя приклеивать фигурки вниз

головой).

Тема №5 «Полосатый коврик».

Цель: продолжать учить располагать изображения на основе, учить подбирать сочетания различных цветов, использовать их в речи, продолжать наносить клей кисточкой на детали.

Ход проведения: Воспитатель: посмотрите кто к нам сегодня пришел. Это песик - Бобик. А где же коврик? Давайте сделаем коврик для Бобика. Показать малышам образец аппликации. Разделить основу - лист прямыми линиями и предложить детям приклеить разноцветные полоски.

Тема №6 «Кораблики».

Цель: закреплять у детей практические навыки аппликации, учить правильно располагать изображения на листе бумаги, развивать фантазию.

Ход проведения: Воспитатель: в синем море, на голубом просторе плавают кораблики. Раздать детям заготовки, нарисовав на листе синего картона волны, которые помогут малышам расположить кораблики не листе.

Тема №7 «Букет».

Цель: закреплять у детей практические навыки аппликации, закреплять знания об основных цветах, продолжать формировать интерес к аппликации.

Ход проведения: Воспитатель: на зеленой полянке выросли красивые цветы. Пришли на полянку малыши и увидели цветы. Дети принесли и поставили в вазу с водой, получился настоящий букет. Раздать детям заготовки для аппликации и бумажные цветы и предложить поставить букет в вазу.

Тема №8 «Гусеница».

Цель: продолжать обучать детей навыкам работы с бумагой и клеем. Развивать пространственные представления, развивать творчество и фантазию.

Ход проведения: Показать детям основу и выложить гусеницу из разноцветных кружочков. Обратить внимание детей на то, что гусеницы могут быть прямыми и изогнутыми, длинными и короткими, большими и маленькими. Затем раздать детям бумажные кружочки и предложить выложить гусеницу.

Тема №9 «Машинки».

Цель: продолжать учить правильно располагать изображения на основе и приклеивать их, помогать систематизировать представления об окружающем мире, развивать тонкие движения рук.

Ход проведения: Воспитатель: вот дорога. По дороге едут машины. Много машин. Машины едут друг за другом. Показать и детям, как расположить машины на дороге — все машины должны двигаться в одну сторону.

Картотека игр с предметами

с 1-года до 2-х лет.

«Ветерок»

Цель:

Укрепить мышцы пальцев и кистей рук,

Ход игры:

Предложить детям сжать в ладони резиновый предмет, выпуская

из отверстия воздух: «Вот как дует ветерок!».

«Сдуй игрушку!» Цель:

Развивать силу рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Ход игры:

Раздать малышам надувные игрушки и предложить поиграть с ними. После того как дети наиграются, попросить их выпустить из игрушек воздух. Показать детям, как открыть клапан и сжать игрушку в руках. («Сейчас наши игрушки полненькие, с толстенькими животиками. Игрушки долго- долго играли, устали и стали худенькие… Вот такие!»).

«Следы»

Цель:

Формировать контроль над мышечными ощущениями.

Ход игры:

Предложить ребёнку проложить следы к домику на дорожке из

пластилина: «К домику прошла кошечка. Она маленькая, наступает

легко. Потом прошла собачка. Она наступает сильнее».

Упражнение проводится каждым пальцем- отдельно.

«Тук-тук».

Цель:

Развивать моторику руки. Ход игры:

Воспитатель читает стихотворный текст, а дети отстукивают

кубиками друг об друга: «Тук-тук - я стучу,

Новый домик сколочу».

«Бумажный мячик»

Цель:

Развиват ь мот орику рук. Ход игры:

Ребёнку предлагается скомкать лист бумаги, сделав из него

бумажный мячик.

Нагрузка даётся попеременно на каждую руку.

«Ловчий рыбок»

Цель:

Развивать силу рук, соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев.

Ход игры:

Прикрепить прищепки к краю игрушечного ведра. Предложить малышам снять прищепки и сложить их в ведерко. Предварительно показав детям как нажимать на концы прищепок одновременно двумя пальцами. Обыграть эту ситуацию: «Ребята поймали в реке рыбок и сложили их в ведёрко».

«Крутись карандаш»

Цель:

Сделать массаж ладоней, развивать силу рук,

Ход игры:

Раздать малышам карандаши и предложить покатать их по столу

вперёд- назад. («Чтобы карандаш не укатился, крепко надавите на

него ладошкой»). Можно предложить покатать карандаш между

ладонями. Использовать можно и шишки и орехи.

«Осенние листья»

Цель:

Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Ход игры;

Раздать детям листы бумаги и предложить сделать осенние

листья, разорвав бумагу на кусочки. Показать малышам, как это

делается, как листочки падают и кружатся на ветру. Затем

вместе, с детьми собрать листочки в кучку.

«Непослушные колечки»

Цель:

Развивать соотносящие, хватательные движения рук.

Ход игры:

Показать детям большую пирамидку и предложить снять с неё колечки. Затем показать малышам, как можно катить колечки: «Смотрите, какие непослушные колечки! Давайте, скорее, соберём их и наденем на палочку!».

«Покажи, пальчик»

Цель:

Развивать хватательные движения рук.

Ход игры:

Попросить детей поднять руки, растопырив пальчики. Надеть малышам на пальчики разноцветные бигуди, а затем предложить им снять их второй рукой. После того как дети научатся снимать бигуди с пальцев, попросить их самостоятельно надеть бигуди на пальцы себе и соседу : «Давайте нарядим наши пальчики в разноцветные одёжки ~ вот так!

«Волшебный коврик»

Цель:

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев

рук.

Ход игры:

Предложить малышам расстегнуть все застё жки на коврике: липучки, кнопки, молнии, пуговицы. Когда малыши научатся расстёгивать все застёжки, показать детям, как их застёгивать.

«Поиграй на пианино»

Цель:

Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

Ход игры:

Предложить детям поиграть на пианино, нажимая на клавиши

одним и несколькими пальцами.

Публикации по теме:

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми»Самоанализ «Развитие связной речи через творческие формы работы с детьми» Дошкольный возраст – период активного развития речи детей. Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых.

Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс»Опыт работы на тему «Развитие ребенка через игру «Марблс» Развитие ребенка через игру «Марблс»21 век - век компьютерных технологий. С первых месяцев жизни ребенок сталкивается с благами цивилизации,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие речи через движения пальцев рук у детей раннего возраста»
Опубликовано: 11 мая 2020 в 21:38
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие речи через движения пальцев рук у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Плотских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 июня. Пушкинский день России. Передвижка «Пушкин А.С.»

Ежегодный праздник, посвященный великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. 

5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД