МААМ-картинки

Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению игре на русских народных музыкальных инструментах

Чупина Татьяна
Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению игре на русских народных музыкальных инструментах

Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению игре на русских народных музыкальных инструментах.

Автор: Чупина Т. Г., педагог дополнительного

образования МУДО ДДТ «Автограф» г. Нерехта.

«Человек, который не знает родной музыки, не может быть настоящим патриотом своей Родины».

В. А. Сухомлинский

Публикация «Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению игре на русских народных музыкальных инструментах» размещена в разделах

Одной из целей «Концепции развития дополнительного образования в РФ до 2030гявляется следующая: «В рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ художественной направленности необходимо: содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации».

Я считаю, что первоначальное музыкальное воспитание детей надо осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнения ее на народных музыкальных инструментах. Узнавая мир народной музыки и инструментов, обучающийся попадает атмосферу прошлого. Особые звуки, тембры, мелодии затрагивают душу детей. Играя на народных инструментах, ребенок раскрывает свои личностные качества, самовыражается в творчестве. Народные инструменты, как носители духовных ценностей и творческого потенциала народа, воспитывают любовь и уважение к культуре своего народа.

К созданию ансамбля ложкарей в нашем городе Нерехта меня вдохновило знакомство с творчеством знаменитого в 70-е годы ансамбля «Рязанские ложкари». Долгие годы ансамблем руководил Первушин Виктор Иванович. За время своего существования, коллектив дал более 800 концертов. В 1971 году ансамблю было присвоено звание народного самодеятельного коллектива. Посмотрев выступление ансамбля по телевизору, я была в восторге от виртуозной, профессиональной игры участников. Они играли такие сложные ритмические рисунки на 2-х, 3-х и

4-х ложках, которые, мне тогда казалось, я не смогу освоить.

В 1974 году, на тот момент мне было всего 7 лет, на базе средней школы №-3 г. Нерехты под руководством Савиной Зинаиды Александровны был образован и начал свою творческую деятельность ансамбль ложкарей «Веснушки», участницей, которого я являлась на протяжении 10 школьных лет. С нарисованными веснушками, в нарядных костюмах мы выступали на всех школьных и городских смотрах, принимали участие в концертах, агитбригадах. Нас приглашали на праздничные, юбилейные мероприятия учреждений города. Кроме деревянных ложек мы играли и на других народных, музыкальных инструментах : бубны, треугольники, трещетки, различного вида погремушки, маракасы, колотушки т. д. Вариации и музыкальные композиции в основном исполнялись под аккомпанемент баяна и гармошки. Со временем появились в ансамбле и другие музыкальные инструменты это : мини гармошки, свирельки, жалейки, губные гармошки, стеклофон, ксилофон и балалайка. Позднее название ансамбля ложкарей «Веснушки» изменили, и наш ансамбль стал называться «Улыбка».

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносила нам, младшим школьникам, радость, желание побыстрее начать играть различные мелодии и больше узнать о традициях русской, народной музыкальной культуры. Именно тогда я всей душой полюбила народную музыку.

Закончив Ростовское музыкально-педагогическое училище в 1986 году, я совершенствовала свой опыт в практической деятельности, работая в различных детских коллективах города и района: Д. К. Лаврово, д / с «Ласточка», Д. К. «Юбилейный». Вместе с ребятами и их родителями мы не только играли на русских народных музыкальных инструментах, но и сами изготавливали их из бросового и подсобного материала.

Уже более 30 лет я являюсь руководителем ансамбля ложкарей «Улыбка» в средней школе №-3, сменив на этом посту своего педагога и настоящего друга – Савину Зинаиду Александровну. За это время я неоднократно проводила мастер – классы для музыкальных руководителей д/с города. С 2015 года являюсь руководителем ансамбля «Горенка» в МУ ДО ДДТ «Автограф» г. Нерехта. Бессменным аккомпаниатором был и, остается по сей день, наш Нерехтский композитор, автор песен: «Купола 7 церквей», «Нерехтчаночка», «Мой город» и др. - Николай Дмитриевич Оладов.

За годы своего существования ансамбль подготовил не одно поколение музыкантов, которые продолжают работать с детскими и взрослыми коллективами в разных регионах страны.

Детское объединение «Горенка», организуя обучение детей игре на русских музыкальных инструментах, осуществляет и важную воспитательную функцию.

Одной из целей обучения является формирование и развитие нравственно-патриотических чувств ребят.

Приобщая детей к народным инструментам я, как педагог, осуществляю реализацию следующих задач:

-создать условия для формирования у детей интереса к русским народным инструментам;

-сформировать знания элементарных основ русской народно-инструментальной культуры;

- ознакомить их с различными инструментами;

- обучить простейшим умениям и приемам игры на русских народных инструментах, правилам пользования инструментам;

-развить музыкальные способности – чувство ритма, тембровый слух, динамическое восприятие, музыкальную память;

-выявить и развить у детей индивидуальные творческие способности.

- привить любовь к музицированию;

-привлечь детей к активной творческо-исполнительской деятельности;

- воспитать гражданскую идентичность.

Формирую у детей навыки:

1. играть несложные мелодии индивидуально и в ансамбле.

2. узнавать по тембру различные РНМИ.

3. овладевать приемами игры: правильно расходовать дыхание, играя на дудочках; приглушать звучание колокольчиков, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, ложках и т. д.

4. играть в ансамбле, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать.

5. подбирать по слуху хорошо знакомые песенки, прибаутки, считалки.

6. импровизировать несложные попевки.

На первом этапе обучения знакомлю детей с инструментами : ложками, трещотками, коробочками, рубелями, бубенцами, хлопушками, свистульками, свирелями, погремушками и др. Ребята слушают их звучание. Много внимания уделяю традициям и обрядами русского народа, народным играм.

На втором этапе приступаю к обучению детей игре на русских народных инструментах. Освоение инструментов идет с нарастанием уровня сложности. Учу правильному обращению с инструментами, способам извлечения звуков, усвоению ритмических компонентов. При этом использую, практически, весь комплекс фольклора: сказки «Теремок», «Репка» и «Три медведя», где для каждого сказочного персонажа создается свой ритмический рисунок; русские народные песни : «Метелица», «Ах вы сени», «Во саду ли в огороде», «Как у наших у ворот»; игры, которые при изучении инструментального фольклора повышают интерес к занятию, снимают усталость.

На третьем этапе работы идет закрепление полученных знаний и умений, приобретение навыков оркестрового исполнения, развитие творческих способностей, талантов детей.

Русские народные инструменты развивают у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем – тембровый слух, музыкальную память, динамическое восприятие, интерес к музыкальной деятельности.

Игра на музыкальных инструментах может применяться в самых различных условиях – как на музыкальных занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Учитывая доступность и понятность русских народных музыкальных инструментов, включить их в музыкальные занятия не составляет ни какого труда. А так как игра на этих шумовых инструментах не требуют никакой музыкальной профессиональной подготовки, дети, играя на них, получают только положительные эмоции, испытывают радость от того, что они сами могут создавать музыку или дополнять ее. Воспитательное воздействие на детей, в этом случае, многократно усиливается.

Игра в оркестре, ансамбле дает очень хороший результат. Практика работы с детским оркестром русских народных инструментов показывает, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для восприятия народной музыки и приобретения первичных навыков игры в ансамбле, развития слуха, ритма.

Древние считали, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться и самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.

Обучая игре на народных инструментах, обязательно включаю в занятие сведения об истории их появления, музыковедческий материал, отражающий роль народного инструментального творчества в жизни разных слоев российского общества и др.

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Через организацию интегрированной познавательной деятельности, в которую входят увлекательные беседы, творческие задания, фольклорные игры, тематические музыкальные занятия, развлечения, утренники, посвященные народным праздникам, я поддерживаю интерес обучающихся к народной культуре, уважение к своим истокам, любовь к Родине.

Дети, а порой и их родители, впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность.

Подчиненные ритму природы, народные праздники – неиссякаемый источник не только русских традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. А какой праздник без русских народных инструментов. Звучание этих инструментов завораживают и окунают в мир любви и радости. Форма, орнамент, звук этих инструментов целиком погружают ребенка в культуру своего народа. Они становятся не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей воспитания в детях любви к своей Родине, природе, народу и быту.

Хотя учебный процесс идет на основе коллективных и групповых форм обучения, внимание уделяется каждому обучающемуся. Это позволяет мне, как педагогу, не только научить игре на инструменте, но и развить способности ребенка, вовремя разглядеть его таланты. Родители считают, что занятия способствуют не только освоению новых знаний и умений, но и формируют такие личностные качества как: усидчивость, ответственность, толерантность, коммуникабельность, доброту. Дети в процессе соприкосновения с истоками народной музыки серьезнее относятся к наследию прошлого своего народа.

Вместе с воспитанниками в оркестре играю и я. Это является хорошим стимулом для обучающихся. Много внимания уделяю подбору «музыкального материала», стремлюсь к тому, чтобы он был не только художественным и увлекательным для детей, но педагогически целесообразным и выполнял определенную воспитательную роль, вызывал у ребенка определенное настроение, образы, формировал черты характера.

Часто родители участвуют в досуговых мероприятиях вместе с детьми. Система таких праздников создаёт духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь, гордость за своих родных, укрепление межпоколенческих связей.

Особое внимание уделяется подготовке сценическо - обрядовых праздников. Такие события открывают перед воспитанниками новые страницы истории, приобщая их к традициям народной культуры и творчества. Подготовка и проведение таких праздников активизирует творчество детей, несёт в себе хороший воспитательный потенциал, формируя такие качества как гражданственность и патриотизм, уважение и толерантность к традициям и обычаям народов разных культур.

Для расширения кругозора детей, знаний о русском фольклоре и народной культуре, мы посещаем музеи народного творчества, просматриваем видеоматериалы о народной музыкальной культуре и искусству, а также выступление различных творческих коллективов нашего города и др.

Воспитательная работа включает тематические мероприятия, творческие встречи, концертные программы, которые дают возможность обучающимся реализовать себя, развить художественно – коммуникационные компетенции сотворчества с другими коллективами и учреждениями.

Занятия в ансамбле дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению.

На занятиях детям очень интересно играть в музыкально-дидактические игры, слушать и профессиональное исполнение на инструментах. Но так как дети еще очень малы и быстро утомляются, то и слушать рекомендуется детские произведения. Любимое занятие – отгадывать загадки. Они способствуют развитию логического мышления, воображения. Обучающимся нравиться исполнять частушки на различную тематику, Охотно исполняют частушки собственного сочинения, аккомпанируя себе на ударно-шумовых инструментах.

Большое удовольствие доставляют «публичные» выступления перед родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями.

Репертуар ансамбля разнообразен : вариации на тему русских, народных мелодий, военных песен, мультипликационных фильмов, цыганских наигрышей, вариации на классические произведения и т. д.

Народная музыка составляет основную часть репертуара ансамбля русских народных инструментов. Репертуар, состоящий из легких обработок русских народных песен («Во поле береза стояла», «Во саду, ли в огороде», «Ах, вы сени») позволяет учащимся 7 – 8 лет познакомиться с народным инструментальным творчеством. Простая аранжировка дает возможность не только сольно исполнить на музыкальном инструменте (балалайка, металлофон, но и участвовать в составе ансамбля. Учащимся второго и последующих годов обучения подбирается репертуар, соответствующий их возрасту, технической подготовленности. Разнообразие репертуара (классика, обработки народных песен современными авторами, произведения военной тематики, обработки детских песен) помогает воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, дает высокие ориентиры в жизни и углубляет чувство патриотизма.

Сложность подбора репертуара состоит в том, что в ансамбле играют дети без музыкального образования, а состав ансамбля может меняться. Поэтому педагогу приходится самостоятельно делать аранжировки, произведений, подбирать фонограммы. Очень важно, чтобы изучаемый и исполняемый репертуар нравился обучающимся. С музыкальным репертуаром они знакомятся через прослушивание аудиозаписей, видео просмотров, посещение виртуальных концертов с дальнейшим анализом и обсуждением музыкальных произведений, манеры и техники исполнения.

В программу «Горенка» очень органично вписывается блок развития творческого мышления. Данная технология позволяет сочетать познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет обучающимся успешно решать творческие и социальные задачи.

Применяемые методические приемы - эвристическая игра, мозговой штурм, коллективный поиск, позволяют получить неплохие результаты. Ансамбль РНМИ участвует в культурно – просветительских мероприятиях Дома детского творчества, муниципалитета. Ансамбль «Горенка» принимает участие в конкурсах различного уровня.

Таким образом, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных методических приёмов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых русских народных инструментов, многократное использование знакомого репертуара, постепенное усложнение его, дифференцированный подход к детям, помощь педагога, заинтересованность родителей – позволяют достичь положительных результатов в приобщении детей к русской народной культуре, воспитать гражданина. Игра на РНМИ адаптирует детей в социуме, развивает у них мобильность, динамизм, конструктивность.

Мир искусства. Мир творчества. Мир детства. Эти понятия неразрывно связаны друг с другом. Поэтому когда ребенок идет по пути постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущим позитивную энергию, то можно быть уверенным, что и в будущем он выберет для себя путь созидательной деятельности и активной жизненной позиции.

Список литературы:

1. Бударина Т. А., Корепанова О. Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 115 с.

2. Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М. : Музыка, 1975. – 128

3. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. – М. : Педагогика, 1985. – 352 с.

4. Пинягина И. Ю. Роль классической музыки в формировании личности: Уфа, 2014.-150

Информационные ресурсы

1.https://vestnik68.ru/201805225732/glavnaya/v-ilovay-dmitrievskom-filiale-pervomayskoy-shkoly-sostoyalsya-vecher-pamyati-imperatorskoy-semi-uchastie-v-kotorom-prinyal-episkop-michurinskiy-i-morshanskiy-germogen.html

2. https://vestnik68.ru/201805185713/glavnaya/segodnya-v-pervom-korpuse-pervomayskoy-shkoly-torzhestvenno-provodili-v-armiyu-pervomayskih-prizyvnikov.htm

Публикации по теме:

Анализ работы кафедры дополнительного образования за 2014–2015 учебный год В 2014 – 2015 учебном году кафедра дополнительного образования работала на основании локальных актов образовательного учреждения, решая.

Праздник русских народных игрПраздник русских народных игр Праздник наш не простой, а народный, игровой! А разве такой бывает? Да ещё как бывает! В народные игры любили играть ещё наши бабушки.

Игра на детских музыкальных инструментах в детском саду Требование гуманизации образования, выдвинутое психологами и педагогами, предполагает большое внимание к развитию музыкальных способностей.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Картотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментахКартотека стихов для озвучивания на детских музыкальных инструментах «С добрым утром» Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись.

Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр в обучении детей игре на музыкальных инструментах» Мастер-класс для воспитателей «Использование музыкально-дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Результаты работы с дошкольниками младшей группы по организации кружка дополнительного образованияРезультаты работы с дошкольниками младшей группы по организации кружка дополнительного образования В 2019-2020 учебном году с дошкольниками младшей группы были организованы занятия покружку дополнительного образования «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»(по.

Совместная творческая деятельность педагога с детьми во второй половине дня. Фотоотчет. Из опыта работыСовместная творческая деятельность педагога с детьми во второй половине дня. Фотоотчет. Из опыта работы Уважаемые гости моей странички!Дорогие друзья! Одной из важных задач, поставленных перед педагогом в реализации вечернего времени, является.

Стихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAMСтихи о музыкальных инструментах ко Дню музыкальных импровизаций на МAAM Здравствуйте, уважаемые коллеги. На музыкальных занятиях я знакомлю детей с музыкальными инструментами. Для этого я сочинила небольшие стихи,.

Библиотека изображений:

Публикация Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению игре на русских народных музыкальных инструментах (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Чупина Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Из опыта работы педагога дополнительного образования по обучению игре на русских народных музыкальных инструментах
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 11:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД