Получи документы

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста культуры природолюбия»

Светлана Пушкина
Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста культуры природолюбия»

В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, — это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру.

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, которая способствует созданию наиболее благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формированию основ экологической культуры в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей дошкольного возраста.

Публикация «Из опыта работы „Формирование у детей дошкольного возраста культуры природолюбия“» размещена в разделах

Цель программы:

Формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Следовательно, под «природолюбием детей дошкольного возраста будем понимать отношение между дошкольниками и окружающим миром, основанное на любви к природе, выражающееся в поступках и действиях, и проявляющееся в практической деятельности по сохранению природы и окружающей среды.

С какого возраста надо формировать любовь к природе?

С самого рождения ребёнка! Все начинается со средств народной педагогики - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Печально, но развитие культуры подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. Дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их прагматизму на следующих примерах: «Костёр сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много».

Готова ли современная семья дать ребёнку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Как показывает практика, далеко не всегда. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам: этим должны заниматься воспитатели; нет необходимых знаний; нет времени заниматься воспитанием; для этого есть лето.

Сегодня я поделюсь опытом работы по формированию у детей любви к природе, включающим в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т. е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.

Наши воспитанники имеют возможность наблюдать за растениями и животными не только на специально организованных занятиях, но и в процессе повседневной жизни.

В группе создана необходимая предметно - пространственная среда (в том числе условия для самостоятельной и совместной деятельности детей, в течение дня ребёнок вовлекается в различные виды деятельности (наблюдения в группе, на прогулке, игры, чтение и обсуждение литературы, рисование и т. д.) У нас имеется специальная зона, где воспитанники имеют возможность закреплять свои знания, полученные на занятиях. Здесь настольно-печатные и дидактические игры «Что где растет?», «Что происходит в природе, «Времена года», пособия для индивидуальной работы (экологические перфокарты, картинки, альбомы для рассматривания.

Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников.

Особое значение по ознакомлению детей с природой я уделяю наблюдениям на прогулке. Например, осенью я просила обращать внимание на красоту осеннего наряда деревьев, любоваться им. Для детей с ОВЗ это очень важно, они получают яркие впечатления и положительные эмоции, которые стимулируют их к речи. Дети любят собирать опавшие разноцветные листья разной формы и цвета. Для того чтобы развить наблюдательность и расширить кругозор детей я использую листья в играх. Н-р с помощью Д/и «Листья», знакомлю детей с цветом, формой, величиной; в игре «С какого дерева листочек» - с их видовой принадлежностью. Использую листочки и при выполнении дыхательных упражнений, выкладывании букв, составляли декоративные узоры из листьев. Позднее, осенью, когда под деревьями оставались только сухие листья, слушали как они шуршат под ногами. Собирали их и утилизировали.

• При наблюдении с детьми каких-либо природных явлений использую художественное слово. Стихи о природе раскрывают, в поэтическом образе то, что остаётся ребёнком незамеченным при наблюдении. Они воздействуют на чувства, воображение, развивают и закрепляют умение вслушиваться в поэтическую речь, обогащают речь ребёнка.

• Детям в процессе наблюдения предлагаю Пословицы, поговорки, загадки, заклички, небольшие стихи. Образный язык их помогает выделить особенности явления, усилить эстетическое восприятие природы. Например: Во время наблюдения зимой за льдом, снегом, погодой загадываю загадки: Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно; Ни в огне не горит, ни в воде не тонет; использую пословицы: Береги нос в большой мороз; Мороз не велик, да стоять не велит и др. (Картотеки)

Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ речевого, нравственного, эстетического, патриотического воспитания.

Особое внимание, я уделяю знакомству детей с неживой природой : землёй, водой, воздухом и т. д. Например, мы постоянно наблюдали за цветом неба осенью и продолжаем эти наблюдения зимой обнаружили, что зимой земля светлее, чем небо. На такое явление в природе обращаю внимание детей при рисовании пейзажных картин.

Дети знакомились с таким понятием как ветер, причинами и условиями его возникновения. На участке при помощи флажков, вертушек мы определяли его направление и силу. На опытах дети получили возможность познакомиться с воздухом, учились превращать воду в твердое, жидкое состояние, наблюдали за паром.

В программе «Утренний круг», уточняя представления о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время вместе с детьми обсудили вопрос зимней подкормки птиц, подвела к пониманию того, что человек подкармливая птиц зимой, спасает их от гибели. Решили предложить родителям воспитанников принять участие в акции «Покормим птиц зимой». Родители откликнулись на просьбы детей и изготовили для группы кормушки. Такую акцию мы проводили и раньше. Кормушки у нас были самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями. Кормушки развешиваются на участке.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. В. А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости». В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям. (Демонстрация игр) Настольно-печатные игры: «Большой–маленький»; «Кто чей малыш?» «Почемучка»; «Накорми животное»; «Кто где живет?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; лото «Животное» мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы. Словесные дидактические игры: «Узнайте по описанию», «Съедобное – несъедобное», «Хорошо – плохо», «Что лишнее?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Это кто к нам пришел?» и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире. (Демонстрация словесных дидактических игр)

В своей работе широко использую принцип наглядного моделирования. С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. (Картинки в конвертах, схематичные и силуэтные модели)

В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи, поэтому я большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н. А. Рыжова, я с ней полностью согласна. Чтение сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают, запоминают (папка «Экологические сказки) Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. (Папка с программными произведениями). Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

К Всероссийскому дню чтения (9 окт. 2021г.) приглашаем родителей к сотрудничеству по созданию совместно с ребенком книжки-малышки, тем самым поддерживая интерес к книге.

Использование словесных логических заданий с детьми старшего возраста с ОВЗ показало, что они им доступны, воспринимаются с большим интересом и сразу дают возможность педагогу проанализировать знания детей, направленные на экологическое воспитание. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.

Материал для составления задач вы нейдете в книгах : Д. Зуева «Времена года», В. Бианки «Вести из леса», Э. Шима «Лесные разговоры», Н. Сладкова «В лесах счастливой охоты», а также в книгах других знатоков и любителей природы, писателей-натуралистов.

Решение экологических кроссвордов воспитывает познавательный интерес к природе, формирует реалистические представления о ней, способствует развитию умения анализировать содержание вопросов и загадок, припоминать забытую информацию и узнавать новую. Кроссворды для детей развивают сообразительность, внимание, память

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в сочетании с воздействием на детей в семье. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства. Поэтому, прежде всего выясняем с помощью анкетирования, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей. После чего проводим индивидуальные беседы с родителями, давая краткие советы и рекомендации. На собрании в форме «круглого стола, звучали выдержки из интервьюирования детей по данной теме.

Предлагаем родителям с детьми участвовать в интеллектуальных играх интернет конкурсов на тему экологии. Дети нашей группы и мы - педагоги сами участвуем в и блиц- олимпиадах.

Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация для родителей. Были предложены консультации «Ознакомление дошкольников с природой родного края», «Природа в жизни вашей семьи», «Экспериментируйте с детьми дома», «Игры экологического содержания, предложен список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей.

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления об её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшие задачи работы педагога с семьей.

Литература:

1. Программа «Наш дом - природа» под редакцией Н. А. Рыжовой.

2. Программа «Юный эколог» под редакцией С. Н. Николаевой.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

План работы по самообразованию в подготовительной группе «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей» Тема «Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей через художественную литературу» Цель: Систематизировать и обобщать.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:

Публикация Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста культуры природолюбия» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Светлана Пушкина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста культуры природолюбия»
Опубликовано: 11 марта 2022 в 10:31
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД