Папки-передвижки

Из опыта работы «Формирование мотивационной сферы личности дошкольников с ОВЗ»

Дарья Кубанцева
Из опыта работы «Формирование мотивационной сферы личности дошкольников с ОВЗ»

Педагог-психолог МБДОУ ДСКВ № 8

г. Ейска МО Ейский район

Кубанцева Д. А.

Для того чтобы раскрыть тему наиболее содержательно, следует определить, что мы понимаем под мотивационной сферой и мотивацией в целом. Мотивация – это осознанное намерение, побуждение к действию, а также способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Важно отметить, что, согласно исследованиям Л. С. Выготского, дети, имеющие нарушения развития, и дети, их не имеющие, развиваются по одинаковым законам. Следовательно, и этапы своего становления как личности проходят одинаковые.

Публикация «Из опыта работы „Формирование мотивационной сферы личности дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах

Уже в младшем дошкольном возрасте осуществляется плавный переход от стремления удовлетворить базовые (физиологические) потребности к удовлетворению потребностей, связанных с личностными и социальными потребностями (определенная одежда, игрушки, сладости и т. д.). Ребенок ищет разные способы получения желаемого, то есть он замотивирован возможностью обладать чем-то, что ему нравится, вызывает положительные эмоции. Достаточно часто взрослые пользуются этим и привлекают дошкольника к какой-либо деятельности, обещая желаемое в награду.

Похожая система эффективно работает и в дошкольном учреждении: у воспитанника есть определенная деятельность, которая нравится ему больше остальных (рисование, лепка, конструирование, раскраски, пазлы и т. д.). И часто, когда у ребенка нет желания выполнять какие-либо задания, нет мотивации для этого, возможно включение одного из наиболее привлекательных для него видов деятельности в ООД. При этом рекомендуется четко обозначить перед началом, после какого количества заданий воспитанник сможет порисовать/полепить/сконструировать. Не стоит употреблять расплывчатое «потом», у ребенка нет четких представлений о продолжительности такого отрезка времени, следовательно, мотивация к деятельности заметно снижена.

Во время работы с детьми, имеющими задержку психического развития и расстройства аутистического спектра, эффективность мотивации показывают игры и упражнения, которые изначально имеют в себе черты той деятельности, тех вещей, которые привлекают в повседневной деятельности. Если ребенку нравятся потешки и считалочки в стихотворной форме, мы в середине занятия (либо в другой четко обозначенный для ребенка момент) делаем паузу и хором ритмично проговариваем их, нередко с включением двигательной активности (попрыгать в ритм, что снимает психоэмоциональное напряжение (так как ребенок увлечен тем, что ему нравится, пусть и краткосрочно) и повышает мотивацию к дальнейшей работе в том же темпе. Например, некоторым очень нравятся рифмовки. И в подгруппе, и индивидуально мы беремся за руки, становимся в круг (комфортное отграничение от окружающих условий) и одновременно начинаем рассказывать рифмованные считалочки, стишки и прыгать в ритм.

В работе с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития, мотивацией становится сам процесс игры, взаимодействия с педагогом или сверстником, театрализация; использование звучащих игрушек и музыкальных инструментов. Одна из воспитанниц обожает пальчиковых кукол, и мотивация для нее – возможность поиграть некоторое время, представляя какие-нибудь реальные или выдуманные эпизоды. Мы договариваемся: сначала делаем упражнение, после него – играем в магазин или встречу гостей. Другому ребенку нравится звук металлофона, поэтому наше взаимодействие построено с использованием этого инструмента («Повтори-ка», «Сначала я, затем ты» и т. д.).

Чем старше становится ребенок, тем больше разновидностей мотивации к нему может применяться. Значимость приобретает соревновательный момент: кто лучше? кто больше? кто быстрее? и т. д. Важно помнить, что для детей проигрыш не является безусловным толчком становиться лучше, а даже, напротив, может ее «спугнуть». В подгрупповой работе могут использоваться, например, задания с пазлами, разрезными картинками («Кто быстрее соберет», «Собери и найди», когда дети собирают изображение одного из предложенных им предметов, находят сам предмет и быстрее кладут его в корзинку).

Мотивация к общению и взаимодействию в целом особенно ярко проявляется у детей, которые находятся в периоде адаптации. «Одному играть скучно, нужен кто-то еще» – один из ключевых моментов, формирующих этот вид мотивации. Привлечение педагогом такого ребенка в общую деятельность не только создает условия для удовлетворения данной потребности, но и делает взрослого в глазах ребенка тем человеком, которому можно доверять. Вследствие чего контакт налаживается быстрее, качественнее, отдача и работоспособность ребенка в тандеме с таким педагогом и сверстниками становится больше, значит, и мотивация к взаимодействию с ними растет.

Таким образом, формирование мотивационной сферы личности дошкольников с ОВЗ – достаточно длительный процесс, требующий включения педагога в деятельность ребенка настолько же, насколько необходимо включение детей в воспитательно-образовательную активность. Важным моментом становится использование в ООД тех видов деятельности, к которым ребенок наиболее предрасположен и которые вызывают у него положительные эмоциональные реакции, ассоциации. Так можно формировать положительное отношение сначала к отдельным моментам занятий, затем к ООД в целом, а значит, и повышать мотивацию ребенка к работе.

Публикации по теме:

Формирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом советеФормирование речи дошкольников старшего возраста. Сообщение из опыта работы на педагогическом совете Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем»Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Из опыта работы по развитию творческой личности ребёнка «Импровизируем, играем и ритм на барабане сочиняем» Импровизация – один из самых.

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания у старших дошкольников посредством ознакомления с природой» Меня зовут Пошивалова Наталья Юрьевна. Я работаю воспитателем в МБДОУ детский сад №12 «Светлячок», городской округ г. Бор. Стаж работы –.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Библиотека изображений:

Публикация Из опыта работы «Формирование мотивационной сферы личности дошкольников с ОВЗ» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Дарья Кубанцева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Из опыта работы «Формирование мотивационной сферы личности дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 6 марта 2023 в 12:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД