МААМ-картинки

Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольника

Надежда Бурмистрова
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольника

Использование здоровьесберегающих технологий

в музыкальной деятельности дошкольника.

Муз. руководитель МАДОУ д/с № 36 Бурмистрова Надежда Николаевна.

Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольника» размещена в разделах

Музыкально - оздоровительная работа – это организованный педагогический процесс, обеспечивающий каждому ребенку сохранение и укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровом образу жизни с целью формирования полноценной личности ребенка

Музыкально - оздоровительная работа решает образовательные задачи, такие как:

• развитие музыкальных и творческих способностей воспитанников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии. Исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка;

• формирование начала музыкальной культуры;

• развитие речи детей в процессе общения со сверстниками и взрослыми;

• создание предметно - развивающей среды и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.

Воспитательные задачи:

• формирование положительного отношения ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе;

• развитие у детей позитивной оценки действительности, взглядов, вкусов, проявлений одаренности в музыкальной деятельности;

• воспитание уважительного отношения к культуре страны, народа, родного города; создание основы для воспитания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья;

• создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

• повышение с помощью здоровьесберегающих технологий адаптивных возможностей организма (адаптирование защитных свойств, устойчивость к заболеваниям);

• формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Применение здоровьесберегающих технологий может варьироваться на каждом музыкальном занятии, в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности.

Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование следующих здоровьесберегающих технологий:

Валеологические песенки-распевки.

1) поднимают настроение;

2) задают позитивный тон к восприятию окружающего мира;

3) улучшают эмоциональный климат на занятии;

4) подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика.

1) положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении;

2) способствует восстановлению центральной нервной системы;

3) улучшает дренажную функцию бронхов;

4) восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

5) исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются:

• Укрепление физиологического дыхания детей (без речи);

• Тренировка силы вдоха и выдоха;

• Развитие продолжительности выдоха.

Вокалотерапия.

Волшебный мир музыки окружает нас всюду, и целительная роль пения стала общепризнанным фактом. Пение - идеальный способ лечения для детей с нарушениями речи, улучшает их артикуляцию и ритм. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов.

Голос – это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка. Я не занимаюсь постановкой голоса на музыкальных занятиях. Ребёнок учится петь свободно и легко, голос его развивается и укрепляется, особенно полезны для детей протяжные песни, которые развивают дыхание. Это очень полезно сказывается для детей с заболеваниями дыхательных путей.

Игровой массаж

• повышает защитные свойства верхних дыхательных путей;

• нормализует вегетососудистый тонус;

• нормализует деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желёз.

Пальчиковые игры.

1) развивают речь ребёнка;

2) развивают двигательные качества;

3) повышают координационные способности пальцев рук;

4)соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым

интонированием;

5) формируют образно-ассоциативное мышление.

Речевые игры.

1) эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности;

2) позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки;

Формирование речи у человека идет при формировании жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности, что эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей.

К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.

Игротерапия.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Используя в педагогическом процессе народные игры, мне не только удается реализовать обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщить детей к народной культуре.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения, обучают умению сосредоточится.

Применяя игротерапию различных направлений, одним из самых популярных считается сказкотерапия. Придумывая сказку, ребенок усваивает принятые в обществе морально-этические нормы и принципы

Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. Сказкотерапия используется во многих праздниках и развлечениях.

Музыкотерапия

1) способствует коррекции психофизического статуса в процессе двигательно-игровой деятельности;

2) слушание правильно подобранной музыки:

• повышает иммунитет,

• снимает напряжение и раздражительность

• уменьшает головную и мышечную боль

• восстанавливает спокойное дыхание

Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей. Замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими детьми.

Улучшается речевая и сенсомоторная функция.

Танце терапия

Цель танце терапии- посредством танцевальной импровизации выразить своё настроение, состояние. Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний.

Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогая добиться эмоциональной разрядки, снять умственную нагрузку и переутомление. Музыкально-ритмические упражнения формируют красивую осанку, укрепляют мускулатуру, развивают мелкую моторику, воспитывают выносливость. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движения и танец, помимо того, что снимает нервно- психическое напряжение, помогают детям быстро устанавливать дружеские связи друг с другом, а это также даёт определённый психотерапевтический эффект.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы.

Лого ритмика

Это метод преодоления речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании со словом, движением и музыкой, включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, танцы под ритмодекламацию или пение взрослого, ритмические игры с музыкальными инструментами, стихотворения с движениями.

Логоритмическая деятельность проводится 1 раз в неделю музыкальным руководителем и воспитателем. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе педагогов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, воспитатель продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Психогимнастика

Основные задачи психогимнастики:

1) Упражнять детей в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции, движения;

2) Коррекция настроения и отдельных черт характера;

3) Обучение ауторелаксации.

Основная цель психогимнастики – снятие психического напряжения, преодоление барьеров в общении, развитие личностного понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения.

Психогимнастика, прежде всего, направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в само расслаблении.

Дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, овладевают азбукой выражения эмоций. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Улыбкотерапия.

Здоровье детей станет крепче и от моей улыбки, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

Если ребёнок поёт весёлую песню и улыбается, то звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребёнка в результате постоянной тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней, и ребёнок уже с ней смотрит на мир и на людей.

Фольклорная арт-терапия.

Народный фольклор – это целая система интегрированной арт-терапии, включающая в себя разнообразные виды музыкальной деятельности. Знакомство с культурным наследием народа, имеет врачующее начало. Диапазон песен, удобный для детей, разнообразие игр, танцев и хороводов доставляет поистине колоссальное удовольствие для детей.

Праздникотерапия.

На праздниках важно настроить детей эмоционально, увлечь за собой в мир музыки и сказки. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор единственное средство развить ум ребёнка, обучить его и сохранить детство.

Максимально допустимая нагрузка, проветривание, освещение, удобная обувь, смена деятельности всё это укрепляет здоровье детей. Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях имеет оздоровительный эффект не только для детей, но и для взрослых, которые испытывают на себе положительное влияние.

Виды музыкальной деятельности могут варьироваться с здоровьесберегающими технологиями в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности, замещать и взаимозаменять друг друга.

Активная музыкотерапия направлена на активную деятельность (воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью голоса или инструментов). Она является важной составляющей музыкально-оздоровительной работы в ДОУ. Активные формы (вокалотерапия и игра на музыкальных инструментах) предполагают целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и рассматриваются как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей, а также коррекции.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшают внимание, память, психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов, имеющихся в наличии, можно изготовить и поиграть на самодельных инструментах-«шумелках» из коробочек, «стучащих» из деревянных палочек,, «шуршащих» из мятой бумаги и целлофана.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями.

Взаимодействие и просветительская работа с родителями производится посредством проведения консультаций, собраний на темы здоровьесбережения ребенка в семье, подготовки наглядного материала с советами и рекомендациями по занятиям с ребенком вне ДОУ на информационных стендах, Провожу театрализованные постановки; беседы о влиянии музыки на здоровье дошкольников. Это способствует повышению компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, установлению тесных эмоциональных контактов между детьми и родителями, а также психологическому комфорту дошкольников.

Совместная работа педагогов ДОУ.

Музыкальная деятельность с использованием технологий здоровьесбережения эффективна при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим строится планирование, направленное на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход деятельности, ее содержание и методы. Успех невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинского персонала ДОУ, воспитателя который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.

Результатами этой музыкально – оздоровительной работы являются

• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;

• Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;

• Повышение уровня речевого развития;

• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями);

• Стабильность физической и умственной работоспособности.

Алгоритм проведения музыкального занятия

с использованием здоровьесберегающих технологий.

(виды деятельности варьируются в зависимости

от плана занятия и настроя детей).

1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад.

2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмические упражнения.

3. Слушание музыки (активное и пассивное). Физкультминутка- пальчиковая или жестовая игра- 1 упр.

4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая или жестовая игра-1 упр.

5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.

6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики, психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.

7. Игра на ДМИ. Творческое музицирование.

8. Прощание. Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

Изученная методическая литература.

• Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста).

• О. Н. Арсеневская. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. Волгоград: Учитель,2011.

• Алябьева Е. А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие.

• Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам.

• Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.)

• Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры.

• Картушина М. Ю. "Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет" г. Москва, изд. ТЦ "Сфера", 2208.

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществоведческих дисциплин Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий.

Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье»Игротренинг с родителями «Использование здоровьесберегающих технологий в семье» Девиз «Через движения и игру – к лучшей жизни!» Цель: повысить эффективность работы с родителями по оздоровлению детей; сформировать потребность.

Использование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языкуИспользование здоровьесберегающих технологий при обучении дошкольников английскому языку Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»Мастер-класс «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ» Здравствуйте, уважаемые родители, гости, педагоги! Девиз мастер-класса: Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею,.

Отчет по самообразованию «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре» Отчет по теме самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры» за 2016-2018 год Цели:.

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:

Публикация Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольника (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Бурмистрова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности дошкольника
Опубликовано: 22 августа 2023 в 09:36
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД