МААМ-картинки

Использование вестибулярных пластинок Muppy в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Эльмира Филиппова
Использование вестибулярных пластинок Muppy в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Использование вестибулярных пластинок Muppy в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Рассмотрим алгоритм компенсации речевых нарушений :

- при нарушении проводящих путей необходимо формировать обходные пути, расширяя область внешних стимулов, за счет увеличения сенсорных ощущений (тактильных, вкусовых, мимика, жесты.)

-при очаговых поражениях (кисты) используется пластичность детского мозга и формируется компенсаторная область.

Публикация «Использование вестибулярных пластинок Muppy в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах

Таким образом, запускается речевой механизм. Данный алгоритм осуществим под воздействием логопедической, нейропсихологической коррекции и медицинского сопровождения. Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единого функционирования системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка. Для развития интеллектуального развития необходимо введение кинезиологических упражнений, которые позволяют активизировать межполушарное взаимодействие и обеспечить систематизированную работу полушарий мозга. Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Нарушение звукопроизношения у детей – это основная причина, по которой родители чаще всего обращаются к логопеду за помощью.

Известно, что неправильное произношение может быть обусловлено: механическими дефектами, особенностями иннервации артикуляционного аппарата, моторными несовершенствами органов артикуляции.

По данным отечественных исследователей, в последние годы увеличивается число детей с речевыми нарушениями, вызванными анатомическими дефектами периферических органов речи. В старшем дошкольном возрасте у детей с выявленными нарушениями фонетической стороны речи такие проблемы наблюдаются примерно в 40-60 % случаев. Среди наиболее распространенных нарушений дислалия, ринофония, фонетико- фонематическое недоразвитие, дизартрия.

Практика показывает,что для исправления речевых дефектов необходимо использовать в работе специальный комплекс упражнений- артикуляционная гимнастика и массаж, а так же дополнительные упражнения, включающие элементы миогимнастики, нетрадиционные приёмы работы, а так же инновационные технологии.

Об эффективности использования ортодонтических технологий и аппаратов в практике логопедической работы отечественные исследователи говорили давно. Григоренко Н. Ю., Цыбульский С. А. в своей работе «Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей с нетяжелыми аномалиями органов артикуляции(2005 г.) Архипова считает, что «работа по выявлению и устранению нарушений произносительной стороны речи, осложненных наличием анатомических дефектов артикуляционных органов, должна вестись на основе взаимосвязи педагогических и клинических методик, адаптированных к логопедической практике».

Открытием для логопедов стало появление на отечественном рынке вестибулярных пластинок MUPPY разработанных в Германии врачом- ортодонтомпроф. Хинцем.

Все вестибулярные пластинки выпускаются в двух размерах : пластинка с красным кольцом предназначена для детей в молочной прикусе (3-5 лет, с синим кольцом- для детей в сменном прикусе (5-7 лет). (рис).

Модели пластинок с динамическим элементом (бусинкой на металлической проволоке) развивают артикуляционную мускулатуру. Бусинка, закреплённая на проволоке, удерживает язык в физиологически правильном нёбном положении и одновременно стимулирует корень языка. Ребёнок при каждом глотательном движении рефлекторно раскатывает бусинку языком по твердому нёбу, стимулируя его мышечной тонус. При более интенсивных движениях языком осуществляется тренировка мелкой моторики мышц, что позволяет подготовить артикуляционный аппарат к формированию фонем, устранить проблему вялых мыщш при нарушении иннервации (дизартрическом компоненте).

В своей работе я использую вестибулярные пластинки с синим кольцом –для детей в сменном прикусе( 5-7 лет). Пластинка свободно располагается в преддверии рта перед зубами и удерживается на месте благодаря смыкательному рефлексу губ.

Классическая пластинка Muppy с бусинкой на спинке языка, (место локализации бусинки- в куполе нёба) используется для профилактики и устранения:

- дизартрии, обусловленной недостаточностью иннервации речевого аппарата;

-слабости или гипертонуса мышщ артикуляционного аппарата;

- нарушений произношения твёрдых и мягких согласных звуков;

-функциональной ринолалии, обусловленной недостаточным подъемом мягкого нёба.

Одна из функциональных форм –привычная открытая ринолалия – нередко наблюдается у детей после удаления аденоидных вегетаций или, реже, после постдифтеритного пареза;

Пластинка Muppy с бусинкой на альвеолах рекомендована при:

- вялом кончике языка (пониженном тонусе при стёртой форме дизартрии) ;

-различных формах сигматизма (межзубный, призубный, шипящий);

- ламбацизме (губно-губной, губно-зубной) (для совершенствования моторики кончика языка);

- при нарушениях произношения звука «р» (для совершенствования моторики кончика языка).

Экспериментальная работа по использованию двух моделей вестибулярных пластинок с бусинкой (с бусинкой к спинке языка и с бусинкой на альвеолах)проводилась в старшей группе ДО при «Школе-интернат № 1 г. Саратова» для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Продолжительность работы : октябрь 2021- апрель 2022 учебного года. Для эксперимента была выбрана старшая группа (возраст 5-6 лет). Именно в данном возрасте ведётся самая активная работа по коррекции звукопроизношения. Поэтому основной целью было узнать, насколько эффективно использование данных пластинок в процессе коррекции произносительной стороны речи.

Группа состояла из 8 детей со следующими диагнозами :

ОНР I уровня. ОНР IIуровня, ОНР III уровня, и ОНР осложненное дизартриечским компонентом, заикание.

Целью нашей работы на данном этапе было:

- изучение возможности использования ортодонтических вестибулярных пластинок Muppy с бусинкой в логопедической практике ;

- определение области применения и эффективности воздействия ;

- создание условий для оптимизации работы с данным аппаратом (взаимодействие с родителями, выработка гигиенических навыков ухода за пластинкой, поиск форм коррекционного воздействия, наилучшим образом подходящих для использования пластинок);

- сбор и обработка информации (анкетирование родителей, опрос воспитателей)

-анализ полученных предварительных результатов (фиксации положительной динамики, создание базы данных об успешном применении пластинок при разных вариантах речевого онтогенеза и разных видах патологии речи);

-выявлении противопоказаний;

В результате проведенной работы наблюдалась положительная динамика. Её вы можете на диаграмме.

Диаграмма положительной динамики формирования звукопроизношения у детей старшей группы.

Диаграмма 1. Октябрь 2021 г.

Баллы:

1 б. Навык не сформирован.

2б. Навык сформирован на низком уровне.

3 б. Навык сформирован, но ребёнком не используется

4 б. Навык сформирован и свободно используется ребёнком.

Диаграмма 2. Апрель 2023 г.

Уже после 1-го месяца использования регулярного использования пластинки с бусинкой были достигнуты следующие позитивные изменения:

- улучшился мышечный тонус и подвижность языка и губ;

-нормализовалась работа круговой мышцы рта;

-усилилась точность движений и переключаемость мышц рта;

- улучшилась работа и чувствительность кончика языка;

-закрепилась правильная верхняя позиция языка;

-сформировались предпосылки для нормального носового дыхания;

Для достижения положительной динамики коррекционного воздействия необходимо :

- проводить дифференциальную диагностику и анализ речевых нарушений перед использованием вестибулярных пластинок;

- обозначить цели и задачи индивидуальной коррекционно-логопедической работы с ребёнком ;

-сформировать положительную мотивацию у детей;

-отработать систему взаимодействия с родителями и воспитателями ;

-обеспечить контроль регулярного использования пластинок;

-проанализировать динамику и обобщить результаты коррекции;

-сформировать выводы по итогам экспериментальной работы;

Таким образом, использование вестибулярных пластинок с бусинкой в различных вариантах для речевой коррекции значительно повышает эффективность упражнений, выполняемых ребёнком с логопедом,расширяя возможности коррекционного воздействия;

- дошкольный возраст наилучшим образом подходит для устранения проблем звукопроизношения, поэтому для оптимизации коррекционной работы необходимо использовать все возможные приемы, средства и инструментарий. Сочетание педагогических и клинических методик, адаптированных к логопедической практике- эффективный, а в некоторых случаях просто единственно возможный вариант своевременного устранения дефектов произносительной стороны речи;

- использование вестибулярных пластинок с бусинкой возможно в работе с детьми разных возрастов ; при этом должны учитываться, имеющиеся возрастные, поведенческие особенности, речевой онтогенез, сопутствующие проблемы развития ;

- для работы с вестибулярной пластинкой возможно использовать все формы занятий : индивидуальные и групповые, логочас, закрепление материала дома. При этом можно комбинировать, сочетать виды деятельности (использовать пластинку на занятиях по изо-деятельности, при прослушивании произведений художественной литературы, во время лепки).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Использование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 летИспользование балансировочной доски при коррекции нарушений в речевом развитии дошкольников 4–7 лет Одним из новых приемов коррекции различных нарушений в речевом развитии является мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция — это.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Кинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопедаКинезиологические упражнения для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи из практики учителя-логопеда Здравствуйте! Мне хочется поделиться своим опытом по развитию мелкой мускулатуры рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Не секрет,.

Конспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 летКонспект интегрированного коррекционно-развивающего занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5–7 лет .

Значение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речиЗначение фоноритмических упражнений для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи В 1950 году фонетическую ритмику, как верботальный метод реабилитации лиц с серьезными проблемами в коммуникации, разработал лингвист Петер.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Опыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звукамиОпыт организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками Хочу поделиться небольшим опытом организации предметной среды для ознакомления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с буквами и звуками.

Библиотека изображений:

Публикация Использование вестибулярных пластинок Muppy в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Эльмира Филиппова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование вестибулярных пластинок Muppy в коррекции речевых нарушений дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Опубликовано: 25 апреля 2023 в 16:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД