Папки-передвижки

Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста

Ольга Суханова
Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста

Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкальной деятельности дошкольников.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Мнемотаблицы как способ моделирования эффективны при запоминании новой информации. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Использование в работе с дошкольниками мнемотаблиц (технологии моделирования) помогает развивать у детей ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.

Публикация «Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Основная цель – повысить уровень умственного развития детей и помочь детям упорядочить и систематизировать музыкально-образовательную информацию. Теоретические и практические наработки позволяют выработать следующую последовательность обучения дошкольников приемам моделирования.

1этап.

Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).

1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы о музыкальном произведении.

2. Рассматривание готовой мнемотаблицы на интерактивной доске, составленной по содержанию песни. Расшифровка символов, раскодирование информации.

3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи педагога.

2 этап.

Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.

1. Сообщение темы.

2. Рассматривание общей схемы кодирования на интерактивной доске.

Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие: танец, марш, песня, колыбельная, времена года, композитор, музыкальный инструмент.

3. Составление модели информации о конкретной музыкальной теме с опорой на общую схему.

Моделирование осуществляется под руководством музыкального руководителя с использованием подводящих вопросов : Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?

4. Отгадывание загадок-мнемотаблиц, составленных музыкальным руководителем с опорой на общие схемы (О ком или о чем идет речь в музыкальном произведении).

3 этап.

Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.

1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.

2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному музыкальному материалу.

4 этап.

Цель: отработать навыки кодирования в разных видах музыкальной деятельности.

Моделирование применяется при слушании музыкального произведения как средство активизации воображения, музыкальной памяти, тембрового слуха, в процессе разучивания песни, в музыцировании, и в заключительной части занятия как средство анализа полученных знаний.

Пример работы в блоке «Что такое музыка.

Занятие 1

Знакомство детей с мнемотаблицей «Что такое музыка

Есть удивительный мир звуков. Но в него можно попасть только с помощью самого главного и самого музыкального ключа – это скрипичный ключ.

Музыку можно записать специальными значками, они называются нотами и живут на специальных пяти линеечках – домиках. Это нотный стан.

Все звуки по нотам исполняет специальный человек. Это музыкант.

Музыканту для исполнения музыки нужны специальные музыкальные инструменты.

Музыку можно исполнять и другим важным инструментом, который всегда есть у нас – это наш голос. Голосом можно исполнять хоровую песню. Это песня так называется, потому что ее поют много людей.

Есть и другая музыка. Ее исполняют голосом, когда засыпают или укладывают детей спать. Это колыбельная песня.

Под музыку можно и шагать. Это – марш. Такая музыка звучит на параде, на любом торжественном празднике.

А еще под музыку можно просто весело танцевать. Это – пляска. Такая музыка звучит на праздниках и разных веселых мероприятиях для радости и хорошего настроения. Вот что такое музыка!

Занятие 2

С опорой на мнемотаблицу с помощью музыкального руководителя, затем самостоятельно ребенок рассказывает о том, что такое музыка, учится обосновывать ответ, строить высказывания, доказывать.

Графические зарисовки мнемотаблицы в группе с воспитателем.

Занятие 3

Составление мнемотаблицы по теме «Музыкальные и шумовые звуки. Как их можно закодировать?»

Обозначим знаком-символом нотки музыкальный звук

а шумовые звуки -

летящим самолетом.

Какая музыка бывает по степени звучания?

(Громкая – тихая)

Какой знак выбрать? Какое изображение можно выполнить?

Рассматривание предложенных детьми символов кодирования, похвала детей, придумавших свои интересные знаки.

Для закрепления знаний используются модели-загадки «Какая музыка спряталась (Колыбельная, марш, танец).

Еще одну мнемотаблицу «Как звучит музыка

Рассказыем, что музыка, как художник, тоже умеет рисовать, только не красками и карандашами, а своими музыкальными звуками. Она может звучать отрывисто и

монотонно как часы,

шумно и дробно как дождик за окном,

ласково и нежно как колыбельная песенка,

бодро, отрывисто и быстро, как топот лошадки,

громко и крикливо как бой кукушки,

весело и по-озорному, как зайчик на лужайке.

В дальнейшем при слушании музыкальных произведений, пении, ритмических движениях, можно по мнемотаблице находить ассоциации с тембром музыки, и называть этот тембр музыки словами, используя как можно больше эпитетов. Данная мнемотаблица помогает и при развитии ритмического слуха. Ребенку предлагается выбрать любую картинку на мнемотаблице, и попробовать воспроизвести этот ритм ладошками, притопами, выбранными музыкальными инструментами.

Мнемотехнику можно использовать для запоминания текстов песен, закличек. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание в тексте придумывается картинка (изображение).

Так, например, можно разучивать песню «Веснянка» в обработке Г. Лобачева.

1. Стало ясно солнышко припекать, припекать

Землю словно золотом, заливать, заливать

2. Громче стали голуби ворковать, ворковать

Журавли вернулися к нам опять, к нам опять

3. А в лесу подснежники расцвели, расцвели

Много цвету вешнего у земли, у земли

4. Ой ты, ясно солнышко, посвети, посвети

Хлеба, земля – матушка, уроди, уроди

Таким образом, весь текст песни изображается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Таким образом, у ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования, возникает возможность применения наглядной модели в уме, выделения в текстах песен самого существенного, предвидения результата собственных действий, преобразования имеющейся системы в новую.

Метод мнемотехники я широко использую на различных музыкальных развлечениях и праздниках, когда дети по мнемотаблице угадывают сказочного персонажа, который должен прийти к ним в гости.

Иногда по мнемотаблице дети угадывают, что они будут делать на празднике (петь, танцевать или играть). На праздниках, связанных с сюрпризами и подарками, по мнемотаблице дети находят место хранения подарков и сюрпризов. Такое применение мнемотехники обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, обогащает методологию музыкально-образовательной деятельности и повышает интерес детей к занятиям музыкой.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников посредством игры, логоритмики Доклад к презентации на тему: «Развитие музыкально-ритмической деятельности у старших дошкольников через игру, логоритмику». (СЛАЙД 1).

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Использование мнемотехники в становлении монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР Становление монологической речи занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его.

Конспект НОД по художественной музыкально-ритмической деятельности детей средней группы Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию детей средней группы (музыка) Выполнила:.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Презентация «Мастер-класс «Использование технологии мнемотехники по заучиванию стихотворения «Листки» Семена Когана» В начале старшей группы воспитанники испытывают трудности на занятиях в различных видах деятельности, а особенно по развитию речи, так как.

Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июньПланирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь Планирование музыкально-ритмической деятельности в старшей группе на июнь 1-я неделя Тема: День России Цель: Воспитание любви к Родине,.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей дошкольного возраста в образовательной деятельности. Консультация. Консультация для педагогов. Здоровье - это одна из главных ценностей жизни человека. Именно поэтому проблема ухудшения здоровья населения.

Видео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возрастаВидео и описание музыкально-ритмической композиции «Гномики» для детей младшего дошкольного возраста Музыкальное сопровождение «Маленькие гномики» (Альбинас Циплияускас) Это весёлый добрый танец, в котором дети могут проявлять свой артистизм.

Библиотека изображений:

Публикация Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Суханова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование технологии моделирования и мнемотехники в музыкально-ритмической деятельности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2021 в 23:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД