Лучший педагог года

Использование социо-игровых технологий в организации музыкальной деятельности с дошкольниками

Юлия Тютюкова
Использование социо-игровых технологий в организации музыкальной деятельности с дошкольниками

Цель: Обучение участников мастер-класса применению социо- игровой технологии в условиях регламентированной деятельности педагога и воспитанников.

Задачи:

- Научить участников мастер-класса приемам и методам применяемым в социо- игровой технологии.

- Повысить уровень методической и теоретической подготовки воспитателей-участников мастер-класса.

- Вызвать у участников интерес к социо- игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.

Ход мастер класса

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Публикация «Использование социо-игровых технологий в организации музыкальной деятельности с дошкольниками» размещена в разделах

Я хочу рассказать о социо- игровых технологиях.

Мы – педагоги дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предусматривает реализацию образовательной программы ДОУ в деятельности, специфической для детей дошкольного возраста, и прежде всего в игре. Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.

Ориентируясь на современные требования в системе образования, в педагогической практике стало актуально использовать социо-игровую технологию.

Сам термин «социо-игровой стиль» появился ещё в 1988 году.

Социо-игровая технология – это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками, сущность, которой его основатели А. П. Ершова, В. М. Букатов, Е. Е. Шулешко определили так: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки».

Социо-игровая технология способствует :

- движению (на занятиях дети подвижны);

-разнообразию, вариативности в видах деятельности;

-неуверенным детям преодолеть нерешительность;

-самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми.

Из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.

Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация) :

1. Игра для настроя на занятие (музыкальное приветствие)

2. Игры разминки (ритмические упражнения, пальчиковые)

3. Игры социо-игрового характера (групповые)

4. Игры творческого самоутверждения (вокальные и ритмические импровизации, пластические этюды)

5. Игры ассоциативного характера (на развитие воображения, фантазии)

5. Игры вольные, требующие передвижения (сюжетно-ролевые игры)

Данную технологию можно использовать как на музыкальных занятиях, так и при организации развлечений. Это даёт возможность объединить детей общим делом, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью целого коллектива.

Именно в условиях социо возможно, обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению.

Игра – ведущая деятельность, основное и любимое занятие детей. Именно с помощью игры мы можем научить детей взаимодействовать. (Игры, направленные на умение договариваться, приходить к общему мнению).

Эту технологию используют как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей.

Данная технологии ставит перед собой такие задачи:

-помочь детям научиться эффективно общаться;

-сделать образовательный процесс более увлекательным для детей;

-способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества;

-воспитать в дошкольниках желание узнавать новое.

Существуют «Золотые правила» социо- игровой технологии

(по В. М. Букатову,один из авторов этой технологии)

1 правило: используется работа малыми группами или как их еще называют «группы ровесников». Оптимальным, для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 5-6 детей. Деятельность дошкольников в малых группах - самый естественный путь к возникновению у них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.

Можно поделиться:

- по цвету волос, глаз, одежды;

- чтобы в имени хотя бы одна буква была одинаковой

- кто на каком этаже живет;

- четный-нечетный, однозначный-двузначный номер квартиры;

- найти на цельных и разнообразных открытках что-нибудь одинаковое и по этому «одинаковому» объединится в тройки;

- кто сегодня в детский сад приехал на машине, а кто пришел пешком и т. д.

2 правило: «Смена лидерства». Понятно, что работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер.

Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.

3 правило: обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения. Дети не только сидят, но и встают, ходят, хлопают в ладоши, играют с мячом. Могут общаться в разных уголках зала: в центре, за столами, на полу, и т. д.

4 правило: Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение во времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец, и требует определенной сосредоточенности.

5 правило: социо- игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

6 правило: ориентация на принцип полифонии: «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь с десяток». Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания.

Несмотря на то, что социо-игровая технология ориентирована на старший дошкольный и младший школьный возраст, элементы данной технологии можно использовать в работе с детьми младшего возраста.

В младшем это игры в парах, игры с правилами, хороводные игры.

Средний возраст – работа в парах, игры с правилами.

Старший возраст обучение работе в микро группах 3-4 человека.

В подготовительной группе – работа в микро группах 5-6 человек.

Плюсы социо-игрового стиля :

- Отношения: «ребенок-сверстники»;

- Педагог является равноправным партнером;

- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;

- Дети ориентированы на сверстников, а значит не являются покорными

исполнителями указаний педагога;

- Дети самостоятельны и инициативны;

- Дети сами устанавливают правила игры;

- Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;

- Дети договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль

слушающих);

- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;

- Дети помогают друг другу, а также контролируют друг друга;

- Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Используя социо-игровые технологии необходимо придерживаться определенной последовательности введения игр

1. Игры для рабочего настроя

2. Игры социо- игрового характера

3. Игры разминки

4. Игры творческого самоутверждения

5. Игры на воле

А теперь я вам предлагаю представить себя детьми и поиграть в игры, которые предлагают авторы данной технологии. Поскольку в технологии предлагается определённая последовательность проведения игр, первая игра для рабочего настроя.

Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость.

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Музыкальная игра «Здравствуй милый друг»

Зашагали ножки прямо по дорожке

Весело гуляли и друга повстречали

Здравствуй, здравствуй, милый друг

Ты посмотри вокруг

Ты мне только улыбнись, крепко обнимись

Для младшей группы (3-4 года) «Прятки с платочком»

Под музыкальное сопровождение дети и взрослый двигаются по залу. У взрослого в руках большой платок. С окончанием музыки дети приседают и закрывают глаза руками. Взрослый накрывает платком какого-нибудь ребенка, просит детей открыть глаза и угадать, кого нет? Кто спрятался?

«Солнышко ясное»

Один ребенок – солнышко. Он встает перед другими детьми и прячется. Можно за платок или за ширму. Дети поют: «Солнышко ясное, выходи! Солнышко ясное, посвети!» Ребенок – солнышко выходит. Дети протягивают ему руки ладонями вверх и поют: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!» Под музыку ребенок – солнышко ходит, гладит всех по очереди по ладошкам, а в конце музыки выбирает новое солнышко.

Музыкальное сопровождение нежное и светлое.

«Веселый бубен» Игра учит взаимодействовать друг с другом, поддерживать выступающего ребенка и развивает выдержку.

Эта игра легче проходит с детьми средней группы, или в младшей группе во второй половине учебного года.

Дети передают бубен по кругу друг другу. У кого бубен оказался в конце песенки, тот встает или выходит с бубном на середину круга, играет на бубне, а все поддерживают и хлопают.

Слова:

Ты катись веселый бубен

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился,

Тот сейчас сыграет нам.

«Козленок».

Данная игра способствует сплочению коллектива, развивает внимание.

Серенький козленок, маленькие рожки,

Поиграй, пожалуйста, для ребят на ложках.

Будешь козлик ты играть,

А мы станем повторять.

(ребенок – козлик играет на ложках ритмический рисунок, а затем дети отхлопывают заданный ритм ладонями). Затем ребенок-козлик выбирает ребенка, протягивает ему ложки и говорит:

Будешь ты теперь козленком,

Поиграй на ложках звонко!

«Друзья»

Достаточно сложная музыкальная игра со сменой партнеров и быстрым темпом, но если дети ее осваивают, то играют охотно и с большим наслаждением.

В игре дети знакомятся с таким понятием, как внешний и внутренний круг.

Побежали, побежали парами скорей, парами бегут, взявшись за руки

И друг другу погрозили: «Ссориться не смей!» грозим пальцем

Хлопнули в ладоши, хлопают в ладоши друг друга.

Крепко обнялись

Пару поменяли, внешний круг меняет партнеров

И за руки взялись.

Игры для социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Использование этих игр полезно в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому, можно использовать разминки-разрядки. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

«Передай другу»

Все садятся на стульчики в круг, через одного дается какой – нибудь предмет. Начинается музыка, этот предмет передают друг другу по кругу, следующий куплет, выполняются движения:

- хлопок по своим коленям, по коленям соседей одновременно – справа, слева.

- опять передают предмет

- руками дотронуться до плеч – руки вперед

- опять передают предмет

- повернуться в парах «игры в ладошки», развернуться к другому соседу, тоже самое

- опять передают предмет

- хлопки по спине с одной стороны соседу, затем развернулись с другой стороны.

Хороводная игра «Ау!»

Цель: развитие внимательного отношения друг к другу, преодоление барьера в общении.

Описание игры: ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Ваня (Даша, ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

«Запрещено движение»

Цель: формирование у детей навыков игры с четкими правилами, которые организуют, дисциплинируют, сплачивают, развивают быстроту реакции и вызывают эмоциональный подъем.

Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается движение, которое нельзя выполнять. Тот, кто нарушит этот запрет, выходит из игры.

Танец «Лавата» сближает малознакомых детей, создает дружескую атмосферу, способствует снятию барьеров в общении.

Дети, взявшись за руки, идут

1. Дружно танцуем мы, Тра – та - та, тра - та - та!

Танец веселый наш это-лавата!

Мои ручки хороши, хороши, хороши

Мои ручки хороши А у соседа лучше!

2. Дружно танцуем мы Тра – та - та, тра – та - та!

Танец веселый наш это –лавата!

Мои ножки хороши, хороши,Хороши!

Мои ножки хороши, А у соседа лучше!

3. Дружно танцуем мы Тра – та - та, тра – та - та!

Танец веселый наш это-лавата

Мои ушки хороши, хороши, Хороши,

Мои ушки хороши А у соседа лучше

Танец танцуем мы Тра - та –та, тра – та - та,

Танец веселый наш это лавата

3 Мой нос так хорош, так хорош, так хорош,

Мой нос так хорош А у соседа лучше

Танец танцуем мыТра – та -та, тра - та - та

Танец веселый наш это лавата!

«Цветные клавиши»

Дети делятся, на четыре группы, каждой из которых раздаются музыкальные инструменты. В центре находится дирижер, перед которым лежат на полу 4 разноцветные клавиши из картона. Каждой группе инструментов принадлежит своя цветная клавиша.

Дирижер наступает на одну из клавиш - играет та группа инструментов, которой принадлежит эта клавиша. Дирижер может наступать на 2 клавиши, тогда играют 2 группы инструментов и т. д. как только дирижер уйдет с клавиш и наступит на пол, дети должны положить инструменты на пол и перебежать по кругу к другой группе инструментов.

Игра повторяется с другими инструментами под любую ритмичную музыку.

«Паутинка»

Дети стоят в кругу. У музыкального руководителя в руках клубок ниток. Водящий крепко держит конец нити и бросает клубок любому ребенку, называя музыкальный инструмент. Ребенок, поймав, называет другой музыкальный инструмент, бросает клубок дальше другому ребенку и так повторяется пока нитка не кончится. Получается большая паутина.

Задача детей следить за натяжением нити. В конце игры ведущий предлагает детям полюбоваться полученным узором.

Музыкальная- коммуникативная игра «Ку-ку».

(Автор неизвестен) Дети стоят парами по кругу лицом друг к другу.

1 куплет: Я от тебя убегу, убегу…. на легком беге меняются местами – 3раза;

Спрячусь за деревом руки в кулачки закрыть лицо ладонями;

И скажу: «Ку-ку!» выглядывать справа, затем слева

Проигрыш: Внутренний круг хлопает, внешний – боковой галоп по кругу и возвращаются к партнеру.

2 куплет: Я от тебя уплыву, уплыву…. шагом меняются местами; махи руками (3 раза)

Спрячусь за лодочку присесть, закрыться руками «полочкой»

И скажу: «Ку-ку» встать, развести руки

Проигрыш: Внутренний круг хлопает, внешний – боковой галоп по кругу и возвращаются к партнеру.

3 куплет: Я от тебя улечу, улечу. На легком беге меняются местами, взмахи руками. Спрячусь за дерево закрыться «полочкой» И скажу: «Ку-ку» развести руки

Проигрыш: повторить

4 фигура Я от тебя убегу, убегу (меняются местами имитируя быстрый бег)

Я от тебя уплыву, уплыву (меняются местами имитируя плавание)

Я от тебя улечу улечу (меняются местами имитируя крылья самолета)

Я так играю, я с тобой дружу – пожать правые руки

Я так играю, я тебя люблю – обняться

Проигрыш: Кружатся парой поскоками и «твист», хлопки. Дети занимают свои места.

Игра поссорились-помирились очень нравится детям и ее можно применить на любом утреннике.

Я предлагаю поиграть в игру «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает». Считалкой выбираем ведущего, который произносит «День наступает – всё оживает», и задает кем будут играющие (бабочки, муравьи, птички, пловцы и т. д.) играющие двигаются под музыку хаотично (бегают, танцуют, прыгают, догоняют друг друга). Когда ведущий произносит вторую часть «Ночь наступает – всё замирает», то играющие останавливаются в причудливых позах.

Вариант:

-использование любых движений «День наступает – всё оживает»

-использование целенаправленных движений «День наступает – всё оживает» (сбор урожая, муравейник, железная дорога, плавание)

И в заключение работы хочу сказать следующее:

Организуя любую деятельность с детьми, педагог должен задавать себе простые вопросы, которые помогут увидеть реальную картину происходящего на занятии.

– Зачем я предлагала детям это задание?

– Зачем дети его выполняли?

Честные ответы на подобные вопросы помогут квалифицированно диагностировать свое поведение, интонацию, мысли, чувства, впечатления, желания, наполнят жизнь новыми смыслами деятельности.

Играет спокойная музыка.

Рефлексия

«Чемодан корзина – мясорубка»

На тарелочках лежат картинки: чемодан, мусорная корзина, мясорубка. Прошу выбрать картинку:

- Если вы готовы забрать с собой и использовать в своей деятельности, материал предоставленный на данном мастер – классе – чемодан.

- Если этот мастер – класс оказался ненужным, бесполезным, и Вы хотели бы его отправить в «мусор» - мусорная корзина.

- Если материал мастер – класса оказался интересным, но Вы пока не готовы использовать его в своей работе, Вам необходимо его додумать, доработать, «докрутить» - выбираете мясорубку.

Всем спасибо!

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Использование игровых технологий в НОД Весь путь развития дошкольного детства пронизан игрой. 1 слайд. Сухомлинский писал, что «игру недаром называют «ведущей» - именно благодаря.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ»Из опыта работы «Использование игровых технологий в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ» Как мы знаем, существуют разные виды деятельности: учёба, труд, игра, общение, творчество. Игра среди видов деятельности занимает немаловажное.

Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в социально-личностном развитии дошкольников» В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование социо-игровых технологий в организации музыкальной деятельности с дошкольниками
Опубликовано: 7 февраля 2024 в 10:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД