Получи документы

Использование сказкотерапии в психокоррекции речевых нарушений детей с нарушением речи

Христина Таранкова
Использование сказкотерапии в психокоррекции речевых нарушений детей с нарушением речи

Современный детский сад посещает немалое количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Среди них есть отдельная категория – дети с общим недоразвитием речи.

Л. И. Белякова, О. Н. Усанова,отмечают, что кроме речевых нарушений для этих детей характерны нарушения в работе познавательных процессов (восприятие, память, внимание).

Публикация «Использование сказкотерапии в психокоррекции речевых нарушений детей с нарушением речи» размещена в разделах

По мнению А. Н. Корнева, у этих детей необходимо поддерживать устойчивость внимания, так как это оказывает влияние на продуктивность выполняемой деятельности. Этим детям трудно дается усвоение таких понятий, как «слева», «справа», есть проблемы с общей и мелкой моторикой. Речевые нарушения сказываются и на личностном развитии детей, характере их взаимоотношений с другими.

В связи с этим актуальным становится вопрос психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, которая помогла бы справиться им с внутренними трудностями. Методы психокоррекционного воздействия в коррекции речевых нарушений разнообразны.

Одним из действенных методов психологической коррекции речевых нарушений, а также личностного развития детей с ОНР, является сказкотерапия. Сказкотерапия – это инновационная методика, использующая сказочную форму для развития речи, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром, позволяющая мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка. Исследованию сказок и метода сказкотерапии посвящены работы Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, А. В. Гнездилова, которые определяют сказкотерапию как процесс воспитания «внутреннего ребенка».

Широкое изучение теоретического материала и практического опыта по данной проблеме позволило использовать метод сказкотерапии в психологической коррекции речевых нарушений детей с ОНР в условиях нашего детского сада.

В процессе работы с детьми мы решали следующие задачи:

1. Способствовали преодолению имеющихся нарушений речи у детей и развитию всех компонентов речи посредством элементов сказкотерапии.

2. Развивали основные психические процессы и неречевые психические функции.

3. Способствовали развитию самоконтроля, снижению напряженности, тревожности.

4. Развивали нравственные качества.

При использовании сказкотерапии учитываются особенности речи, специфика возраста. Кроме того, сказки подбираются таким образом, чтобы дети могли соотносить их со своим жизненным опытом. Занятия по сказкотерапии проводятся в игровой форме, что вызывает у детей интерес. Они имеют свою определенную структуру и обязательные элементы:

1. Подготовительная часть: на данном этапе у детей формируется положительный эмоциональный настрой на выполнение упражнений и заданий. В начале сообщается тема занятия, происходит знакомство с текстом сказки.

2. Основная часть: детьми выполняются задания и упражнения, организуются игры. После проведения физкультминутки, проводится обсуждение сказки, составление рассказов.

3. Заключительная часть: подводятся итоги, воспитанники обмениваются мнениями и впечатлениями.

В своей работе мы используем сказки авторов О. В. Хухлаевой и О. Е. Хухлаева. Остановимся на них подробнее:

1) Сказка «Маша и медведь» помогает детям понять, что необходимо проявлять свои чувства, а не скрывать их от окружающих. На наш взгляд, она эффективна в работе с детьми, которые стараются не показывать окружающим такие чувства, как страх, злость, обиду, поскольку стремятся быть хорошими и никого не огорчать;

2) Сказка «Маленький медвежонок» используется в работе с детьми, имеющими трудности в общении со сверстниками, а также не редко проявляющими повышенную агрессивность по отношению к окружающим;

3) Использование «Сказки про Енота» помогает детям разрешать трудности, возникающие у детей в общении со сверстниками, формировать у них умения вступать в контакт, снижать зажатость и скованность;

4) «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму» и «Сказка о глупенькой маме» демонстрируют конфликтные отношения с родителями, которые вызывают негативные чувства (обиду, злость и пр.) Работа с использованием этих сказок помогает преодолеть неадекватные реакции детей на наказание, неодобрение.

В результате систематических занятий с применением сказкотерапии можно отметить, что дети стали эмоционально раскрепощенными, более общительными, снизились конфликтность в отношениях с окружающими и повышенная тревожность.

Результаты нашего исследования показывают эффективность данного метода в коррекции как речевых нарушений детей, так и в изменении их психологического статуса. Работая со сказкой дети приобретают умения общаться с другими детьми, учатся передавать информацию с помощью мимики и жестов, то есть прорабатывают свои проблемы в безопасной среде, в сказке и под руководством взрослого.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Познавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗПознавательные игры с использованием Bee-boot робот-пчелки в коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ Игры имеют большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей, и это не исключает ту категорию детей,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:

Публикация Использование сказкотерапии в психокоррекции речевых нарушений детей с нарушением речи (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Христина Таранкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Использование сказкотерапии в психокоррекции речевых нарушений детей с нарушением речи
Опубликовано: 21 апреля 2023 в 22:48
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД